Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Социальные нацпроекты

Термин «приоритетный национальный проект» впервые прозвучал из уст президента России 5 сентября 2005 года — в выступлении перед Федеральным Собранием. Проникнуться новой идеей оказалось несложно: слова тут же получили материальное подтверждение, и регионам оставалось только встроиться в заданный алгоритм.



Задачи — общие

В рамках продекларированного курса («создание стартовых условий для развития так называемого человеческого капитала и улучшения социального самочувствия общества») в течение уже 24 месяцев реализуются четыре проекта. И если в первых двух — «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — присутствует существенный рыночный элемент, то проекты «Здоровье» и «Образование» — чистейшей воды социальные. И воспринимаются они подчас как золотой дождь, пролившийся над пустыней безденежья российской системы среднего образования и муниципального здравоохранения.
Регионы, как водится, принялись создавать «соответствующие условия для плодотворного воплощения задач»: появились областные и муниципальные советы по нацпроектам, срочным образом утверждались региональные и муниципальные целевые программы, разрабатывалась методическая база для проведения конкурсных процедур.
Сегодня, как только заходит речь о реализации нацпроектов, тут же звучат цифры. Мы тоже назовем и количество вложенных денежных средств, и проценты роста. Однако начнем с идеологии. В принципе, для обоих социальных нацпроектов она едина: и здравоохранение, и образование должны стать качественными, эффективными и доступными каждому. Для этих целей — и модернизация системы образования, и внедрение новых технологий в медицине, и поддержка инновационных педагогических проектов, и всевозможные системные новшества.
Но если система образования, скорее, корректируется, то в здравоохранении принципиально меняются акценты. Разработчики этого нацпроекта признали, что ориентация российского здравоохранения на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию помощи первичной. Отсюда — недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием, что не позволяет помогать больным людям своевременно и качественно.
Следствие этого — рост хронических и запущенных заболеваний. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому главные меры нацпроекта «Здоровье» направлены на развитие первичной медицинской помощи, улучшение диагностики, своевременное выявление и предупреждение болезней.
В числе общих задач обоих социальных нацпроектов — повышение престижности работы врача и учителя. Пока она, к сожалению, сходит на нет. Министр образования и социального развития Ульяновской области Тамара Девяткина приводит цифру: в 2007 году из 638 выпускников вузов, получивших специальность педагога, в школы пришли только 44. К началу учебного года в одном лишь Ульяновске значилось 65 вакантных мест. На встрече с мэром Ульяновска Сергеем Ермаковым начинающие учителя назвали своей главной проблемой низкую зарплату. Как вариант решения этой проблемы мэрия рассматривает возможность присваивать молодым специалистам сразу одиннадцатый разряд. Кроме того, с 1 сентября они получат из городского бюджета «подъемные» по 5 тыс. рублей.
Нужно признать, что за два года реализации нацпроектов многое сдвинулось с мертвой точки. Медики, например, отчитываются, что благодаря нацпроекту и региональной программе под-держки кадров первичного звена укомплектованность медсестрами в нашей области уже 100%. С врачами, правда, не так хорошо, но и здесь рост. Укомплектованность терапевтами составляет 78,6% вместо былых 61,5; педиатрами — 92,3% (было 78,2).
Растет у медиков и зарплата. Прежде всего — у тех, кто подпадает под рамки нацпроекта. У участковых врачей и врачей общей практики она выросла за два года в три-пять раз и составляет от 15,2 до 18,9 тыс. рублей (по России средняя цифра — от 13,9 до 23 тыс.). Втрое выросшая зарплата медсестер варьирует в пределах 7,9-9,8 тыс. рублей (по России — от 7,5 до 15,1 тыс.). Однако, по данным областного Минздрава, на июль 2007 года средняя зарплата медицинских работников в Ульяновской области равнялась 5932 рублям. В соседней Самарской области — 12364...
Учителя, которых нацпроект затронул всех до единого, получают практически столько же, сколько медработники в среднем. Благодаря надбавкам за классное руководство, официальная средняя зарплата ульяновских педагогов в 2006 году составила 5678 рублей. Это чуть выше, чем по Приволжскому федеральному округу. Впрочем, и учителям заработки обещано повысить.
Общий же смысл всех затеянных изменений в образовании и в здравоохранении можно выразить тремя словами: все — для человека. Как для работающего в этой системе, так и для того, кого учат и лечат.

Частности проекта «Здоровье»

На заседании правительства региона, где итожили выполнение нацпроекта «Здоровье» за первое полугодие, прозвучали следующие цифры. В Ульяновской области 67 муниципальных предприятий здравоохранения. Работают в них 383 терапевта, 218 педиатров, 21 врач общей практики, 738 медсестер.
Это та категория медицин-ских работников, на которую рассчитан нацпроект. Это именно им будут увеличивать зарплату и повышать квалификацию. И это именно с них спросят за улучшение качества услуг.
По сути, нацпроект «Здоровье» включает в себя два этапа. Первый — улучшение оказания первичной врачебной помощи на уровне муниципальных образований, диагностика плюс профилактика. А значит — поставки диагностического оборудования, массовая диспансеризация, кадровая работа с персоналом первичного звена. Следующий этап — специализированная высокопрофессиональная и высокотехнологичная медицинская помощь на уровне региона. Логика проста: выявили заболевание, поставили человека на учет, оказывают помощь. Желательно — в своем регионе. Заявлено, что федеральные квоты на проведение сложных операций в крупных столичных клиниках будут уменьшаться, высокотехнологичную специализированную помощь регионы должны будут оказывать на своей территории. И чем более точный срез дадут первичные обследования, тем эффективнее будет эта помощь. А пока из 975 квот, выделенных Ульяновской области, использовано только 524. И это — тоже к вопросу о качестве и своевременности...
Легко ли в нашем регионе получить медицинскую помощь в принципе? Официальная статистика такова: в первый день обращения планово госпитализируется 48% обратившихся за помощью. Получить помощь в поликлинике могут 90-95% пациентов. Но сколько из них получат эту помощь бесплатно?..
— Срок ожиданий на лабораторные, рентгенологические, ультразвуковые исследования сократился до одного дня, — отчитался на заседании правительства новый министр здравоохранения области Федор Прокин. И тут же уточнил, что в среднем по России такого исследования дожидаются в течение семи дней.


В рамках нацпроекта «Здоровье» в 2007 году в Ульяновскую область поступит 300 единиц диагностического оборудования на 245,1 млн. рублей.

Диагностического оборудования к нам поступило действительно немало. От такой нежданной федеральной поддержки на первых порах даже растерялись. В 2006 году нередко случалось, что оборудование приходило, и только потом начинали разбираться, какие специалисты нужны для работы на нем, какими должны быть помещения. Сейчас, рассказывает министр, все иначе: федеральный центр проводит торги, победитель торгов дает региону техническое задание, на местах готовят помещение, обучают специалистов, потом уже идет монтаж. Однако за сетевым графиком монтажа все равно не успевают — настолько щедрой оказалась эта манна небесная из федерального центра.
В 2007 году, например, в рамках нацпроекта в нашу область планируется поставка 300 единиц диагностического оборудования в общем на 245 млн. рублей.
Некоторое оборудование — уникально. Например, в медико-генетическую консультацию на базе Ульяновской областной детской клинической больницы пришла одна из 36 поставленных по России многофункциональных автоматизированных лабораторий для проведения неонатального скрининга (обследования). Называется она «Виктор», стоит более 2 млн. рублей и позволяет проводить массовое обследование новорожденных на наследственные заболевания, своевременное выявление которых позволяет предотвращать раннюю детскую инвалидность. С помощью этого аппарата обследовано уже 5565 новорожденных.
Итак, диагностика. Еще — профилактика. В рамках нацпроекта идет вакцинация населения против вирусного гепатита В, полио-миелита, краснухи. На все это в нашу область запланированы поставки вакцины на 11,8 млн. рублей. Получено же пока — только на 4,8 млн. Медики волнуются: вакцины мало, схема вакцинирования нарушается, какой тогда в этом вообще смысл?
Не все гладко и с дополнительной диспансеризацией работающего населения. Несмотря на то, что это направление тоже есть в нацпроекте, профосмотры не предусматривают федерального финансирования. А потому страховые компании не заинтересованы в оказании подобного рода услуг. Работодатели тоже не торопятся вкладывать собственные средства в проведение медосмотров своего персонала.
Еще одна составляющая нацпроекта — развитие скорой медицинской помощи. В 2007 году в область должно поступить 92 автомобиля скорой помощи.
В областном Минздраве отмечают, что это позволит значительно обновить материально-техническую базу станций, до 97% увеличить своевременность прибытия бригад скорой медицинской помощи и на 37% обновить автопарк. Обещано и повышение зарплаты водителям скорой помощи, заведующим подстанциями, фельдшерам.
Нацпроект предполагает софинансирование из региональных бюджетов. Поэтому в областной бюджет закладываются адресные средства на здравоохранение. Ремонтируются районные поликлиники. Появляются сообщения об открытии в районах области так называемых офисов врачей общей практики (читай: семейных докторов).
Из официальной отчетности: «Реализация нацпроекта «Здоровье» в текущем году в Ульянов-ской области позволит на 90% обеспечить кадрами первичное звено, повысить профессиональный уровень медицинских работников, снизить уровень заболеваемости населения, младенческой и материнской смертности, увеличить выявление заболеваний на ранней стадии, а также повысить уровень обеспеченности населения области высокотехнологичными видами помощи».
Все это — первичное звено. Что дальше? Есть целый ряд серьезных задач, идей и проектов — по гемодиализу, кардиохирургической помощи. Приобретаем оборудование за счет средств областного бюджета, рассказывает Федор Прокин. Часть квот за счет федерального центра снимается, оказываем такую помощь сами. Вероятно, уже в ближайшем будущем в Ульяновске будет проведена первая операция по пересадке почки. Задача — сделать эту операцию типовой, снять нагрузку на гемодиализный аппарат.
Должна стать рядовой и услуга по операции на открытом сердце (аортокоронарное шунтирование). Подготовить таких специалистов для Ульяновска обещают самарские коллеги. А вот идея строительства в Ульяновске перинатального центра пока так и остается идеей. Заявка передана в федеральное Минсоцразвития. Условие — поддержка возможна только при наличии проектно-сметной документации и при обязательном условии софинансирования из областного бюджета. Однако в ближайшие годы областной бюджет расходов на строительство этого центра не предусматривает.
Но если в 2004 году инвестиции в основной капитал в сфере здравоохранения и объем предоставления социальных услуг в Ульяновской области составили 119 млн. рублей, то в 2005 году — уже 172 млн., а в 2006-м — 663 млн. рублей. Значительно растут инвестиции в оборудование. По 2007 году в области ожидают цифру за миллиард. Конечно же, исключительно благодаря нацпроекту «Здоровье».


«Образовательная» конкретика

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года обозначила новые социальные требования к системе образования. Поскольку развивающемуся обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», школа должна формировать именно эти жизненные установки. Обучая и воспитывая в духе нового времени.
Идеологи нацпроекта «Образование» резюмировали: для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать системе образования стимул к движению вперед. Это и обозначили первоочередной задачей проекта. А для ее реализации предусмотрели два взаимодополняющих подхода. Во-первых, выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым — то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Во-вторых, предполагается внедрение новых управленческих и финансовых механизмов деятельности школ. Ну и, конечно, — улучшение материально-технической базы школ, подключение их к сети Интернет и прочие интеллектуально-материальные новшества.
Определились — надо делать. Новые принципы управления школами внедрены уже практически повсеместно. В конце августа на региональном образовательном форуме констатировали: 95,4% школ Ульяновской области имеют собственные программы развития, попечительские и управляющие советы созданы в 81,3% школ региона, 61,8% школ имеют собственную бухгалтерию.
А что «нацпроектовские» деньги? На этом же форуме руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин сообщил ульяновским педагогам, что в 2007 году Агентство финансирует 12 направлений в объеме 56 млрд. рублей. В 2008-2010 годах ежегодный рост расходов на нацпроект «Образование» составит 30%.


В рамках нацпроекта «Образование» регион получил более 146 млн. рублей. 9,4 млн. из них пошло на поддержку лучших учителей, 29 млн. — на грантовую поддержку инновационных школ

Ульяновская область в рамках нацпроекта уже получила 184 комплекта учебного оборудования (кабинеты химии, физики, географии, биологии, на подходе — кабинеты русского языка), интерактивные доски. В сельские школы передано 80 автобусов. Учителя получают надбавку за классное руководство, а инноваторы — персональные гранты и премии. 100% школ подключены к сети Интернет (мало того — принято совмест-ное решение Минобразования и Мининформсвязи о поставке в каждую школу лицензионного программного продукта).
Нацпроект «Образование» тоже предполагает региональное софинансирование. Если в 2004 году в консолидированном бюджете области на образование было заложено 2,8 млрд. рублей, то в 2006-м — 4,4 млрд. В текущем году предусмотрены еще большие расходы.
Не далее чем нынешним летом принята областная целевая программа «Развитие дошкольного образования». Ульяновская область — пока единственный регион в России, имеющий такую программу. В 2007-2010 годах на нее предусмотрено 450 млн. рублей, в том числе 240 млн. — из област-ного бюджета.
В 2007 году в рамках нацпроекта начато новое направление — поддержка развития профессионального образования. Еще одно новое направление — господдерж-ка субъектов Федерации, реализующих Программы отраслевой системы модернизации образования (сюда входят и создание нормативно-правовой базы, и новые принципы финансирования школ, и обязательное соблюдение принципа открытости образования, и введение региональных центров контроля качества образования).
Дополнительные федеральные средства регионы смогут тратить, в том числе, на повышение зарплаты своим учителям. Предполагается, что за три года оплата труда учителя вырастет в 2-2,5 раза. По России за последние три года она увеличилась с 4,8 тыс. рублей почти до 9 тыс. (в Ульяновской области, напомним, — лишь 5,8 тыс.).
Три кита нацпроекта «Образование» — качество, доступность, эффективность. Отчитываясь 31 июля на заседании регионального совета по реализации нац-проектов, директор Департамента образования области Галина Эдвардс назвала массу убедительных цифр. Качество знаний учащихся увеличилось на 10%. Количество выпускников, принимающих участие в ЕГЭ, — на 16%. Удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, возрос на 1,5% (теперь этот показатель соответствует среднероссийскому).
И все же качество образования и качество образовательных услуг — понятия неравнозначные. Количество отличников, медалистов, дипломантов и лауреатов — это одно. Наши победители межрегиональных и федеральных олимпиад, призеры международных конкурсов действительно демонстрируют высокий уровень знаний, а значит, и качества образования в ульяновских школах. Но качество образовательных услуг — это уже из разряда: кто, как, чему и в каких условиях учит наших школьников. И если выпускнику школы поступить без репетитора в вуз практически невозможно — значит, уровень школьного образования у нас еще слишком средний.
Кстати говоря, одной из первостепенных задач представители Департамента образования называют разработку системы независимой оценки качества образования. Для этого будет создан Региональный Центр контроля качества образования.


Зарплата участковых врачей и врачей общей практики выросла в регионе за два года в 2,5-5 раз и составляет от 15,2 до 18,9 тыс. рублей

Новая же система финансирования школ — нормативное подушевое. Если в ПФО переход на эту систему завершится в 2008 году, то в Ульяновске она была введена еще два года назад — во всех школах одновременно. Сегодня все они финансово самостоятельные юридические лица. Но проблем с подушевым финансированием хватает. И главная — уменьшение этих самых душ. Каждый год число учащихся в среднем по области сокращается на 7%. В 2007 году в области закрыто 11 школ. А потому программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений вступает в прямое противоречие с принципом доступности образования и должным уровнем финансирования школ.
— Остаются школы, ликвидировать которые нельзя, а при условии нормативного финансирования их выживание становится просто невозможным, — говорил ульяновский губернатор Сергей Морозов на совещании ПФО. — При этом предусмотренная методикой отмена поправочных коэффициентов совпадает по времени с нарастающими темпами сокращения контингента учащихся.
Как здесь быть? Ульяновский областной закон «Об образовании» предусматривает возможность сверхнормативного финансирования малокомплектных сельских школ. Есть постановление Правительства области, определяющее, что малокомплектной считается начальная школа с численностью учащихся 20 человек и менее. Основные же и средние школы могут быть отнесены к малокомплектным только в том случае, если отсутствует иная возможность получения доступного качественного образования. Список школ, которым компенсируются сверхнормативные затраты, будет ежегодно утверждаться Законодательным Собранием при принятии закона об областном бюджете.


Это сладкое слово — инновации

Сегодня самое модное слово — инновации. И в образовании тоже. Инновации надо вводить, развивать и обязательно популяризировать. Первым опытом масштабной популяризации стала мартовская Межрегиональная ярмарка инновационных образовательных проектов. Организовал ее Департамент образования совместно с Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. 150 образовательных проектов из нескольких поволжских регионов затрагивали добрый десяток направлений — от модернизации дошкольного образования и оценки качества работы учителей до вопросов профильного обучения, развития сельских образовательных учреждений, подготовки педагогических кадров.
Формат ярмарки предполагает продвижение предлагаемого продукта, а потому целью мероприятия ставилось объединение ресурсов государственных, коммерческих и гражданских институтов в этом самом продвижении.
Продукт же — инновационный педагогический опыт — становится сегодня не только востребованным, но и неплохо оцениваемым. Так, школам — победителям конкурса инновационных образовательных проектов полагается по 1 млн. федеральных рублей плюс региональные доплаты. На модернизацию материально-технической учебной базы, приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, повышение квалификации и переподготовку своих педагогов.
Учителя — победители профессиональных конкурсов получили по 100 тыс. рублей, потратить которые можно по собственному усмотрению. А талантливой молодежи полагается по 60 тысяч, которые тоже разрешено расходовать, как заблагорассудится. Ложкой дегтя в этом меду стала необходимость заплатить 13% от государственных щедрот в качестве подоходного налога. Как сообщают СМИ, пока только власти Воронежской области досконально исполнили обещание президента о ста учительских тысячах и сами выплатили подоходный налог за своих педагогов.
Конкурс же инновационных образовательных проектов становится в нашей области все более массовым. В 2006 году на конкурс-ный отбор поступило 83 заявки. В победители вышли 29 школ. Все они получили те самые «нацпроектовские» гранты в 1 млн. рублей. Год спустя возможностью получить дополнительные средства воспользовалась почти треть школ региона. На конкурс было подано уже 155 заявок. В победители вышли тоже 29 школ. В их числе гимназии №1 и 33, гуманитарный лицей и авторский лицей Эдвардса из Ульяновска, Староташлинская, Баевская, Карсунская, Новоульяновская, Старопичеурская, Старомайнская, Сосновская средние школы, Ундоровский общеобразовательный лицей и др.


В 2007 году в Ульяновской области будет создан Региональный Центр контроля качества образования

Торжественные и красивые, директора всех этих школ один за другим поднимались на сцену Ленинского мемориала. Звучала музыка, гремели аплодисменты, вручались праздничные букеты. Было это 24 августа, в день открытия Третьего регионального образовательного форума. А уже на следующий день в Ундоровском общеобразовательном лицее заседала Ассоциация лучших школ. Речь шла о продвижении и популяризации инновационного опыта. С презентациями выступили пять претендентов на звание лучшей школы региона 2007 года. Победителем признан авторский лицей Эдвардса № 90, который и будет представлять нашу область в следующем этапе конкурса.
Но надо признать, что современному учителю, осчастливленному доплатами за классное руководство и поощряемому за инновации, приходится несладко. Ведь чтобы соответствовать требованиям нацпроекта, он должен внедрять инновационные программы, развивать компетентностный подход, представлять массу красочных отчетов о своей инновационной деятельности и обязательно посещать конференции, курсы, семинары. Останется ли у такого занятого учителя время на детей?..

Статистика и индикаторы

Если есть федеральное финансирование — значит, есть жесткие параметры, по которым оно ведется. И четкие индикаторы оценки результативности бюджетных вложений. В нацпроекте «Образование», например, спектр индикативных показателей для регионов очень широк: от уровня сдачи ЕГЭ до оснащенности школ персональными компьютерами (у нас сейчас, например, один ПК на 26 учеников). В нацпроекте «Здоровье» для рейтинга муниципальных образований существует 34 индикативных показателя (от уровня рождаемости и смертности на участке до выполнения плана дополнительных прививок, проведения диспансеризации, профосмотров и т.д.).
Максимальный коэффициент 1,0. В «Здоровье» таковой — у Кузоватовского района. У Инзенского и Майнского — 0,97, Ульянов-ска — 0,66, Радищевского района — 0,65, Старокулаткинского — 0,42, Цильнинского и Карсунского — 0,39...
Но индексы индексами, а как те, для кого все эти проекты создавались?
В 2004 году, когда нацпроект «Здоровье» еще только задумывался, продолжительность жизни населения нашей страны составляла 65,3 года (58,9 года у мужчин, 72,3 года — у женщин). Сегодня ситуация фактически не изменилась. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает 134 место в мире, по продолжительности жизни женщин — 100-е.
И все же пока реализуется нацпроект «Здоровье», наметились первые положительные тенденции. В 2006 году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года — более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тысяч в 2000 году до 1 476 тысяч в 2006-м. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек.
Демографические показатели Ульяновской области тоже немного улучшились.
Если переводить радость рождения и горечь смерти в бесстрастные проценты, то 5900 детей, родившихся в Ульяновской области в первом полугодии 2007 года, — это на 4,7% больше, чем в январе-июне 2006 года. Умерших — на 6,4% (на 877 человек) меньше. Естественная убыль населения сократилась на 4670 человек (на 17,2%).
У участников нацпроекта «Образование» свои подсчеты. С 1999 года количество учащихся в российских школах снизилось на 8 млн. человек (с 22 млн. до 14 млн.) До 2012 года — сократится еще на 1 млн. Конкурс абитуриентов снизится, но в средние школы будет огромный недобор. А закон об обязательном среднем образовании вызовет еще большую нехватку обучающихся в ПТУ.
И все же в 2007 году впервые за последние годы выросло количество первоклассников по всей России. Первый раз в первый класс отправились 16 тысяч человек. Тенденция пошла в рост! Значит, не зря задумывались все эти проекты?


обсудить статью
Мария Мишина

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: