Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Средний бизнес «узаконили»

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» приказал долго жить. Уходя на летние каникулы, Госдума приняла новый документ — «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Он вступит в силу с 1 января 2008 года.

Летняя поддержка
Законы, сулящие некрупному бизнесу заботу государства, в России рождаются летом. Первый появился на свет 14 июня 1995 года. Был он вполне многообещающим. Разработчики предусмотрели и развитие «поддерживающей» инфраструктуры, и основные формы и методы помощи тем, кто рискнул заняться своим небольшим делом.
Появились фонды поддержки. Регионы один за другим принимали собственные нормативные акты, аналогичные федеральным. Что-то получилось. Многое сошло на нет, увязнув где в бюрократизме, где в бюджетном дефиците, где — в неудачных попытках решить личные проблемы за государственный счет. С помощью государства или вопреки ей, но к началу 2007 года в России числилось больше миллиона малых предприятий. И обеспечивали они работой почти 10 миллионов человек.
А что такое документ 12-летней давности для одного из самых динамичных секторов отечественного бизнеса? ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» не просто устарел — из него было исключено уже больше половины статей (как не соответствующие современному законодательству).
О необходимости нового варианта закона говорили давно, долго и на разных уровнях. Однако совместный труд депутатов Госдумы, чиновников Минэкономразвития и предпринимательских объединений по разработке этого документа затянулся почти на два года. В конце концов о господдержке российского бизнеса — не только малого, но и среднего — заявил президент России в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию.
Тут же группа депутатов внесла законопроект в Госдуму.
А правительство РФ предложило собственный альтернативный документ. Главным барьером для предпринимательства на сей раз оказался Минфин, который категорически возражал против преференций субъектам среднего бизнеса (опасаясь, что всевозможными льготами воспользуются до 85% предприятий страны).
В конце концов поддержали депутатский вариант. Такое решение приняли совет при правительстве по конкурентоспособности и предпринимательству плюс правительственная комиссия по законопроектной деятельности.
8 июня закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» успешно преодолел первое думское чтение. А
месяц спустя, 10 июля, лихо проскочил второе и третье одновременно. «За» оказались 414 депутатов из 415 голосовавших. Совет Федерации тут же одобрил предложенный вариант государственной помощи отечественному предпринимательству. С тем и разъехались по летним отпускам.

Кому помогут
Что же, в конце концов, получил российский малый бизнес? Во-первых, он больше не одинок. Законодательно к нему «прикреплен» бизнес средний.
Отныне и на средние предприятия распространяются специальные налоговые режимы, возможность упрощенного бухгалтерского учета, ограничения по проверкам. В течение первых четырех лет после регистрации малого или среднего предприятия все они защищены от изменений в законодательстве, ведущих к увеличению совокупной налоговой нагрузки.
В российской законодательной практике впервые появилось понятие «среднее предприятие». А в деловой обиход начинает входить новая аббревиатура — МСП (субъекты малого и среднего предпринимательства).
Критериев, позволяющих отнести предприятие к субъектам МСП, — два.
Во-первых, численность персонала. Во-вторых, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за календарный год. Выручка от реализации и балансовая стоимость не должны превышать предельных значений, которые установит правительство РФ. Решено, что эти значения будут устанавливаться раз в пять лет.


С 1 января 2008 года выделяются:

микропредприятия (с численностью занятых не более 15 человек);
малые предприятия (от 16 до 100);
средние предприятия (от 101 до 250)



Итак, с 1 января 2008 года выделяются:
микропредприятия (с численностью занятых не более 15 че-ловек);
малые предприятия (от 16 до 100 человек);
средние предприятия (от 101 до 250 человек).
Такая дифференциация позволяет обеспечить сопоставимость законодательства России и стран Евросоюза.
Показательно, что в самом названии закона вместо слова «поддержка» появилось слово «развитие». Поддерживать нужно слабых и социально незащищенных. Тот, кто ведет собственное дело, должен развиваться.

Как помогут
В новый закон возвращена такая мера, как консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства. Опыт развитых стран показывает: консультирование, особенно на начальном этапе, бизнесу просто необходимо.
Появились в законе статьи, предусматривающие поддержку МСП в сфере инноваций и промышленного производства.
Конкретизированы статьи об имущественной поддержке субъектов МСП. Уточнена, например, норма об особенностях участия малого и среднего бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества. Всем давно понятно, что бороться на равных с крупными игроками «малышам» не под силу.
Потому при выкупе арендуемых помещений субъектами МСП порядок расчетов будет льготным (конкретизировать эти льготы депутатам Госдумы предстоит после летних каникул).
Важным моментом поддержки малых и средних предприятий должно стать формирование перечней государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование субъектам МСП. Обязательное условие — указанное имущество («в том числе строения, сооружения, нежилые помещения») должно использоваться по целевому назначению.
Перечни имущества для передачи малому и среднему бизнесу будут устанавливать собственники — регионы и муниципалитеты. Но реализация этой нормы потребует внесения изменений в 184-й и 131-й федеральные законы, которые определяют полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
Если у регионов и муниципалитетов действительно появится право создавать специальные фонды для обеспечения малого и среднего бизнеса помещениями, тогда исчезнет сама проблема «часа Ч» — 1 января 2009 года. Помещения, которые войдут в этот специальный перечень, власти не должны будут продавать как не обеспечивающие выполнение их функций.
Уточняющий закон об имущественных льготах МП предполагается принять осенью. Уже сейчас ясно, что сделать это будет непросто: мнения законодателей, экспертов и федеральных чиновников во многом расходятся. Так, мин-экономразвития и торговли, соглашаясь с выкупом помещений в рассрочку, категорически против условий преимущественного выкупа. МЭРТ предлагает сохранить аукционный принцип, но дать рассрочку по выкупу.
Возвращена в закон и статья, касающаяся ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей господдержки. В предпринимательском сообществе опасались, что предприятия будут вынуждены регистрироваться дважды — в налоговых органах и в реестре. Но разработчики закона говорят, что такого не будет. Реестры — дело добровольное, и их единственная задача — способствовать прозрачности предоставления господдержки.

А что эксперты?
— Получился добротный документ, на базе которого можно двигаться дальше, — заявляют разработчики нового закона.
Эксперты в один голос твердят о значимости нового, «законного» статуса среднего бизнеса — одного из самых динамичных сегментов российской экономики, который до сих пор толком не обследован ни статистиками, ни социологами. Теперь — и поддержат, и «посчитают».
Публичной реакции представителей этого самого среднего бизнеса на такую заботу о себе пока не слышно. А представители бизнеса малого сетуют на рамочный характер нового закона.
— Нам хотелось бы, чтобы закон стал некой Конституцией малого и среднего бизнеса, дал систему принципов, правовых положений, противоречие которым могло бы лишить силы любой правовой акт. Этого пока не получилось, — говорит вице-президент «ОПОРЫ России» (самой, пожалуй, многочисленной общественной организации малого предпринимательства) Владислав Корочкин. — Обязанность властей всех уровней оказывать помощь субъектам МСП продекларирована, но никак реально не прописана. Одной из целей закона прямо объявлено увеличение налоговых сборов. Как сработает эта норма в нашем обществе? Предсказать невозможно.
Словом, базовый, рамочный характер нового закона требует конкретизации. Осенью будет принят целый пакет «смежных» документов. И борьба здесь предстоит нешуточная, поскольку согласия в товарищах — как в депутатах, так и в чиновниках разных министерств — по-прежнему нет. Бизнес ждет осени.


обсудить статью
Мария Мишина

10606

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: