Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Налоговое администрирование: что нового

Эльмира Багаутдинова - ведущий эксперт, налоговый консультант

Закон о мерах по совершенствованию налогового администрирования (№ 137-ФЗ от 27.07.06 г.) наконец-то принят. Им внесены изменения в первую часть Налогового кодекса РФ и в отдельные статьи части второй. Основные положения закона вступают в действие с 1 января 2007 года, некоторые — в более поздние сроки.

Достижения нового закона
В качестве достижений нового закона можно отметить следующее:
существенно реформирован порядок камеральных и выездных налоговых проверок;
ограничен перечень документов, которые можно истребовать при проведении камеральной проверки;
введены безусловные основания для отмены решения налогового органа;
изменен порядок взыскания штрафов;
определен срок вступления решения налогового органа в силу;
введен новый порядок апелляционного обжалования решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган;
у налогоплательщиков появится возможность избежать приостановления операций по счетам, предоставив налоговому органу банковскую гарантию;
разъяснения Минфина России об условиях налогообложения освобождают налогоплательщиков от пеней;
законодательно закреплен срок на судебное взыскание недоимки;
изменен порядок зачета и возврата налога;
сроки по общему правилу будут исчисляться в рабочих днях, и только при наличии специального указания — в календарных.
Таким образом, можно отметить, что основные обещания по улучшению налогового администрирования выполнены.

Изменения в порядке проведения налоговых проверок
С 2007 года порядок проведения налоговых проверок существенно изменен. В области проведения камеральных проверок произойдут следующие изменения:
инспекторы будут обязаны принимать исправленные налоговые декларации за любой период;
контролеры не смогут запрашивать дополнительные сведения и документы, кроме тех, которые необходимо представлять вместе с декларацией;
по итогам камеральной проверки при выявлении нарушений инспекторы будут составлять акт, на который организации также смогут высказать возражения. При этом все претензии необходимо будет документально обосновать;
сроки проведения проверки необходимо будет исчислять со дня вынесения решения о проверке и до дня составления справки о ее окончании;
инспекторы смогут провести повторную выездную проверку, если фирма подала уточненную декларацию, в которой сумма налога оказались меньше, чем ранее заявленная.

Если инспектор в ходе проверки декларации обнаружит ошибки и отклонения, он обязан предупредить об этом компанию. С момента такого «извещения» у нее будет пять дней, чтобы дать пояснения или исправить ошибки, представить подтверждающие документы. Требовать представить первичные документы инспекторы не вправе. Исключение составляют три случая:
- фирма заявила налоговые льготы,
- фирма хочет получить вычет по НДС,
- фирма платит за пользование природными ресурсами (НДПИ).
Общий срок камеральной проверки не меняется — три месяца со дня представления декларации.
А выездные налоговые проверки с 2007 года запретят проводить более двух раз в год. Пока для налоговиков установлен лимит в одну проверку. Как и сейчас, совершенно неважно, станут проверять фирму по одним и тем же налогам или по разным (ст. 89 НК РФ). В общем случае выездная налоговая проверка будет продолжаться два месяца. Но ее могут продлить до шести месяцев. Инспекторы также будут вправе приостановить выездную проверку на срок до полугода. Это произойдет, если им потребуется получить документы у контрагентов фирмы, информацию из иностранных государств, перевести документы на русский язык или провести экспертизу. Таким образом, общий срок проверки может растянуться до 12 месяцев.
Итоги выездной проверки должны быть отражены в акте — не позже чем через два месяца. На подготовку возражений компаниям дается 15 дней после получения акта.
Обратите внимание! Если у компании есть филиал, его могут проверить как в рамках выездной проверки головной организации, так и самостоятельно. Если же филиал проверяют обособленно, период такой проверки не сможет превышать один месяц.
Изменится и процедура встречной проверки, когда налоговики получают сведения о компании у ее контрагентов. Налоговики смогут требовать документы о компании у любых лиц, а не только у контрагентов по проверяемым сделкам.

Исчисление сроков рабочими днями
В настоящее время Налоговый кодекс не уточняет, в каких именно днях должны исчисляться сроки – рабочих или календарных. Это вызывало немало проблем на практике. Исчисление сроков рабочими днями позволит избежать накладок с выходными и праздниками.
С 2007 года сроки будут считать в рабочих днях, а календарные дни следует использовать, только если на это прямо указано в кодексе. Например, в календарных днях установлен минимальный срок для исполнения требования об уплате налога - десять суток с момента получения документа. Срок исполнения может быть и большим, если он указан в требовании.
С 2007 года увеличится срок, в течение которого фирма должна представить в инспекцию затребованные документы - с 5 до 10 рабочих дней. Если фирма не сможет представить документы вовремя, то в случае уведомления об этом инспекторов, ее не оштрафуют (ст. 70 НК РФ).
Обратите внимание! Сейчас инспекторы вправе направлять требование об уплате налога в течение трех месяцев после наступления срока его уплаты. Новая же редакция ст.70 кодекса предусматривает, что с 2007 года трехмесячный срок нужно будет отсчитывать с даты обнаружения недоимки.
Налоговая инспекция будет обязана в пятидневный срок выдать фирме справку о состоянии ее лицевых счетов, которые отражают расчеты с бюджетом.
Передавать документы в милицию контролеры смогут только в том случае, если компания не погасила недоимку в течение двух месяцев.
ПАМЯТКА: Понятие «месяц» не будет равнозначно «календарному месяцу». Это нововведение упростит расчет полного или неполного месяца при наложении штрафа за непредставленную декларацию.

Штрафовать за неуплату авансового платежа нельзя
В новой редакции ст. 58 НК РФ законодатели определили порядок уплаты авансовых платежей. Привлекать к ответственности за нарушение порядка уплаты авансовых платежей нельзя. Ранее такое же мнение высказали судьи (письмо Высшего арбитражного суда РФ от 17.03.03 г. № 71).Если авансовые платежи уплачиваются с опозданием, нужно заплатить пени. К сожалению, из новой редакции статьи не ясно, когда начислять пени: по итогам отчетного периода или также и внутри него. Поэтому вновь фирмы и предприниматели будут решать этот вопрос в суде.
ПАМЯТКА: Высший арбитражный суд РФ в постановлении от 28.02.01 г. указал, что пени нужно рассчитывать только по итогам отчетного периода.

Таким образом, с 2007 года нарушение срока уплаты ежемесячных авансов по налогу на прибыль будет основанием для начисления пеней. Причем порядок расчета суммы платежа не имеет значения.
Переплата по налогам
В ст. 78 и 79 НК РФ внесено немало изменений, касающихся порядка зачета и возврата переплаты по налогам. Новые правила будут применяться и к излишне уплаченным суммам авансов и штрафов (кстати, судьи и сейчас применяют к ним нормы ст. 78 НК РФ: п.10 информационного письма Президиума ВАС от 22.12.05 г. № 98). С 2007 года инспекция должна будет уведомлять фирмы о переплате не в течение месяца, как сейчас, а в течение десяти дней с момента ее обнаружения. Однако механизм такого уведомления в Законе не указан. Новая редакция кодекса дает налоговикам право направлять переплату и на погашение задолженности по пени и штрафам. У налогоплательщиков появится законное право требовать проведения сверки с налоговой инспекцией для выявления переплаты. Трехгодичный срок, который установлен для подачи заявления на возврат переплаты, теперь будет распространяться и на представление заявления о проведении зачета.
ПАМЯТКА: Три года следует отсчитывать со дня уплаты указанных сумм. В судебной практике и сейчас для возврата излишне уплаченных сумм также признается срок, равный трем годам (постановление ВАС от 3.10.05 г. №03-02-07/1-256).
Обратите внимание! Изменения, касающиеся зачета и возврата переплаты, будут распространяться лишь на те суммы, которые были излишне уплачены после 1 января 2007 года. Переплату, которая произошла раньше, зачтут или вернут по старым правилам. С 1 января 2008 года зачет излишне уплаченных (взысканных) федеральных, региональных и местных налогов будут производить по соответствующим видам налогов. Например, переплату по одному федеральному налогу будут засчитывать в счет уплаты других федеральных налогов. А «региональную» и «местную» переплату можно будет направлять соответственно в счет региональных и местных налогов.
Разъяснения Минфина России и иных уполномоченных органовПисьменные разъяснения Минфина России или иных уполномоченных органов будут обязательны для исполнения налоговой службой. Установлены четкие сроки, в которые Минфин должен ответить на запросы компаний - два месяца, разрешив продлять срок не больше, чем на месяц. С 2007 года в случае, если организация воспользовалась ошибочными разъяснениями представителей государственных служб, с нее не будут взыскивать ни штраф, ни пени. При этом указания должны быть адресованы самой фирме или неограниченному кругу лиц, касаться вопросов налогообложения и относиться к периоду, в котором образовалась недоимка. Обратите внимание, что данная норма будет действовать только в отношении разъяснений, данных после 31 декабря 2006 года.

Обязанности инспекторов и налогоплательщиков
С нового года изменится перечень прав и обязанностей налоговых инспекторов. Инспекторы будут должны сообщать реквизиты счетов, на которые нужно перечислять налоги, по запросу плательщиков им придется предоставлять справки о состоянии расчетов с бюджетом - в течение пяти дней с момента поступления запроса. Кроме того, налоговики будут обязаны проводить совместную сверку уплаченных налогов по заявлению фирмы.С 1 января 2007 года налоговые органы станут приостанавливать операции не со всеми средствами на счете, а в пределах той суммы, которую налогоплательщики должны бюджету. Следовательно, остаток денежных средств налогоплательщик сможет использовать по своему усмотрению (п. 9 ст. 76 НК РФ).
Со следующего года фирмы смогут подавать бухгалтерскую отчетность только в инспекцию по месту своего нахождения, а не по всем местам учета. Однако сократится время, в течение которого необходимо сообщить об открытии или закрытии счета: данный период будет составлять семь дней.

Налоговая отчетность должна быть электронной
Компании со среднесписочной численностью более 250 человек (а с 2008 года эта цифра сократится до 100) будут обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде. Таким образом, в ближайшие два года данный порядок не затронет только малые предприятия.
С 2007 года фирмы, не ведущие хозяйственную деятельность, должны отчитываться по упрощенной системе. Таково требование п. 2 ст. 80 НК РФ. В нем же говорится, что бланк отчета утверждается Минфином. Следовательно, появится новая форма – специальная декларация – для тех, кто не осуществляет хозяйственную деятельность.
Фирмы, применяющие спецрежимы (УСН, ЕНВД и т. д.), с нового года могут не бояться штрафов за непредставление деклараций по налогам, которые они не платят.

Новая процедура апелляционного обжалования
Законом вводится новая процедура апелляционного обжалования. Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу и исполняется не сразу, а по истечении десять дней. За это время он вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящую налоговую организацию. До рассмотрения этой жалобы контролеры не могут взыскать с компании начисленные суммы недоимок, пеней и штрафов.
Однако на время рассмотрения жалобы инспекторы вправе принять некоторые обеспечительные меры. Это необходимо для того, чтобы компания не могла скрыть деньги или другое имущество от взыскания. Например, они вправе запретить фирме передавать свое имущество кому-то без их согласия. Если имеющегося у компании имущества недостаточно, чтобы погасить долг перед бюджетом, то инспекторы могут приостановить расходные операции по банковскому счету предприятия. Фирма может избежать таких ограничений, если представит фискалам банковскую гарантию, залог или поручительство.

Обратите внимание! Законодатели исключили ст. 103.1 НК РФ. Она разрешает налоговикам списывать без решения суда со счетов фирм штрафы, если их сумма не превышает 50 000 рублей по каждому налогу. С предпринимателей можно взыскать по решению налоговой инспекции не более 5000 рублей. Но это не значит, что вернулся прежний порядок взыскания штрафов – через суд. Внесудебный порядок взыскания штрафов с 1 января 2007 года становится общепринятой практикой.

Ведение деятельности без постановки на учет
Ст.117 НК РФ установлено, что в случае если фирма (предприниматель) в течение 90 дней не встала на учет в налоговом органе, ее оштрафуют. Сумма санкции будет составлять 20 процентов от полученного за этот период дохода.
Обратите внимание: Если даже фирма (предприниматель) никаких доходов не получала, штраф все равно придется заплатить – в размере 40 000 рублей.
Таким образом, во избежание столь жестких наказаний советую вовремя подавать документы на регистрацию

Что не удалось
К сожалению, не удалось закрепить в законе норму об обязательной уплате госпошлины налоговыми органами в случаях проигрыша дел в суде; об ответственности сотрудников налоговых инспекций за вынесение заведомо незаконного решения и другие. Однако с повестки эти вопросы не сняты.

Заключение
Новый закон регламентирует меры налогового контроля. Очень хочется надеяться, что с реализацией его норм сократится количество служебных злоупотреблений. Безусловно, многое будет зависеть от толкования новых норм инспекторами, контролерами, судьями. Следует также отметить, что в тексте закона есть ряд неточностей, которые необходимо поправить.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: