Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«симбирскова наместничества Открытие восприяло»

Симбирской губернии - 235 лет.

 

Симбирской губернии - 235 лет

 

18 декабря 1780 года генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский сообщал в столицу: «Успешаю донесением сим, что Симбирскова наместничества открытие восприяло свое начало сего месяца в 16-й день».

(На фото: портрет князя Платона Степановича Мещерского. 1787 год. Художник Фердинанд де Мейс. Государственный Исторический музей)

В донесение князь включил «Экстракт с поставленного обряда чему, зачем и как последовать». А 28 декабря было отослано второе всеподданнейшее донесение Ея Императорскому Величеству о «совершившемся в Симбирской губернии настоящего месяца в 27-й день открытии». Поднесение оного было доверено «вручителю господину коллежскому советнику директору экономии Черникову». А Депутацию «новосоставленной сей губернии Симбирской от общества всего дворянства» с благодарностию Императрице поручили возглавить графу Ивану Григорьевичу Орлову.

Страницы «Журнала во открытии Симбирской губернии» сохранили память о событиях декабря 1780 года. На 132-м году со дня основания Симбирск был «возведен на степень губернского города».

15 декабря «в 9-ом часу утра на всех городских площадях комендантом, при звуке трубном и литавре ославлено семи словами», «что от правящего должность Генерал-Губернатора всем возвещается начатие по Высочайшему Указу открытия Симбирской губернии на основании Учреждения в 1775 году ноября в 7-й день изданного».

Прежде чем открыть следующую страницу «Журнала во открытии», напомним даты из хроники реформ и представим действующих лиц.

Платон Степанович Мещерский, князь (1713 - 1799). Сын майора, на 16-м году жизни поступил солдатом в Рязанский пехотный полк. Участник Крымского похода 1732 года. В годы Семилетней войны (1756 - 1762) - дежурный майор при генерале Ласси, соратник графа Румянцева. В 1764 году «получил достоинство Малороссийского генерал-губернатора». Когда в 1769 году Румянцев отбыл на Турецкую войну, Мещерский в чине генерал-майора управлял древним достоянием гетманов по 1775 год. «Этого опытного воина, талантливого администратора, десять лет управлявшего неспокойной пограничной Малороссией, императрица определила губернатором в Казань, опустошенную Пугачевым. Он восстановил из пепла сей древний город посредством трудов своих и значительных сумм, ассигнованных в его распоряжение императрицею. Им открыты (в 1780 году) губернии: Пензенская, Симбирская, Вятская и Казанская (в 1781 году)».

Что за документы были ославлены глашатаями на площадях? «Учреждение 1775 году ноября в 7-й день изданое» - это тот самый документ, о котором писал Пушкин: «Нет худа без добра. Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен, и в 1775 году последовало новое учреждение губерниям. Государственная власть была сосредоточена, губернии слишком пространственные разделились, сообщение всех частей государства сделалось быстрее».

Герб Симбирска 1780 года

Высочайший «Указ открытия Симбирской губернии» (после его ославления полагалось учинить восклицание «Виват Великая Екатерина!») наши современники могут прочитать в книге П. Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования». В этот «Систематический сборник исторических сведений о городе Симбирске» он включен в качестве «Приложения №6». Полное название - «Указъ Императрицы Екатерины II, от 15 сентября 1780 года Объ учреждении Симбирскаго Наместничества».

«Всемилостивейше повелеваем Нашему Генерал-Поручику, правящему должностию Генерал-Губернатора Симбирскаго и Казанскаго, Князю Мещерскому исполнить в декабре сего года, по изданным от Нас учреждениям для правления губерний, равномерно и в Симбирском Наместничестве, составя оное из 13 уездов».

После перечисления уездов говорится: «В следствие чего те селения, кои назначаются быть городами, для приписания к ним уездов, учредить на основании новых городов». Далее перечислено, сколько душ из какого уезда «назначается к составлению сей губернии». Завершается Указ поручением: «А впрочем назначения границ сея губернии с прикосновенными ей, представляем на соглашение Наших Генерал-Губернаторов и правящих ту должность, о котором так как и о числе душ, сколько куда причислено, или к другим отчислено будет, имеют они донести Нашему Сенату».

Карта Симбирского Наместничества из 13 уездов (1780 год)

16 декабря «по пробитии утренней зари день ознаменован был публике чрез выстрелы пушечные». Ранним утром в наместническом доме собрались представители дворянства, купечества и мещанства. Прошествовали в соборную церковь, где после литургии «были читаны Манифест и Указ об открытии губернии». Преосвященный сказал поучительное слово, после чего было молебствие с коленопреклонением. Сто один выстрел, беглый огонь воинских команд, «илуминация» возле дома наместнического завершили день. Важный акт - под звуки беглого троекратного огня воинских команд дворянство «к выборам чинило присягу».

Выборы продолжались неделю. Голосование («балотирование») было тайным: «избирательные» шары опускались в один ящик, «неизбирательные» - в другой. Создавались органы местного самоуправления. Выбрали предводителей уездного дворянства, в верхний земский суд, кандидатов в заседатели Совестного суда, уездных судей, исправников и заседателей.

План Губернского Города Симбирска. Конфирмован 14 марта 1780 года (фрагмент)

Дворянства в новосоставленной губернии насчитывалось «350 персон». 23 декабря в дворянском собрании был избран губернский предводитель «флота капитан бригадирского ранга господин Нагаткин». Выбор не случаен: после того, как Петр I основал в Казани Адмиралтейство, многие дворяне, чья служба была связана со строительством флота и проводкой по Волге судов для Каспийской флотилии, получили земельные наделы в Среднем Поволжье.

Не случаен и выбор Ивана Григорьевича Орлова главой «Депутации новосоставленной губернии» для возблагодарения императрицы за дарованные права и полномочия. И. Г. Орлов - старший из пятерых братьев - владелец крупнейшей в губернии Усольской вотчины. Он принимал императрицу в своем первом поволжском имении Головкино в 1767 году во время ее Волжского похода на заключительном этапе подготовки к созыву Уложенной комиссии.

Как свидетельствует «Журнал», 26 декабря князь Мещерский «дал повеление о затворении отныне и навсегда канцеляриев провинциальных Симбирской и Алатырской, Воеводских Сызранской и Курмышской, и канцеляриев же земских Ставропольских и Самарской».

А 27 декабря после Божественной литургии в Соборной церкви, напутственного слова архиепископа и молебствия было освящение комнат в Наместническом правлении. В последующие дни были открыты новые учреждения: казначейство, верхний земский суд, губернский магистрат, симбирский уездный суд, верхняя расправа, дворянская опека, нижний земский суд, симбирский городской магистрат, нижняя расправа, присутственные места уездных городов.

Особая тема - 22 декабря Екатерина Великая утвердила доклад Сената
«О гербах городов Симбирского наместничества». Симбирску оставили герб
«в синем поле на белом столбе золотая корона». Для уездных городов - согласно требованию: «чтоб во всяком гербе Симбирского наместничества в щите была часть из герба Наместнического города». А также присутствовал символ того, чем богат или славен сей город. Эту символику можно увидеть и сегодня: ее сохранили лепные изображения на потолке Торжественного зала бывшего Дворянского собрания, ныне Дворца книги.

Еще один характерный документ реформ - «План Симбирской Губернии Губернского Города Симбирска», высочайше конфирмован 14 марта 1780 года в Санкт-Петербурге. Императрица собственноручно начертала «Быть посему». «Описание на план», приложенное к карте, свидетельствует о глубоком знании реалий и разумном требовании к перестройке. «По опробированному Ея Императорским Величеством марта 14 дня 1780 года города сего плану положены в нем четыре квартала каменные на том самом месте, где была старая крепость, равно как по окружающим оные кварталы с трех сторон через улицу домы каменные и прочие в городе на каменном фундаменте деревянные, а в предместье по желанию жителей».

Первый в истории Симбирска «регулярный» план предъявлял строгие требования к застройке. Предлагались образцы домов и «примерные фасады», единые правила планировки и застройки улиц. «У некоторых обывателей нынешнее строение не придет в линию, оставить до такого времени, когда сами собою обветшают, повалятся и другим каким случаем уничтожатся, или хозяева сами добровольно прежде того перестроить по плану пожелают, дабы обыватели не претерпели убытков от сломки домов еще к житью годных».

Предписывались противопожарные требования, вынос за черту города кладбищ, кожевенных заводов и скотобоен, «дабы от них не происходило нечистот и дурного воздуха».

В перечне «вновь прожектируемых домов» первыми идут «для присутственных мест каменный, для губернатора казенной, для собрания дворянства, городской магистрат, почтовая контора». Намечено «построение соленных и винных и складских анбаров для поклажи хлебных припасов и пеньки и прочих. Сарай для поклажи пожарных инструментов, кузнечный ряд, Архив казенный - палаты каменные».

Завершают «Описание» строки: «Естли что внатуре исправить неможно будет, или истребуется надобность сверх сего распоряжения что поправить, предоставить господину правящему должность Генерал-Губернатора, однако не выходя из настоящего Описания по плану. На подлинном подписано тако: Князь Александр Голицын, Николай Чечеров, Дмитрий Волков».

План был намечен реальный и осуществлялся последовательно. Через 20 лет с исторического документа была снята копия, к ней добавлен перечень объектов, построенных согласно списку прожектируемых. Все намеченное и даже более того было выполнено.

Подводя итог екатерининским реформам, Н. М. Карамзин писал: «Екатерина была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилась власть, не утратив силы своей… Возвысив нравственную цену человека в своей державе, она пересмотрела все внутренния части нашего здания государственного, не оставив ни одной без поправления: Уставы Сената, Губернии, судебные, хозяйственные, военные, торговые усовершенствовались ею…»

Губернская реформа - один из ключевых этапов процесса «пересмотра» и «поправления», который «замечательнейшие люди екатерининского времени» осуществляли 34 года.

Наталья Гауз

«ДО» со статьей, посвященной 235-летию «открытия Симбирской губернии», выходит накануне дня рождения Н. М. Карамзина. Это - 120 статья авторской программы. Первая вышла ровно десять лет назад, в декабре 2005 года, и была посвящена 225-летию губернии. Тогда же по авторскому проекту «ДО» краеведами Дворца книги была организована книжно-иллюстративная выставка «Симбирский край - от провинции до губернии». Комментарии к главным датам и событиям екатерининских реформ опубликованы в №№1-12 «ДО» за 2006 год («Симбирские хроники»).

Сотрудничество с Дворцом книги не прекращалось все десять лет. Вступая в год 250-летия Историка Государства Российского, на презентации Дворца редакция представит краеведческой общественности редкие документы, присланные потомками одного из основоположников Симбирского краеведения, организатора Архивной комиссии Павла Любимовича Мартынова.

 

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: