Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

ЗАО «КРОС-НИАТ»: диспетчеризация по-ульяновски для России

В жилищно-коммунальном хозяйстве России все активнее используются информационно-диспетчерские комплексы — для оснащения микрорайонов средствами дистанционного контроля и управления инженерными системами жилых зданий. Одну из таких компьютерных систем производит ульяновское ЗАО «КРОС-НИАТ».

Генеральный директор ЗАО «КРОС-НИАТ» Александр Круглов

История предприятия

Закрытое акционерное общество «Компания радиоэлектронных и охранных систем» — «КРОС-НИАТ» — создано на базе ульяновского филиала Московского НИИ авиационных технологий в 1990 году. До 1995 года основными направлениями деятельности предприятия являлись работы по автоматизации производства на Ульянов-ском авиационно-промышленном комплексе, проектирование и изготовление аппаратно-программных комплексов охранной сигнализации для УАЗа и предприятия «Автодетальсервис».
В 1991 году на предприятии был разработан и подготовлен к производству на ульяновском заводе «Искра» микрокомпьютер «Электроника МК106».
С 1994 года компания начала работы по разработке и производству систем для нужд жилищно-коммунального хозяйства. В результате создан и запущен в эксплуатацию комплекс телемеханики ТМ88-1, обеспечивающий диспетчеризацию лифтов и инженерного оборудования жилых зданий. Первый комплекс эксплуатируется в Новом городе с 1995 года и до сих пор.
В середине 1998 года была выпущена программная система сетевого диспетчерского контроля ССДК, позволяющая руководству предприятий и служб ЖКХ контролировать качество обслуживания инженерного оборудования и выполнения заявок от населения.
Тогда же для обеспечения соответствия требованиям безопасной эксплуатации разработано устройство безопасности и диагностики лифтов УБДЛ88-1 и налажен его серийный выпуск. В 2004 году впервые в лифтовой отрасли начаты поставки изделия ОДТ-ЛС с непосредственным подключением лифта к компьютерной сети, в 2007 году — изделия ОДТ-Л GSM, обеспечивающего полностью беспроводную диспетчеризацию лифтов. Общероссийский авторитет предприятия в области диспетчеризации лифтов нашел свое отражение в том, что Технический Комитет ТК209 по стандартизации в лифтовой отрасли поручил ЗАО «КРОС-НИАТ» разработку ГОСТ Р «Диспетчерский контроль за работой лифтов. Общие технические требования».
— В 2004 году в Миассе сдана в эксплуатацию наша первая радиоканальная система дистанционного сбора и обработки информации с теплосчетчиков, — рассказывает директор по развитию ЗАО «КРОС-НИАТ» Владимир Андрушкевич. — Ныне количество типов, обслуживаемых системой приборов учета различного назначения, приблизилось к двум десяткам.
В Ульяновске эти системы применяются в МУП «Теплоком» и «Городской Теплосервис».
С 2006 года на предприятии начаты работы по сетевой видеодиспетчеризации объектов ЖКХ и лифтов.
В настоящее время ЗАО «КРОС-НИАТ» осуществляет производство комплекса ТМ88-1 и информационных систем на его основе, выполняет работы по проектированию и монтажу систем диспетчеризации и видеонаблюдения, обеспечивает обучение персонала, гарантийное и послегарантийное обслуживание поставляемого оборудования, авторское сопровождение программного обеспечения.


Коротко о диспетчеризации

Классические функции диспетчеризации систем жизнеобеспечения жилых комплексов — это управление освещением, различная сигнализация (охранно-пожарная, затопления, загазованности и т.п.), измерение и контроль параметров тепло-водоснабжения и диспетчерский контроль лифтов. Следует отметить, что последний компонент является практически обязательным согласно общегосударственным нормативным требованиям (ПУБЭЛ) и контролируется Ростехнадзором.
В последние годы актуальным становится дистанционное управление и съем информации с оборудования различного назначения, применяемого в настоящее время на объектах ЖКХ. Это приборы учета (тепло-, газо-, электросчетчики и расходомеры), а также автономные системы теплоснабжения и терморегулирования. Требование реализации такой функции становится практически обязательным в технических условиях для строящегося жилья.

Экран оператора комплекса ТМ88-1



В связи с возникшими реальными угрозами безопасности людей в местах их массового проживания диспетчеризация вобрала в себя и функции систем видеорегистрации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом на объекты.
И, наконец, пришедшая в эту сферу с персональными компьютерами информатизация привела к появлению в ЖКХ нового класса систем — информационно-диспетчерских. Современная система диспетчеризации позволяет, помимо исполнения традиционных функций, обеспечивать электронное документирование событий (срабатывания сигнализации, неисправности инженерного оборудования и их причины, действия оператора, неисправности диспетчерского оборудования). Кроме того, она может быть использована для сбора, регистрации и обработки заявок от жильцов — то есть для выполнения функции аварийно-диспетчерской службы.
Очевидно, что этот объем информации, соответствующим образом обработанный, позволяет судить о качестве и количестве предоставляемых различными службами ЖКХ услуг, об оперативности их работы. Ведь собственно на диспетчерском пункте требуется только исполнение функций оперативного контроля, управления и такого же оперативного принятия решений при возникновении различных событий. Накопленная и систематизированная информация интересна, прежде всего, руководителю предприятия ЖКХ.
В связи с этим логичным явилось появление системы сетевого диспетчерского контроля (ССДК). Это — программный пакет, устанавливаемый на компьютере руководителя (главного инженера) предприятия, подразделения или заинтересованной организации. Информация с диспетчерских пунктов позволяет контролировать текущее состояние дел на них и формировать различного рода отчеты о функционировании и состоянии технических средств, работе персонала предприятия и выполнении заявок от населения. Очевидно, что возможности для принятия правильных управленческих решений у руководителя при наличии такого инструмента, как ССДК, значительно возрастают.


Опыт реализации

Все вышеописанные функции реализованы в ульяновском комплексе ТМ88-1. На фото представлен экран оператора интегрированной системы, обеспечивающий все функции диспетчеризации инженерного оборудования и лифтов, сбор и обработку информации с тепло- и электросчетчиков в одном из жилых домов нашего города. На этот же экран выведены изображения с видеокамер, установленных в кабине лифта, в подъезде и перед подъездом. Кроме того, изображение непрерывно записывается на дисковый накопитель видеорегистратора, установленный в этом же доме. Вся информация передается по беспроводному Интернету с использованием технологии WiMax.
— Справедливости ради отметим, что эта система в Ульяновске реализована нами в инициативном порядке и в ограниченном объеме, — подчеркивает Владимир Андрушкевич. — Вышеупомянутый дом в настоящее время подключен к проводной системе диспетчеризации на базе комплекса ТМ88-1 предыдущего поколения, функционирующей непрерывно уже более одиннадцати лет. Как, впрочем, и другие дома в нашем городе. А современная продукция нашего предприятия широко используется в более чем 80 городах России — от Владивостока до Калининграда. В частности, в Саранске по компьютерной сети (с ADSL-доступом) комплексом ТМ88-1 диспетчеризованы уже более тысячи лифтов, и разработан проект для установки системы видеонаблюдения на этих объектах. В Ижевске сотни лифтов диспетчеризованы по беспроводной сети с применением WiMax и WiFi-технологий. Полагаем, что Ульяновск вполне достоин того, чтобы и его система жизнеобеспечения соответствовала самым современным требованиям.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: