Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Под крылом сильного управленца

Гость июньского номера — директор Ульяновского филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье» Павел Паль.

— Павел Эдуардович, у вас редкая фамилия. Знакомы ли вы со своим генеалогическим древом?
— Немного знаком, начиная с конца 19 века. Предки мои из Восточной Пруссии. Жили пятеро братьев, трое в начале 20-х годов уехали в Россию строить коммунизм. Закончили они в сталин-ских лагерях. По другой линии — из Тульской губернии. В моих жилах течет немецкая, еврейская, русская кровь. Всего намешано.
Но себя считаю русским, я «сделан в СССР».
— У вас даже день рождения 11 июня, в канун Дня России! А как вы, коренной москвич, оказались в Ульяновске?
— Да, это многих удивляет. Что на это сказать... Я не считаю, что жизнь в Москве лучше и интереснее, чем в провинции. Да, Москва предоставляет огромные возможности тем, кто хочет состояться. И основной капитал аккумулируется в Москве, в крупных бизнес-структурах. Но все они инвестируют свои средства в производство, находящееся в регионах. И этими региональными структурами нужно эффективно управлять — не на расстоянии, не дистанционно.
Последние 12 лет в моей жизни все так и происходило: собственник находится в Москве, а бизнес-единица, которой я управляю, — в регионе. Это полностью совпадает с моими творческими, производственными, личными интересами. А областные центры, в которых я жил и работал, оцениваю по нескольким критериям: наличие хорошей реки, театр, желательно несколько (я не заядлый театрал, но раз в квартал хочу сходить на хороший спектакль). Ну, и сам город — насколько он чист, ухожен, для меня это тоже имеет значение. Может быть, дают о себе знать мои немецкие корни?.. А Москва — я вам совершенно ответственно заявляю — для жизни далеко не лучший город. Там можно делать бизнес, учиться, развлекаться, но жить — упаси Бог! Хотя я связей с родным городом не теряю. У меня там семья, друзья, раз в две недели я к ним выбираюсь, чаще, к сожалению, не получается.
— Вы долгое время работали на нефтехимических предприятиях, а как попали в страховой бизнес?
— Да, я более 12 лет занимался управлением на производственных предприятиях — в нефтехимической отрасли, стройиндустрии, металлообработке. В определенных кругах был известен: как говорится, Россия большая, а мир тесен. И вот меня пригласили на собеседование в «Росгосстрах», предложили работу. На тот период мой предыдущий проект был закончен, и меня заинтересовала эта работа. Хотя, не скрою, был несколько озадачен этим предложением. Для меня нет проблем организовать систему управления на производственном предприятии, здесь я «собаку съел». А тут — страховой бизнес, новое, неизвестное для меня дело. Но в «Росгосстрахе» мне пояснили: нам не страховщик нужен, а управленец. И когда я поработал в компании немного, понял их правоту. Да, любой бизнес имеет свою специфику, но руководитель, в первую очередь, управляет не станками, не оборудованием — он управляет людьми. Объединить команду, настроить ее на общую цель, добиться от коллектива управляемости, мотивировать подчиненных на выполнение поставленных задач — вот основная и самая трудная задача.
— И все-таки, что нового вы открыли для себя в страховом бизнесе?
— Будучи директором завода по производству алюминиевой посуды, я продавал кастрюльки, тарелки и прочий конкретный товар, который можно было посмотреть, пощупать, определить его потребительские характеристики. Здесь же мы продаем людям защиту от их страхов, и это весьма специфично. А с другой стороны, весь мир покупает страховые продукты в неизмеримо больших объемах, чем мы. Хотя это объяснимо: мы же воспитанники советских времен. Тогда, хоть мы и имели нищенскую зарплату, но государство гарантировало нам образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение. А весь цивилизованный мир совершенно нормально за все это платит. Нам трудно перестроиться, но все это рано или поздно к нам придет. Вот я очень люблю путешествовать, и как только это стало возможным, сразу отправился за границу. Своими глазами увидел, как старики, выполнившие социальные функции, в свои 60-70 лет путешествуют по миру. Их пенсионного обеспечения на это хватает.
— А у вас есть любимые места на планете, куда хочется возвращаться снова и снова?
— Нет, я слишком любопытный человек, люблю новые впечатления. Поэтому стараюсь все время поехать в новое место. Мир огромный, а жизнь короткая, нужно увидеть как можно больше.
— А вы никогда не думали написать книгу «Пособие для преуспевающих менеджеров»?
— Я не считаю себя таким талантливым и необыкновенным, чтобы писать книги. Хотя я достаточно опытен и считаю, что кое-чему могу научить моих коллег, исходя из своего профессионального пути. Мое видение основных постулатов управления — это умение своевременно получать достоверную всеобъемлющую информацию и правильно использовать ее, исходя из своего опыта и знаний.
— Известный во всем мире американец Ли Якокка, возродивший из пепла компанию «Крайслер», считает, что в жизни ему помогли три вещи: психология, патопсихология и риторика...
— Я читал эту книгу, очень интересно. И с автором совершенно согласен: безусловно, знание человеческой психологии — один из важнейших принципов управления. Чтобы управлять человеком, нужно понимать мотивы его поступков. Все мы чего-то хотим: одному требуется признание, другому — деньги. Руководитель должен оценить личные качества человека и поставить его на то место, где эти качества будут максимально использованы. Риторика тоже важна, нужно уметь убеждать людей сделать то, что ты считаешь нужным. Что я делаю каждый день? Я убеждаю своих подчиненных (а иногда и руководство), что надо делать и почему именно так нужно делать.
— Судя по финансовым результатам ульяновского филиала, у вас это получается хорошо...
— Не хочу хвастаться, но кое-что мне удалось сделать. Когда я возглавил этот коллектив, ульяновский филиал показывал 100,5 процента роста к прошлому году. В 2006 году мы сделали 115 процентов, а сейчас у нас 134 процента роста.
— В прошлом году на территории Ульяновской области была запущена новая программа «Росгосстрах-Жизнь». А вам чья жизнь дорога в первую очередь?
— Естественно, меня беспокоят жизнь и здоровье моих близких. Если я чего-то и боюсь в этой жизни, так это проблем со здоровьем своих детей. Что же касается страхования жизни, для меня это довольно новый продукт. Но сегодня наша компания серьезно и системно создает инфраструктуру для развития данного направления. Недавно нас, директоров филиалов, собирали в Москве и целую неделю учили, как продавать полисы страхования жизни, почему ими надо заниматься, каковы их специфические особенности, рассказывали о мировом опыте. В развитых странах объемы сборов по страхованию жизни в десять раз больше, чем все остальные виды страхования вместе взятые!
— Договор смешанного страхования жизни позволяет не только защитить человека от несчастного случая, но и обеспечить ему безбедную старость, накопить средства на образование детей, ремонт квартиры, на отпуск... Но нужно ежемесячно платить определенную сумму. А вы умеете копить?

Сын Алексей и дочь Татьяна — самые близкие люди

На серьезных должностях и не такой вес брал!



— Я отношусь к людям, умеющим копить, я и здесь выстраиваю систему, планирую свой бюджет. Хотя в молодости частенько брал в долг. Сегодня же серьезно подумаю, прежде чем взять кредит в банке.
— О каком серьезном приобретении мечтаете?
— Как ни банально звучит, каждый человек должен вырастить детей, посадить дерево, построить дом. Вот и я хочу иметь свой дом с маленьким участком. К сожалению, даже при моих неплохих заработках совершенно нереально помочь детям с квартирой в Москве. Поэтому жители средних городов, таких как Ульяновск, не понимают, по-моему, своего преимущества. Здесь еще как-то реально решить свои жилищные проблемы.
— Известно, что из более ста видов страховых услуг «Росгосстраха» наиболее востребованным является автострахование, а доля компании на ульяновском рынке ОСАГО составляет порядка 40 процентов. Надеюсь, вы тоже, как говорится в рекламе, «все правильно сделали»? От чего застрахована ваша машина?
— Долгое время я покупал только «бэушные» машины, а когда смог купить новую, то, конечно же, приобрел полис автоКАСКО. Сознательно застраховал от угона. За ущерб особо не беспокоился, потому что считаю, что вожу нормально, у меня двадцать два года водительского стажа.
— Какой у вас стиль вождения?
— Не выношу медленной езды! Если я вижу, что мой водитель едет медленно, первым делом начинаю учить его ездить. Когда сам сажусь за руль, то получаю удовольствие от езды, и, скажу честно, после того, как поездил на иномарке, на нашу машину садиться не хочется.
— Тем не менее, вы передвигаетесь по Ульяновской области на служебной «Волге»...
— Для меня не это главное. Для меня гораздо важнее, чтобы были профинансированы все необходимые проекты для успешного развития бизнеса: пиар, открытие новых офисов...
— У «Росгосстраха» — интересный веб-сайт. А у вас какие отношения со Всемирной паутиной?
— Не считаю себя продвинутым пользователем. Я обыкновенный, хотя и очень активный потребитель интернет-услуг. В Интернете любую информацию можно выудить, на любой жизненный случай. Однажды, например, мы готовились к новогодним праздникам. У нас традиция отмечать Новый год большой компанией у меня на даче под Москвой. С непременной елкой, гирляндами, фейерверками. И обязательное условие — театрализованный номер от каждой семьи. Так вот когда я готовился к этому, то два дня просидел в Интернете. Нашел бесподобную сказку, которую мы потом с домочадцами перед гостями разыграли. Было очень весело!
— Вижу, вы, как истинный страховщик, — весьма общительный человек...

Юбилейный плакат — подарок от коллег

— Вы верно подметили, коммуникабельность в нашей сфере очень важна. Я давно понял, что главный залог успеха в страховом бизнесе — личные качества человека, его психотип. Успешным страховщиком может быть только экстраверт, человек общительный, способный и любящий общаться.
— А вы хоть один страховой полис продали?
— В страховой компании каждый должен пытаться продавать, начиная с директора. Это принципиальная позиция «Росгосстраха». Но я как продаю? Иду в организацию и пытаюсь убедить руководство, что им интересно и выгодно сотрудничать с «Росгосстрахом». Моим сотрудникам потом остается только оформить полис, это уже дело техники.
— Планируете ли вы получить второе высшее образование?
— У нас в компании — эффективная многоступенчатая система образования: школа страхового агента, бизнес-школа для среднего звена и самый высокий уровень — корпоративный университет. Развита и система совещаний. Ведь в чем сила «Росгосстраха»? В том, что он — по всей стране. И я получаю огромное количество бесценной информации, общаясь со своими коллегами из регионов. Могу позвонить в любой филиал и задать любой вопрос. Большинство директоров открыты для общения на производственные темы, и это колоссальный инструмент получения дополнительных знаний и опыта.
— «Росгосстрах» силен традициями. А в вашем филиале они сложились?
— Про традиции коллектива мне говорить трудно, возглавляю его около полутора лет. Но я стремлюсь к улучшению климата в коллективе, к тому, чтобы сплотить нашу команду. Стараюсь собирать людей на мероприятия, где не только решаются производственные вопросы, но присутствует и неформальное общение, отдых. Это важно для развития корпоративной культуры.
А про традиции «Росгосстраха», который является старейшей страховой компанией России, я бы сказал иначе: компания сильна не традициями, а своими принципами, своей устойчивостью, стабильностью. Это крайне важно для работников, но не менее важно и для наших клиентов, которые действительно находятся «под крылом сильной компании». Застраховался в «Росгосстрахе» — значит, за-страховался в надежной компании. Вот что такое традиции: «Росгосстрах» был, есть и будет.


обсудить статью

Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: