Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Автомобиль в Симбирске

Первые автомобили в Симбирске появились в начале XIX века. И если в 1907 году их было только два, то к 1913 году — уже тринадцать.

Бессмертные Ильф и Пет- ров признали, что пеше- ходы создали мир. «Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда родная планета приобрела сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты».
Чуть раньше — велосипедисты и мотоциклисты. Сто лет назад и те, и другие, и третьи уже колесили по улицам Симбирска, создав сразу массу неудобств и потрясений городским пешеходам и извозчикам.
Первой жертвой автомобиля в Симбирске, как писал краевед Юрий Ефимов, стал владелец магазина в Гостином дворе В.П. Нагашев. Это случилось 30 июля 1907 года близ арестант-ских рот на Александровской площади. Нагашев ехал в своей коляске в сторону Свияги, когда на выезде из города навстречу попался автомобиль. Лошадь, испуганная его шумом, понеслась и выбросила из экипажа седока. Со сломанной ногой он оказался в больнице, а машина скрылась с места «преступления», как написали бы в наши дни.
Надо думать, что это был какой-то заезжий автомобилист, так как своих автомобилей в Симбирске тогда насчитывалось всего два. Счастливыми обладателями их являлись суконный фабрикант А.В. Арацков и владелец механических мастерских Н.В. Голубков. Кроме двух автомобилей, в городе была одна мотоциклетка, «хлопуша», как прозвали ее пешеходы, и около полутора сотен велосипедов.
Заботясь прежде всего о пешеходах и их безопасности, весной 1909 года губернатор Д.Н. Дубасов обратился в Городскую Управу с предложением разработать для Симбирска «Обязательное постановление об езде на велосипедах и автоматических экипажах и об установлении с них сбора в доход города». Дума собиралась недолго, и осенью Постановление и Правила увидели свет.
Первые десять пунктов Постановления были общими для велосипедов и «автоматических экипажей», под которыми подразумевались мотоциклы и автомобили. Так, параграф первый гласил, что правом езды по городу на данных средствах передвижения обладают лишь те лица, которые получили в Городской Управе установленного образца билеты и номерные знаки. Чтобы получить билет, водители должны были выдержать испытательный экзамен перед комиссией, состоящей из представителя Управы, двух экспертов и полицейских чинов. Этот билет водители, трогаясь в путь, обязаны были всегда иметь при себе и ни в коем случае не передавать его другим лицам, так же, как и номерные знаки. Каждое средство передвижения должно было иметь исправный тормоз, сигнальный рожок и фонарь для ночных поездок. Номерной знак на велосипедах укреплялся позади седла, на автомобилях и мотоциклах он тоже размещался сзади и еще писался масляной краской на фонаре.
Скорость проезда по городу ограничивалась 15 верстами (16 км) в час, а в людных местах и того меньше. Все ехавшие должны были придерживаться правой стороны, а объезд совершать с левой на небольшой скорости. Разумеется, запрещалось всем видам транспорта, включая и велосипеды, ездить по тротуарам, бульварам и общественным садам. Специально для автомобилистов и мотоциклистов правила запрещали садиться за руль людям, не достигшим 17 лет.
За исполнением всех пунктов Постановления следили полицейские. Они составляли на нарушителей протоколы и направляли их в Городскую Управу для уплаты штрафов. Полицейские же имели право временно останавливать движение по каким-либо улицам, если этого требовали обстоятельства, например, приезд особ Императорской фамилии, крестный ход, базарная торговля и тому подобное.
«Правила о взимании в пользу города Симбирска сбора с велосипедов и автоматических экипажей» предусматривали плату за велосипед одного рубля в год, за автомобиль — полтора рубля за каждую лошадиную силу. От уплаты взносов освобождались велосипеды, мотоциклы и автомобили иностранных дипломатических представителей, а также машины, принадлежащие казенным учреждениям. Взносы полагалось платить в апреле на год вперед. Купившие велосипед или автоматический экипаж после первого июля платили только половину годового взноса. За несвоевременную уплату такового провинившиеся лица должны были выплатить в городскую казну пени в размере 50% (от суммы недоимки).
Но Правила и Постановление не гарантировали стопроцентной безопасности ни пешеходам, ни водителям. Газеты тех лет хотя бы раз в год да помещали в колонке «Происшествия» сообщения об авариях на симбирских дорогах, связанных с автомобилями или мотоциклами.
Чаще других упоминалась в них техническая и строительная контора «Товарищество», которая находилась на Большой Саратовской улице в доме Кудряшова. За год до первой мировой войны контора приобрела автомобили завода братьев Стивер. Водители конторы отличались особым лихачеством. Газета «Симбирянин» в 1913 году писала о них: «Таинственный автомобиль. В ночь с 7 на 8 мая по асфальтовой мостовой Гончаровской улицы носился туда-сюда большой черный автомобиль, занятый несколькими лицами. Автомобиль был без номеров и огней. На требования постовых городовых остановиться шофер прибавил газ и скрылся. Установлено, что автомобиль принадлежал технической конторе «Товарищество».
16 июля новое происшествие: «Вчера в 6 часов вечера лошадь извозчика №130, испугавшись быстро мчавшегося автомобиля №5 из гаража «Товарищества», бросилась на проволочную загородку разбиваемого городской управой сквера против почтово-телеграфной конторы, покалечила ноги. Автомобиль №5 уже уличался в быстрой езде. На него наложен штраф».
И все же появление «стального, кожаного и хрустального» чуда техники сделало жизнь обывателя более интересной, не говоря уж о самих обладателях автомобилей. К их услугам в Петербурге начали издавать новомодные журналы «Автомобиль», «Автомобильная жизнь и спорт». Первый выходил с 1901 года, второй — с 1909. Годовая подписка на каждый из них равнялась 5 рублям.
Даже парфюмеры не остались равнодушны к технической новинке. В городе Кельне на парфюмерной фабрике Ф. Мюль-генс создали «духи спортсменов-автолюбителей №4711». В рекламном прос-пекте к ним было написано:
«Не забывайте никогда, что снаряжение автомобиля будет не полным, если нет флакона «№4711 О-де-колона». Ничто так основательно не защищает ваше лицо от пыли, ваши нервы от ослабления, ничто так не освежает ваши разгоряченные глаза, как «№4711» ...Живительный аромат их гармонирует с спортивным костюмом и способствует тому, чтобы сила и присутствие духа оставались на неизменной высоте».
В крупных городах, где автомобилистов было много, создавались автомобильные общества, которые устраивали спортивные праздники и гонки. В 1910 году такой автомобильный пробег намечался между Саратовым и Симбирском. Состоялся он или нет, история умалчивает, зато доподлинно известно, что простое присутствие автомобиля на городском празднике «белого цветка» в Симбирске весной 1913 года (праздник организовало Симбирское отделение Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом) обеспечило его успех. Когда во время празднования на Гончаровской улице, где под звуки военного оркестра велась бойкая торговля белыми цветками, появился взятый напрокат автомобиль, украшенный крупными бумажными ромашками, вокруг собралась огромная толпа, и торговля перекрыла все рекорды. Как известно, кружечные сборы 1912-1913 годов от продажи цветков-сувениров позволил Лиге построить в городе амбулаторию для людей, больных туберкулезом.
Владельцы автомобилей, а ими были самые состоятельные горожане, такие, как А.А. Сачков, А.В. Арацков, Н.Я. Шатров, Л.И. Афанасьев и еще несколько человек, понимали, что иметь подобную роскошь может не каждый, потому иногда предо-ставляли свои автомобили для нужд губернии. Когда 14 сентября 1910 года в Симбирск прибыли министры П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин, чтобы осмотреть хуторские хозяйства губернии, губернские власти взяли на прокат у купца А.А. Сачкова и еще одного неизвестного нам лица два четырехместных автомобиля для поездки на хутора, расположенные за городом.
К 1913 году в Симбирске было 13 автомобилей и более 400 велосипедов. И если по-следние можно было купить в городе в магазинах Калякина, товарищества «Проводник» и других, то за автомобилями приходилось отправляться в крупные города, например, в Самару. Там в торговом доме братьев Клодт продавались американские «Форды» по цене 2375 рублей (для сравнения — годовая зарплата симбирского градоначальника (городского головы) составляла 4000 рублей). В Симбирске же покупателей ждали только подержанные автомобили. В 1911 году, после пяти лет эксплуатации, продал свой четырехсильный автомобиль (№2) Н.В. Голубков. В том же году в «Симбирянине» было помещено объявление: «За излишеством очень дешево продается с ручательством четырехместный автомобиль 18-24 лошадиных сил. Дом А.М. Наумова, Покровская улица» (ныне ул. Л. Толстого, 51). Жаль, что марки автомобилей объявления не указывали. Но подобных объявлений было немного.
Перед Первой мировой войной в городе начали появляться машины разного назначения. В 1913 году Городская Управа приобрела новинку — цистерну-автомобиль для поливки мостовых; их завезли в Россию только в 1912 году. И Симбирск успел одним из первых российских городов сделать нужное приобретение.
Тогда же появились в городе и первые «такси» — два частных пассажирских автомобиля. Их владельцы — крон-штадтский мещанин И.П. Котляров и крестьянин из села Анненково Карсунского уезда И.И. Кабанов — с разрешения Управы, уплатив соответствующие налоги в городскую казну, открыли в Симбирске автомобильный гараж, создав при нем фирму по перевозке пассажиров. Они целыми днями колесили по улицам, останавливаясь в указанных местах.
Война внесла свои коррективы. По постановлению правительства большинство легковых автомобилей, включая и личные, были изъяты у владельцев «для нужд военного времени», и в 1916 году за Симбирском числилось только пять авто.

Иллюстрации из архива Алексея Сытина.
Татьяна Громова

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: