Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как защитить свои права при камеральной налоговой проверке

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован нормами Налогового кодекса. Однако налоговые органы не всегда строго его соблюдают. Отступления инспекторов от установленных требований дают основания предпринимателям не просто защищать свои права, но и добиваться отмены результатов проверки.

Назначение камеральной проверки
Основными целями камеральной проверки (КП) являются контроль представленных налоговых деклараций и документов, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги, выявление ошибок, анализ налоговой отчетности, оценка достоверности представленных сведений. С начала 2007 года в процедуру проведения проверки внесены изменения.
Камеральные проверки отличают следующие особенности:

  • контроль ведется в стенах налогового органа;
  • изучаются документы, которые представил налогоплательщик;
  • не требуется какого-либо специального решения руководителя налоговой инспекции;
  • результаты проверки используются для планирования и подготовки выездных налоговых проверок.


Сроки проведения камеральной проверки
Установленный НК РФ трехмесячный срок на камеральную проверку отсчитывается со дня сдачи декларации в налоговую инспекцию
(ст. 88 НК РФ). Ограничение срока проведения налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Если потребуется представить в налоговый орган дополнительные документы, прилагаемые к декларации, срок будет исчисляться со дня их представления (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.03 г.).
Чем грозит налоговому органу нарушение сроков проведения камеральной проверки? Проверки за пределами трехмесячного срока не являются основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за выявленные нарушения и не препятствуют взысканию недоимки (письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. №71).
Однако пропуск налоговыми органами установленного срока предоставляет возможность для признания недействительным требования об уплате налога (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.03 г., ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.03 г.).
Обратите внимание! При привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности бремя доказывания совершенного правонарушения лежит на налоговой инспекции (ст. 65 АПК РФ). Доказательства, полученные с нарушением, использовать в суде запрещается (ст. 64 АПК РФ).


Права проверяющих
Согласно новой редакции ст. 88 НК РФ налоговые инспекторы при проведении камеральной проверки вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие:
  • право на применение налоговых льгот;
  • правомерность применения вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • правильность исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Дополнительное представление документов предусматривается, если выявлены ошибки в заполнении налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Об этом факте сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
ПАМЯТКА: возможность истребования у налогоплательщика пояснений прямо предусматривается НК РФ. Они представляются в свободной форме с приложением документов, которые налогоплательщик сочтет необходимыми. Это его право, а не обязанность.
Представить дополнительные документы необходимо в течение десяти дней со дня получения требования (пп. 6 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 93 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ пропуск установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не- представленный документ.
Однако штрафа можно избежать. П. 3 ст. 93 НК РФ дает право налогоплательщикам уведомлять налоговые органы о случаях, когда по каким-либо причинам (например, из-за большого объема истребуемых документов) нет возможности представить документы в установленный срок. Это делается в письменном виде в течение дня, следующего за днем получения требования, с указанием причины и сроков предоставления. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на его основании продлить сроки представления документов или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.
Очень важно! Налоговые органы вправе дополнительно запросить только документы, имеющие прямое отношение к обнаруженным в декларациях ошибкам (постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.12.05 г. по делу №А56-10700/2005, ФАС Поволжского округа от 25.10.05 г.) и которые у налогоплательщика действительно есть (постановления ФАС Уральского округа от 11.03.03 г.).
Камеральная проверка не должна подменять собой выездную (постановления ФАС Уральского округа от 20.01.06 г., ФАС Поволжского округа от 12.01.06 г.).
Требование налогового органа представить документы должно быть оформлено письменно (п. 3 ст. 88, п. 12 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31.05.07 №ММ-3-06/338. Оно должно быть направлено не позже чем через три месяца со дня подачи декларации, если проводится камеральная проверка.
Обратите внимание на то, как оно составлено. В своих запросах налоговые органы должны указывать, какие именно документы они хотят получить. Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает за непредставление конкретных документов. Если истребуемые документы невозможно идентифицировать, налогоплательщик не обязан их представлять (Постановления ФАС Московского округа от 3.03.03 г. по делу №КА-А40/791-03, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.03 г.). Срок хранения документов установлен пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Иногда налоговиков не смущает истечение этого срока.
ПАМЯТКА: на устные требования налогового инспектора можно не реагировать (из п. 1 ст. 93 НК РФ).
Совет налогового консультанта: запомните правило: «Нет точного перечня документов — нет штрафа». Получив «неконкретное» требование из налоговой, напишите в инспекцию письменный ответ с просьбой его расшифровать.
Какие документы вправе запросить инспектор при проверке вашего контрагента? Конкретный перечень документов НК РФ не установлен. Главное, чтобы они были связаны с финансово-хозяйственными операциями, проводимыми между предпринимателем и контрагентом. Например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные документы, акты выполненных работ, выписки из книги покупок, отчет комиссионера (если заключен посреднический договор).

Ограничения полномочий инспекторов
Если в рамках камеральной проверки предприниматель не представил документы, то это не дает налоговым органам право проводить выемку документов в порядке ст. 94 НК РФ и осматривать помещения налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского округа от 17.01.06 г., ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.02 г.). Такая процедура производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п.1 ст.94 НК РФ).
Часто на практике предприниматели подают уточненные налоговые декларации для уменьшения своих налоговых обязательств перед бюджетом. Срок представления уточненной налоговой декларации НК РФ не ограничивает.
Вправе ли налоговый орган провести повторную камеральную проверку и по ее результатам вынести новое решение?
Письмо Минфина РФ от 31.05. 07 г. № 03-02-07/1-267 разъясняет, что, несмотря на отсутствие в НК понятия «повторная камеральная проверка», чиновники допускают ее проведение в случае представления уточненной налоговой декларации.
В соответствии со ст. 101 НК РФ по итогам проверки может быть вынесено решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ошибки проверяющих
1. Несвоевременное получение налоговым органом налоговой декларации, отправленной по почте.
Вины ни налогоплательщика, ни налогового органа в работе почты нет. Но нередко налоговики забывают о том, что датой представления налоговой декларации является дата ее отправки по почте с описью вложения (а не момент получения инспекцией).
В результате это может привести к блокировке расчетного счета налогоплательщика. Недоразумение улаживается в пользу налогоплательщика после его явки в инспекцию с почтовой квитанцией.
2. Инспектор, найдя нарушение, тут же пишет акт проверки.
Для него все понятно и никаких разъяснений со стороны предпринимателя не требуется. Такая ошибка инспектора может быть на руку налогоплательщику в суде. Нарушено требование п. 3 ст. 88 НК РФ. Конституционный суд РФ в своем определении от 12.07.06 № 267-О отметил, что налоговые инспекторы не могут произвольно отказаться от дополнительных сведений и объяснений.
3. Забыли «пригласить» на рассмотрение возражений по акту проверки.
Такая забывчивость может стоить налоговикам проигрыша в суде. Нарушено требование п. 2 ст. 101 НК РФ. Суд на основании п. 14
ст. 101 НК РФ может отменить любое решение по акту проверки.
4. Начислили штраф без камеральной проверки.
В последнее время налоговики наладили между собой обмен информацией, которую стараются использовать для доначисления налогов. Но какие бы компрометирующие документы ни были у инспекции, камеральная проверка начаться не может. Они могут стать основой для проверки, но сам процесс начнется только после получения от плательщика налоговой декларации. К такому же выводу пришел и Президиум ВАС в постановлении от 26.06.07 г. № 1580/07.
5. Привлечение налогоплательщика к ответственности в случаях, когда нормы налогового права не должны применяться.
Например, штраф за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (один экземпляр которой сдается в налоговую инспекцию). Однако НК не обязывает представлять налоговикам эту декларацию. Поэтому ее несвое-временное представление не является налоговым правонарушением.

Оформление результатов камеральной проверки
Если в декларации не выявлены ошибки и противоречия, инспектор просто подписывает документ с указанием даты проверки на титульном листе. На этом камеральная проверка заканчивается. Если выявляется налоговое правонарушение, то составляется акт проверки. Этот документ должен быть готов в течение 10 дней после проведения ревизии. В акте по «камералке» обязательно указывается дата представления в инспекцию деклараций и прочих документов.
ПАМЯТКА: В п. 3 ст.100 НК РФ поименованы обязательные реквизиты акта. Проверьте указанные в акте нарушения, выводы и предложения проверяющего, ссылки на статьи НК РФ.
Предприниматель (его представитель) принимает акт под расписку, в которой указывает дату его получения. Однако он вправе не подписывать и не принимать акт. Это обязательно протоколируется. В этом случае акт отсылается по почте по месту жительства предпринимателя. Датой его вручения будет считаться шестой день с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Если предприниматель не согласен с фактами, изложенными в акте, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК) РФ. Возражения можно составлять в произвольной форме.
Главное — кратко и четко изложить все претензии и представить веские аргументы (документы или ссылки на законодательство). Руководитель инспекции назначает дату рассмотрения представленных возражений. Об этом сообщают налогоплательщику, который может присутствовать на заседании. В итоге либо принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, либо нет. Оно вступает в силу через 10 рабочих дней с даты его вручения предпринимателю.

Привлечение к ответственности по итогам проверки
Согласно ст. 101 НК РФ по результатам КП налоговики могут привлечь налогоплательщика к ответственности. Несоблюдение налоговым органом требований ст. 101 НК РФ является основанием для отказа во взыскании с предпринимателя налоговых санкций.
Если налоговая инспекция не известит налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки и наложит штраф, у него есть право обжаловать действия чиновников. Арбитражные суды считают, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст. 101 НК РФ, следует применять и для камеральной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1.04.03 г. по делу №А26-5383/02-26).

Обжалование
Добиться отмены незаконного решения должностных лиц налогового органа можно, обратившись в арбитражный суд либо в вышестоящий налоговый орган.
Пока налогоплательщик может сам определять, идти сразу в суд или до этого обратиться в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), но с 1 января 2009 года порядок досудебного обжалования решения инспекции станет обязательным (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не пропустите срок, установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ. Он составляет три месяца со дня получения решения инспекции, а не его вынесения. Это касается и камеральной проверки. Однако налогоплательщики могут ходатайствовать о восстановлении срока в случае его пропуска.
Очень важно! Право контролеров на взыскание штрафов во внесудебном порядке никто не отменял. Чтобы «заморозить» их исполнение, к исковому заявлению приложите ходатайство. В нем сошлитесь на возможность ревизоров бесспорно списывать деньги со счетов предпринимателя, что затруднит своевременно исполнять гражданские, налоговые и социальные обязательства.

обсудить статью


Эльмира Багаутдинова
эксперт-налоговый консультант УЦ «Раздолье»,
член Палаты налоговых консультантов России


Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: