Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ручная работа

В современном обществе ремесленничество чаще всего ассоциируется с народным творчеством, промысловыми традициями региона. В тандеме с бизнесом ульяновские ремесленники смогут активнее заявить о себе.

Кустари на рынке
История ремесленничества восходит к началу производственной деятельности человека. Сегодня ремесленником называют человека, который производит продукцию, оказывает услуги, не пользуясь средствами автоматизации. Его труд может быть частично (не более 30%) механизирован.
Спектр ремесленных специальностей в Ульяновской области достаточно широк: порядка 5 тысяч позиций. Вопреки распространенному мнению, к ремесленникам относятся не только скорняки, ткачи, гончары, создатели всевозможной сувенирной продукции, но и специалисты бытового сектора: сантехники, парикмахеры, отделочники.
По подсчетам специалистов, в нашем регионе порядка 80 тысяч человек занимаются тем или иным ремеслом. Одни «выдают» штучный товар, продажа которого на поток, как правило, не поставлена. Другие — зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, создали свои фирмы.
Например, резчик по дереву Николай Кормишкин, организовавший Художественно-производственную мастерскую, в конце 90-х вырезал фигуры сказочных героев для открытых площадок, его продукцию охотно приобретали. Мастерская смогла пережить несколько кризисов (один из самых серьезных пришелся на приснопамятный 1998 год), сегодня дела в компании идут весьма неплохо, ассортимент продукции значительно возрос. У земляков наиболее востребован мелкий товар, например, киоты для икон, более сложная и дорогая продукция — резная мебель, лестницы и пр. — уходит в Тольятти, Самару. «Там жизнь идет активнее, живее деньги крутятся», — объясняет Кормишкин.
Ульяновская земля богата мастерами. Продукция некоторых из них известна даже за рубежом: в первую очередь, это Симбирский кузнечный двор «Корч», созданный 21 год назад, и ООО «Лита» (производство изделий из симбирцита). Генеральный директор «Литы» Андрей Натариус рассказывает, что камнеобработкой он занялся еще будучи школьником, а собственный непростой бизнес открыл в 1990 году. Первое время сам ходил за камнем, сам работал на станке. Сегодня в компании — 80 человек, открыто представительство в Тольятти, Москве, ассортимент изделий составляет более тысячи наименований. В 2007 году в «Лите» появилось новое направление — переработка природного камня из других регионов. Таким образом руководство компании обеспечивает будущее своего детища: залежи симбирцита не безграничны.
Вместе с тем, многие ремесленные традиции Ульяновской области находятся на грани исчезновения. Скажем, Карсун, поселок с 360-летней историей, когда-то славился гончарным производством, художественным ткачеством. Сегодня эти ремесла в упадке... Не лучшие времена переживает ульяновское предприятие «Керамос», занимающееся изготовлением керамических изделий. Причем это одно из немногих художественных народных промыслов губернии, которое вышло на федеральный уровень: прошло экспертизу в Москве и получило сертификат о признании его художественным народным промыслом России.
По словам министра промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Ульяновской области Вильдана Зиннурова, существенной поддержки от бюджета ремесленникам ждать не приходится, надеяться нужно только на себя. А потому, пожалуй, единственный путь дальнейшего развития ремесленничества — коммерциализация данной отрасли. Чтобы дело, которым человек занимается для души, приносило еще и доход.

Объединиться, чтобы выжить?
Пока российское правительство готовит законопроект «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации», который пропишет, что такое ремесленничество и какими вопросами должны заниматься соответствующие общественные объединения, в цивилизованном мире этот вопрос давно решен. И сегодня западные ремесленные палаты решают, например, сколько парикмахерских могут работать в том или ином районе, чтобы держать конкуренцию в узде.
В Ульяновской области идея создания Ассоциации народных промыслов возникла несколько лет назад, однако понимания у властей местные мастера тогда не нашли. Нынешняя власть, что говорится, повернулась к ремесленникам лицом. В августе Ульяновской ремесленной палате исполняется год, и, по мнению Вильдана Зиннурова, она является одной из немногих некоммерческих организаций области, которые в полной мере проявляют активность при реализации своих целей.

Изделия из симбирцита востребованы и в Ульяновской области, и за ее пределами

Главная цель Палаты — создание благоприятных условий для развития ремесленничества в Ульяновской области. Это объединение должно стать ресурсным центром для людей, которые занимаются ручным трудом. Здесь они смогут получить консультацию по вопросам трудоустройства, ведения бизнеса (в большинстве своем ремесленники — люди, далекие от коммерции), узнать о выставках, которые проходят не только в Ульяновске, но и в других регионах, решить проблемы с рекламой, сбытом своей продукции. В том числе и за пределами области: отдельному мастеру выйти на внешний рынок непросто. Палата активно взаимодействует с московской Палатой ремесел, перенимая опыт лучших.
Практически завершена работа по согласованию в региональном правительстве проекта областного Закона «О ремесленной деятельности». В августе закон будет вынесен на рассмотрение Законодательного Собрания. В результате должно быть четко определено, что же такое ремесло, кто такие ремесленники, какова роль ремесленничества в регионе. Ульяновская область станет вторым после Москвы субъектом Российской Федерации, принявшим подобный закон.
По словам председателя совета директоров НО «РП Ульяновской области» Андрея Натариуса, количество членов Ремесленной палаты за последнее время значительно увеличилось, всего же она могла бы объединить не менее 300 представителей ульяновских ремесленников.
— Мы тоже планируем вступить в Палату, — рассказывает инженер отдела маркетинга Димитровградской исправительной колонии
№ 10 Анна Баскова. — В стенах нашего учреждения хорошо развито швейное производство, деревообработка, у населения пользуются повышенным спросом резные ручки для дверей, красивые лежаки. Таким образом, наши люди заняты, получают за свою работу деньги, и учреждению прибыль идет.
Ульяновская Ремесленная палата, работающая под девизом: «Нашими руками — наше будущее», намерена сотрудничать с образовательными учреждениями области. Так, димитровградская Школа парикмахерского искусства выразила желание наладить процесс обучения визажистов, парикмахеров в Ульяновске. Палата намерена заниматься и собственной образовательной деятельностью — чтобы решить актуальную на сегодняшний день проблему наставничества (старые мастера, передающие секреты своего ремесла молодежи, не имеют официального статуса наставника, а следовательно, не имеют права подтверждать квалификацию своего ученика). В Московской палате ремесел этот вопрос уже решили.

Ярмарка! В Симбирске ярмарка!
Традиционно основным инструментом сбыта продукции ремесленников являются выставки-ярмарки. Не изменилась ситуация и по сей день. Так, в Москве работает постоянно действующая экспозиция, организаторы которой активно ищут партнеров в регионах, в том числе в Ульяновской области.
В Ульяновске в последнее время проводилось несколько выставок, на которых демонстрировалась продукция сельских промысловиков, но, как признают специалисты, результаты этих экспозиций были весьма скромными. Посетители изъявляли желание приобрести самобытные вещи «hand made», однако выставочные образцы не продавались.

Ремеслам все нации покорны

Другое дело — Первая международная выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел «На семи ветрах». Она прошла в Ульяновске в июле, в рамках объявленного в регионе Года предпринимателя и была приурочена к годовщине создания Ремесленной палаты Ульяновской области.
Организаторы — Департамент развития предпринимательства аппарата правительства области и Ремесленная палата — специально предусмотрели низкую плату за место на ярмарке. Результат — более 200 участников. В Ульяновск съехались мастера-ремесленники и специалисты предприятий народных промыслов и ремесел из разных регионов России и из-за рубежа. Местным ремесленникам полезно было обратиться к опыту иногородних и зарубежных коллег. Например, глядя на бойкую торговлю плетеными изделиями китайских мастеров, в очередной раз убеждаешься в умении ремесленников Поднебесной чувствовать покупательский спрос и продвигать свою продукцию за пределами страны.
По мнению устроителей и участников, ульяновская ярмарка — первый в России прецедент создания столь масштабной площадки для покупки и сбыта продукции ремесленников и мастеров художественных народных промыслов.
Основная идея выставки-ярмарки — создание механизма по вовлечению ремесленников в международное и межрегиональное экономическое сотрудничество. Это позволит стимулировать экономический рост их деятельности, будет способствовать сохранению и популяризации народных традиций промыслов, налаживанию деловых контактов, в том числе с руководителями торговых сетей.
— Стационарных торговых точек я не имею, основной источник сбыта идет через выставки в городах России, — рассказал «ДО» индивидуальный предприниматель из Челябинска Анатолий Мармышев, 15 лет занимающийся изготовлением сувенирной продукции, украшений из природного камня. Мастер отметил, что ему удалось занять свою нишу на рынке. До недавнего времени конкуренцию создавали местные фабрики художественных изделий, но сейчас все они практически прекратили свое существование. Как выяснилось, объединения ремесленников, подобного Ульяновской ремесленной палате, на Урале пока нет, но время диктует необходимость его создания.
Ярмарка стала ярким событием и в культурной жизни Ульяновской области, потому как — в соответствии с давними традициями русского народа — сопровождалась театрализованными представлениями и большой концертной программой. Здесь же были подведены итоги конкурса «Лучший ремесленник года».
В рамках ярмарки проходили и мастер-классы (по деревообработке, дизайн-флористике, металлообработке и т.д.). Примечательно, что среди участников этих практических уроков мастерства оказалось много детей и подростков.
— Приятно, что ульяновская молодежь проявляет неподдельный интерес к ремесленнической деятельности, — отметил Андрей
Натариус. — Достаточно вспомнить выставку, которая проходила во время празднования Дня города. Эта выставка стала самой активной площадкой мероприятия, среди ее посетителей было много молодежи.
— У нашего села — давние традиции ковроткачества, — рассказывает мастерица из Большого Нагаткина Анфиса Холодкова. — В 80-е годы был настоящий бум, потом мода на наши ковры прошла. Рада, что ковроткачество в районе возрождается, им заинтересовалась молодежь. Пока самостоятельно ткут по мелочи — панно в рамочках и т.д. Но — лиха беда начало! — сейчас снова пользуются спросом необычные ковры по индивидуальному заказу, так что у нашего ремесла есть будущее!
Организаторы планируют сделать Международную выставку-ярмарку народных промыслов и ремесел «На семи ветрах» традиционной. Андрей Натариус подчеркнул, что подобные мероприятия стоит рассматривать как инструмент общения с властью, роста числа членов Ремесленной палаты, продвижения интересов ремесленников, которые должны убедиться, что их труд востребован.

Город мастеров
Можно утверждать, что в Ульяновской области актуализируются проблемы развития ремесленничества, возрождения ряда народных промыслов, которые напрямую связаны с духовностью, культурой народа, привлекательностью губернии с ее самобытным колоритом. Одновременно решаются вопросы трудоустройства: сегодня продукция «hand made» пользуется огромным спросом во всем мире, люди пресытились стандартными товарами.
Но задача возрождения ремесел не проста: утеря традиций продолжалась не одно десятилетие. Скажем, Старомайнский район издавна славился лозоплетением, однако мастера стареют, а последователей среди молодежи не наблюдается. Непростым остается и вопрос сбыта изделий.
— Ремесленников в Ульяновской области много, — считает Светлана Травина, занимающаяся изготовлением сувениров из бисера и камней. — Хорошо бы еще покупательская способность соответствовала. На выставках люди любуются моим творчеством, однако хорошие деньги за кропотливый ручной труд платить не готовы.
— Город у нас — традиционно мещанский, жители купят скорее то, что пригодится в быту, чем дорогую, эксклюзивную вещь для души, — вторит преподаватель Школы народной традиционной культуры Наталья Суворова (резьба по дереву, инкрустация). — Мои воспитанники свободно продают свои работы в Москве, а в Ульяновске сбыт для них затруднен.
— В столице очень востребованы подарки с юмором, «с изюминкой», отражающие индивидуальность человека, — рассказывает индивидуальный предприниматель, гифт-партнер ульяновского Бюро подарков Ирина Коростылева. — У нас же скорее купят стандартную вещь, чем презент «hand made». В то же время, с развитием местной сферы услуг, мы активно развиваем оформительское направление. Владельцы кафе, ресторанов, стремясь к необычному интерьеру, заказывают у нас всевозможные «фишки». А главной проблемой для нас является отсутствие в городе магазинов, которые могли бы предложить по доступной цене большой ассортимент материалов для творчества — краски, бусины... Сколько их в развитых российских регионах! В Ульяновске таких магазинов всего два, и цены там запредельные. Поэтому бизнес-подарки, которые мы изготавливаем из ульяновских материалов по индивидуальным заказам, становятся достаточно дорогими.
Специалисты надеются, что мощный импульс развитию ремесленничества в Ульяновской области даст Центр ремесел, который планируют построить близ поселка Новая Беденьга в Ульяновском районе. В этом экологически чистом районе на площадке размером порядка 120 га Ульяновская ремесленная палата совместно с инвесторами планирует создать некий туристическо-развлекательно-промышленный комплекс.
Центр ремесел станет не только рекреацией для ремесленных производств с льготными условиями для мастеров, но туристической зоной, приносящей дополнительный доход (рядом — река, палеонтологические заказники). И это еще не все! По задумке организаторов, новоявленный «Город мастеров» сможет дополнительно выполнять функции медицинского центра, зоны реабилитации руководителей, построенной на принципах экоотдыха, переключения сознания с управленческой функции на ручной труд. Деловые люди, приезжающие в эту зону, смогут поучаствовать в производственных ремесленных процессах, выбирая, кому что ближе — гончарное, кузнечное дело, камнеобработка, ткачество...


обсудить статью
Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: