Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Малый бизнес: цифры и факты

Прошли времена, когда на предпринимательских форумах о малом бизнесе говорили, прежде всего, как о субъекте поддержки власти. Сегодня этот сегмент предпринимательства рассматривается как рыночный институт, который обеспечивает формирование конкурентной среды, самозанятость населения, стабильность налоговых поступлений.

Динамика и тенденции

Один из основных индикаторов качества экономической среды региона — число малых предприятий и их «плотность», то есть количество на сто тысяч населения. Первый незначительный рост малого предпринимательства в Ульяновской области был отмечен в 2004 году (см. таблицу). Год спустя количество малых предприятий в регионе выросло с 4,9 тысячи до 5,8. А по итогам девяти месяцев 2006 года их уже числится более 7,5 тысячи. Число же индивидуальных предпринимателей увеличилось за текущий год с 24,6 тысячи до 25,3. Таким образом, общее количество субъектов малого ульяновского предпринимательства достигло 32,8 тысячи.
Однако если на начало 2006 года в среднем по Приволжскому федеральному округу на каждые сто тысяч жителей приходилось 600 малых предприятий, то в Ульяновской области этот показатель был равен 420. В настоящий момент цифра подросла до 560, что по-прежнему меньше, чем по ПФО.
На малых предприятиях области трудится более 70 тысяч человек. Это 11,5% от общего числа занятых в экономике региона. Если учитывать тех, кто работает у индивидуальных предпринимателей, то в целом в сферу малого бизнеса Ульяновской области привлечено 140 тысяч человек. Это 22,5% от всего работающего населения области. По данному показателю мы несколько отстаем от среднероссийского, который равен 24,7%.
Первая тройка отраслей, интересных малому бизнесу, определилась давно. 50,3% малых предприятий области занимаются оптовой и розничной торговлей (здесь трудятся 36% всех занятых в малом бизнесе), 14,8% — обрабатывающим производством (24,7% занятых), 10,5% — строительством (13,8% занятых).
Сегодня на уровне правительства региона ставится задача привлечь малый бизнес в такие секторы, как промышленность, наука и инновации, сельское хозяйство, транспорт, связь. Очевидно, что для этого нужно создавать условия. Вероятно — через оказание в приоритетном порядке мер государственной поддержки малому и среднему бизнесу именно в этих сферах.
— Картина развития малого бизнеса могла быть другой, если бы нам удалось реализовать предпринимательский потенциал общества, — считает министр развития предпринимательства Ульяновской области Вильдан Зиннуров. — По данным проведенных опросов, около десяти процентов граждан готовы открыть свое дело. Если учесть, что численность населения трудоспособного возраста составляет у нас в области порядка 840 тысяч человек, то нетрудно рассчитать потенциал развития малого предпринимательства. Получается 80 тысяч единиц хозяйствующих субъектов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это в два с половиной раза выше того, что мы имеем в настоящий момент. Реализация такого потенциала может изменить лицо экономики Ульяновской области.

Инфраструктура поддержки предпринимательства


Вклад малого бизнеса в экономику

Все более весомым становится вклад малого и среднего бизнеса в экономику области, в наполнение доходных статей ее бюджета. Положительная динамика инвестиций в основной капитал малых предприятий наблюдается на протяжении ряда последних лет (см. таблицу). При этом основная доля финансовых вложений приходится на предприятия, которые занимаются строительством (более 50%) и операциями с недвижимым имуществом (29%). На долю обрабатывающих производств приходится лишь 8% от всех инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Сегодня можно говорить о положительных примерах активной инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса. В числе реализованных или находящихся в стадии реализации проектов — производство пенополистирольной опалубки (ЗАО «Газнефтесервис»), строительство торгового центра на проспекте
Тюленева в Ульяновске (ООО «ТАИС»), создание сельскохозяйственного комплекса в Майнском районе (индивидуальный предприниматель Габайдуллин), создание сети киосков по обеспечению населения Ульяновска питьевой водой (ООО «Фирма «Надежда и КO»).
Инвестиции в малый бизнес имеют ряд особенностей, присущих только этому сегменту экономики. Прежде всего, малый бизнес боится внешних инвестиций, поскольку при успешном развитии дела более крупный и сильный внешний инвестор может забрать его себе. Поэтому для развития и расширения своего бизнеса индивидуальные предприниматели в большей степени ориентируются на привлечение заемных средств — банковские кредиты, лизинг, а также на вложение собственных средств.



Меры финансовой поддержки

Потребность малого бизнеса Ульяновской области в кредитных ресурсах оценивается на уровне 7-8 млрд. рублей. Такая сумма необходима в качестве оборотных средств. Кроме того, практически все малые предприятия нуждаются в модернизации своего производства, в замене парка технологического оборудования. В условиях, когда парк оборудования необходимо менять от 50 до 100 процентов, потребность в дополнительных кредитных ресурсах только производственных малых предприятий составит порядка 9 млрд. рублей.
Однако здесь видится очевидное противоречие. Потребность в кредитах есть, банки Ульяновской области реально способны увеличить объемы кредитования малого бизнеса, а банковские кредиты в источниках финансирования малых предприятий занимают лишь незначительную часть. И это отнюдь не ульяновская специфика. Так же, как в целом в России, росту объемов кредитования малых предприятий в нашей области препятствуют недостаток ликвидного обеспечения, высокие риски и как следствие — относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.
На 2007 год в рамках программы финансовой поддержки малого бизнеса планируется ряд мер. В их числе — создание областного залогового фонда (для предоставления недостающей части залогового обеспечения при получении кредитов субъектами малого предпринимательства) и субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам.
Все это будет осуществляться на конкурсной основе. А участие малых предприятий в этих мероприятиях потребует дополнительной подготовки. Для получения государственной поддержки будет необходимо разработать проекты, технико-экономические обоснования, бизнес-планы.



Положительный опыт

В качестве положительного опыта масштабного развития малого бизнеса можно привести реализацию региональной программы развития объектов придорожного сервиса. В течение 2006-2010 годов планируется дополнительно разместить в придорожной полосе автомобильных дорог области 204 объекта. В их числе 17 АЗС и 16 АГЗС, более 20 гостиниц, мотелей, кемпингов, 54 предприятия торговли, 48 пунктов питания, 30 станций техобслуживания.
В результате реализации этой программы к 2010 будет создано не менее тысячи новых рабочих мест, а налоговые поступления в областной и местные бюджеты увеличатся не менее чем на 35 млн. рублей в год. Общая потребность в инвестициях для реализации программы
составляет 400-450 млн. рублей.
Региональная власть приглашает инвесторов к активному участию в создании инфраструктуры региона. При этом органам местного самоуправления будет крайне необходимо проводить разумную налоговую политику в части ставок земельного налога и арендной платы за землю.



Молодежная школа бизнеса

Один из самых эффективных видов инвестиций — это инвестиции в человеческий капитал. При поддержке Правительства Ульяновской области в 2006 году открывается Ульяновское региональное отделение Молодежной школы бизнеса, которая призвана содействовать развитию предпринимательской инициативы школьников старших классов и студентов младших курсов и подготовке молодых лидеров.
Проект носит некоммерческий характер — для обучения школьников предоставляется 300 грантов учредителем Молодежной школы бизнеса Никитой Исаевым, Правительством Ульяновской области и региональным отделением «Молодой гвардии Единой России». Министерство развития предпринимательства обращается также ко всем предпринимателям области с просьбой выделить индивидуальные гранты на обучение талантливой молодежи в размере 10-15 тысяч рублей в год.

Что мешает малому бизнесу

Для ответа на этот вопрос Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» проводит ежегодные региональные исследования. Опрос 2006 года показал, что жизнь бизнеса из разряда «некрупного» легче не становится.
Исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России» проводилось совместно с ВЦИОМ и при поддержке Министерства экономики и торговли РФ. Затронуло оно 5,9 тысячи руководителей предприятий малого бизнеса 75 регионов России. Оценивалась поддержка малого бизнеса властями, правовая защищенность, безопасность, доступность финансирования и имущественных ресурсов, свобода конкуренции, влияние крупного бизнеса.
Как выяснилось, проблемы у малого бизнеса остаются теми же, что и год назад.
Согласно исследованию, 70% респондентов по-прежнему не могут приобрести бизнес-недвижимость, 60% жалуются на ограничение конкуренции «административным ресурсом», 60% заявляют, что в регионах берут взятки. Больше всего, по данным опроса, мешают малому бизнесу МВД, налоговики и Роспотребнадзор.
На преодоление административных барьеров малый бизнес тратит 9,6% от выручки, или почти 1 трлн. руб. в год. Итоги анкетирования позволяют утверждать, что за 2006 год эти расходы возросли на 1,1%.
Из всех предприятий малого бизнеса, прекративших свою деятельность за этот период, 25% закрылись из-за действий властей, 22% — из-за конкуренции с крупными компаниями. 51% респондентов винит себя в причинах закрытия собственных предприятий, ссылаясь на «низкую квалификацию» и «собственные ошибки».
При этом респонденты отмечают, что с 2005 года, во многом благодаря государственной программе поддержки малого бизнеса, выросла доступность финансовых ресурсов. 40% предпринимателей, ответивших на вопросы «ОПОРЫ России», отметили, что получение кредитов не представляет для них проблемы, а 24% — имеют возможность получить небанковский
кредит или ссуду.

12146

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: