Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Антикризисное управление предприятием

Нельзя рассматривать подъем экономики региона в отрыве от подъема промышленных предприятий. Но предоставляемые новые возможности устанавливают и новые требования к руководителям предприятий по скорейшему преодолению последствий затяжного кризиса.

Отсутствие должного внимания со стороны руководства предприятий к системе антикризисного управления и непринятие квалифицированных мер к появившимся предпосылкам ухудшения экономического состояния сведет усилия всего коллектива на нет. Преодоление кризисного состояния требует разработки специальных методов управления предприятием.
Рыночная экономика сформировала систему методов предварительной диагностики и возможной защиты компании от банкротства. Этот методический материал называется системой антикризисного управления. Реализацией этой системы на практике занимаются менеджеры по антикризисному управлению в тесном сотрудничестве с главами муниципальных образований и руководством предприятий.
Задача менеджеров состоит в том, чтобы диагностировать предполагаемое банкротство на ранних стадиях его возникновения. Это позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия. Если эти меры не выводят предприятие из кризиса и не способствуют его финансовому оздоровлению, оно в добровольном или принудительном порядке прекращает свою деятельность и начинает ликвидационные процедуры.
Цель антикризисного управления в этом случае формулируется следующим образом: возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
В соответствии с целью разрабатывается специальная политика антикризисного управления субъектом при угрозе его банкротства. Она представляет собой часть общей стратегии предприятия и заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики грозящего банкротства и механизмов оздоровления, обеспечивающих защиту от банкротства.

Осуществление данной политики предусматривает реализацию ряда ступеней исследования:
периодическое исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства;
определение масштабов кризисного состояния предприятия;
изучение основных факторов, обусловивших (и обуславливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие предприятия;
формирование целей и выбор основных механизмов антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства;
внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;
выбор эффективных форм санации предприятия;
финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве предприятия. Эти функции менеджмента возлагаются на ликвидационную комиссию.
Предпосылки неплатежеспособности и банкротства, а следовательно, причины асоциальности экономики многообразны, это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.

Внутренние факторы:
дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;
низкий уровень техники, технологии и организации производства;
снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности приводит к высокому уровню себестоимости, убыткам, «проеданию» собственного капитала;
создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства и производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства;
плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает организацию залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство;
отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики;
привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию;
быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

Внешние факторы:
экономические — кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия;
политические — политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;
усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса;
демографические — численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или иные виды товаров и услуг.
Банкротство, как правило, является следствием совместного действия внутренних и внешних факторов.
В развитых странах с рыночной экономикой, с устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 — с внутренними.

Михаил Григорьев
антикризисный менеджер, бизнес-адвокат, кандидат экономических наук, юрист

Ульяновск, ул. 12 Сентября, 91.
Тел. (8422) 32-46-46, 97-02-04, факс 32-22-71

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: