Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Есть ли альтернатива Китаю?

Может ли ульяновский производитель противостоять экспансии товаров с Востока

За последние годы ульяновский рынок заполонили товары китайского производства. Это общероссийская тенденция: сегодня Китай рассматривает нашу страну, как один из самых перспективных и выгодных рынков сбыта. Может ли ульяновский производитель противостоять экспансии товаров с Востока?

Братья навек

Еще каких-то 30 лет назад в России трудно было найти китайский товар, а сейчас обойтись без китайской продукции и технологий практически невозможно - как обычному гражданину, так и отечественному производителю. Даже в производстве ульяновских внедорожников ныне используются «ингредиенты» из КНР.

Первыми китайскими товарами в России были пуховики, зажигалки, пуговицы, карандаши… Сегодня объем ширпотреба из Поднебесной достиг немыслимых масштабов, но вместе с тем увеличились и поставки высокотехнологичного товара, например, сложной бытовой техники. Китай вышел на первое место в мире по производству электроники, практически все компьютеры сегодня собираются в КНР.

- Сегодня в магазине не найдешь российского утюга - все китайское! - эмоционально восклицает исполнительный директор ульяновского регионального отделения РСПП Евгений Гамазин. - Китай привлекает в свою экономику лучших специалистов, скупает передовые технологии, как и Россия, импортирует сложное оборудование. Но если в нашей стране этот импорт зачастую ведет к прекращению выпуска отечественного оборудования, то КНР завозит высокотехнологичную технику для того, чтобы наладить ее выпуск у себя. В России же в лучшем случае организуются сборочные производства из готовых импортных запчастей и комплектующих. Нашему кожкомбинату дешевле сделать раскрой кожи в Китае. В Ульяновске остается только наклеить подошву…

Деловые отношения нашего региона с Китайской Народной Республикой развиваются с 1997 года. Подписаны соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях с провинциями Шаньси, Хунань. Ульяновский государственный и технический университеты сотрудничают с ведущими вузами КНР. В регионе реализуется ряд инвестиционных проектов с участием китайских компаний. Среди наиболее крупных - сотрудничество ГК «Волга-Днепр» с провинцией Хэнань по грузоперевозкам, китайская корпорация BAIC - партнер ульяновской компании «БАУ Мотор Корпорэйшн» по выпуску автомобилей.

Секрет «китайского чуда»

Владелец ульяновского юридического бюро Сергей Шаповалов открывает крышку своего  смартфона известного мирового бренда и показывает маленькую надпись «madeinChina»: «Когда мы говорим о качестве китайских товаров, то должны понимать, что китайцы, если перед ними поставлена такая задача, готовы производить продукцию мирового уровня. Соответственно, она и стоить будет дорого. А хотите копеечный товар - получите хлам». 

Г-н Шаповалов, как и многие ульяновские топ-менеджеры, собственники бизнеса, не раз бывал в Китае. Что и говорить, темпы роста восточного соседа ульяновцев впечатляют: повсюду строят жилье, дороги, новые производственные корпуса. Страна-стройка!

Да, в провинциях - грязь, бедность, много незарегистрированных жителей (похоже, статистика о численности населения Китая сильно преуменьшена). Но в больших городах - небоскребы, прекрасные дороги, отличный транспорт.

Китай стал идеальной производственной базой для «цивилизованного мира», благодаря комфортным климатическим условиям (как следствие, недорогим энергоносителям) и переизбытку дешевой рабочей силы. 

- У китайцев потрясающая командность духа, они очень управляемы, мнение руководства для них авторитетно, - отмечает Сергей Шаповалов. - Китайские работники в большинстве своем неконфликтные, непьющие, работоспособные. О таких кадрах российские работодатели могут только мечтать! 

Кому повезет

Тенденция - увеличение производства высокотехнологичных товаров - распространяется и на китайский автопром, который выпускает 18-19 млн. машин в год (почти вдвое больше, чем в США). «Это было нечто страшное», - так отзываются эксперты о первых легковых автомобилях производства КНР, появившихся на дорогах России. А сегодня, как отметил руководитель ульяновского дилерского центра, торгующего бюджетными иномарками российской сборки, «нашим главным конкурентом становится уже не отечественный, а китайский автопром, который серьезно поработал над качеством автомобилей, может предложить адекватные цены».

По сообщению агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей китайских брендов в России по итогам первого квартала 2013 года выросли на 30,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Совокупная доля «китайцев» в структуре авторынка по стране достигла 3,13% и впервые перешагнула порог в 3%. Как рассказали «ДО» в компании «Китайский автомобильный дом», эти же тенденции наблюдаются и на ульяновской земле: продажи автомобилей производства КНР в регионе растут. Чем «берет» китайский автомобиль? Прежде всего, доступной ценой при неплохом опционе и растущем качестве. Плюс, уже нет проблем с обслуживанием: сегодня в регионе работает два дилера по продаже марок Geely, Lifan, Chery, GreatWall. Последний пользуется особой популярностью, как в Ульяновске, так и во всей России: в текущем году продано 4615 автомобилей Great Wall, ставшего уже известным мировым брендом, что на 88% больше, чем за первый квартал 2012 года.

Все больше китайских техсредств сегодня используется в сфере общественного транспорта региона, и специалисты прогнозируют дальнейший рост автобусов из Китая на ульяновских дорогах. Как отметил руководитель местного автотранспортного предприятия, сегодня к качеству китайских автобусов особых нареканий нет, как нет проблем и с обслуживанием. Цены сопоставимы с российской продукцией, и существенно дешевле, чем у западных производителей. Так, комфортабельные автобусы со спальными местами для путешествий марки MAN, Mercedes стоят порядка 16-17 млн. рублей, китайские же аналоги - 6-7 млн. рублей.

Ульяновские автотранспортники, побывавшие в Китае на автобусном заводе Кинг Лонг, который мощно наращивает объемы поставок автотранспорта в Россию, лично убедились в том, что отечественные автопроизводители во многом серьезно проигрывают конкурентам из КНР. «Там» - высокая культура производства, постоянное расширение ассортиментной линейки. Есть такие позиции, которые российскими производителями не представлены вообще. Например, двухэтажные автобусы, спецтранспорт для детсадовцев.

Проигрывают «наши» и в сегменте мототехники. Прошли времена, когда ульяновский потребитель морщился при виде лэйбла «madeinChina» на мотоцикле. Теперь все понимают, что альтернативы Китаю, в общем-то, и нет. Это в советское время народ гонял на технике «ИЖ», «Урал», «Минск», «Восход»… Сегодня ряд марок исчез, репутация других подмочена. Как рассказали «ДО» в ульяновском магазине «Мото73», практически все представленные в регионе квадроциклы - китайского производства. Китайский товар - доступные цены: от 30 до 150 тыс. рублей. Можно было бы, конечно, привезти японскую технику, но кто купит квадроцикл за 300 тыс. рублей и выше?

Скутеры, которые продаются в ульяновских магазинах, тоже китайского производства. Только часть собирается непосредственно в КНР, часть - в России - из китайских же зачастей, по «их» технологии. Трудно сказать, какой лучше - все зависит от добросовестности производителя, а таковые есть и в Китае, и в России - отметили в «Мото73». Интересно, что братья-белорусы у себя на родине собирают мотоциклы из китайских «ингредиентов», но этот товар позиционируется, как «наш, белорусский!»

А вот в чем реально российские производители легкой мототехники могут конкурировать с китайскими коллегами, так это по велосипедной группе. Сегодня ульяновцы охотно приобретают продукцию отечественных марок Stells, Forward. Китайские аналоги несколько дешевле, но и переключатели у них слабоваты, резина похуже. Однако и этот товар пользуется определенным спросом: все-таки для большинства ульяновцев определяющей является цена.

Нелегко легпрому

Нешуточная конкуренция развернулась и между российским и китайским легпромом. Как отметили в Союзе предпринимателей легкой и текстильной промышленности России, сегодня доля китайских товаров на территории РФ подошла к критической черте в 60%. Дальше для отечественных производителей, как говорится, - «точка невозврата».

Эксперты отмечают, что в российских магазинах одежды и обуви, в том числе, детского ассортимента, продается не только легальный товар китайского производства, но и низкопробный контрафакт.

Отметим, что Китай ежегодно вкладывает в развитие своей легкой промышленности порядка 3 млрд долларов, помощь же российским текстильщикам от государства гораздо скромнее: не более 15 млрд рублей в год. Но по экспертным оценкам, для того, чтобы российский легпром  упрочил свои позиции, необходимо ежегодно около 20-30 млрд долларов - в рамках правильно разработанной стратегии развития отечественной текстильной и легкой промышленности до 2020 года. Только так можно рассчитывать на увеличение доли российских товаров до 50%.

- Мы делаем все возможное для того, чтобы сохранить производственные мощности предприятия, - рассказала «ДО» руководитель ульяновской трикотажной фабрики «Русь» Зинаида Измайлова. - Конечно, «победить» Китай невозможно, но сосуществовать с ним реально. Надо понимать, что китайские товары, в основном, приобретают мало оплачиваемые слои населения. Более обеспеченные россияне все-таки предпочитают российский товар - качественный, экологичный, гипоаллергенный. Особенно это актуально для детской группы. 

Восемь отрезов парчи

Конечно, есть немало китайских товаров, которым сложно (да и не нужно!) найти достойную альтернативу не только в России, но и во всем мире. Например, изысканный чай (его стоимость начинается от 200 долларов за килограмм), натуральный шелк. Или взять такие нематериальные ценности, как нетрадиционная китайская медицина (благодаря которой, в частности, в Поднебесной Империи так много долгожителей). Уникальные методики (искусство Тайчи) внедряются и в Ульяновске. Предприниматель Сергей Шаповалов, получивший сертификат Почетного ученика школы Ян (ей более 300 лет), открыл в Ульяновске школу «Путь к своему здоровью», где с помощью комплекса простых движений «Восемь отрезов парчи» помогает людям избавиться даже от застарелых болячек.

 Китайская кухня - тоже из разряда «незаменяемых». Конечно, в Ульяновске вы вряд ли отведаете блюда, которые готовят где-нибудь на шанхайских улочках (например, жареную саранчу под «огнедышащим» соусом), но вот такие деликатесы, как утку по-пекински, рыбу, подающуюся с огнем, или салат с черными грибами и рисовой лапшой - вполне. В Ульяновске работает несколько аутентичных кафе и ресторанов - «Харбин», «Феникс», «Пекин»… Посетители ценят их не только за пикантную кухню с «китайским» акцентом, но и за особый антураж, присущий подобным заведениям: дизайн, выполненный в «фирменных» китайских красно-золотых тонах, фонарики под потолком, массивная мебель, спокойная атмосфера. Можно даже медитировать под восточные напевы!

А разве станет разубеждать менеджер турагентства ульяновского туриста, пожелавшего отправиться посмотреть древнюю и прекрасную страну-загадку? Разве можно найти на планете место, похожее на Китай?

Как отметила директор ООО «Туристический центр» Инна Полеванова, главные достопримечательности КНР, интересные ульяновским путешественникам: Великая Китайская стена, столица государства - Пекин. Одно из популярных направлений - тропический остров Хайнань, так называемые «Восточные Гавайи» (находится на одной широте с Гавайями), соседствующий с Гонконгом - крупнейшим деловым центром Азии, виза туда не нужна.

Китайским путешественникам, в свою очередь, интересен Ульяновск - с точки зрения истории социализма и коммунизма. Именно от наших восточных соседей исходит инициатива реализовать большой туристический проект «Китай-Ульяновск». Тема «красного туризма», которая перекликается с идеей создания музея СССР, может принести неплохие дивиденды жителям региона.

Кроме того, в рамках II Международного культурного форума власти региона обсудили с делегацией из КНР возможность реализации ряда крупных инвестпроектов, перспективные отрасли взаимовыгодного сотрудничества - авиационная, автомобильная, текстильная, деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, область высоких технологий.

Куда прыгнет «китайский тигр»?

Китайцы - одна из старейших наций на планете с большим запасом жизненной прочности, который помог этому народу не раствориться в песках времени, выдержать серьезные испытания. Даже экономический кризис 2008-го им удалось использовать себе во благо, «перетянув» к себе производства известных брендов.

Экономическое развитие Поднебесной империи сегодня идет такими темпами, что многочисленные эксперты убеждены: Китай скоро затмит собой США и станет новой сверхдержавой XXI века. А кто-то считает, что уже стал.  КНР сегодня принадлежит 9% мирового ВВП, а к 2030 году этот показатель может возрасти до 30%, в основном, за счет высокой производительности труда, низкой себестоимости продукции, развитой инфраструктуры, простоты ведения бизнеса. В 2001 году КНР вступила во Всемирную торговую организацию, что, вопреки пессимистическим прогнозам, ускорило темпы роста китайского экспорта. Восточная экспансия с уверенностью наступает по всем фронтам, китайцы сегодня везде, они, как вода, которая легко проникает в щели…

Между тем, альтернатива «китайскому тигру» есть, например, в мебельной промышленности. В ульяновских магазинах появляются предметы обстановки «оттуда», например, столики из ротанга, однако чаще всего горожане выбирают все-таки отечественную мебель. Хорошо бы сохранить эту тенденцию. Сельхозпереработка - еще одна отрасль в нашем регионе, в которой мы можем реально конкурировать с Китаем. Не секрет, что продукты из КНР, где с помощью огромного количества ядохимикатов снимают по три урожая в год, в большинстве своем экологически чистыми и полезными не назовешь… Так что, выбирайте отечественное! 

Есть отрасли, где мы почти «проиграли» Китаю, например, металлообработка, но если развитие реального сектора российской экономики станет во главу угла государственной политики страны, еще не все потеряно.

Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: