Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Владелец и "нажитое непосильным трудом"

После определенного периода Владельца начинает занимать вопрос: а не бросить ли все к чертям и не махнуть ли на..? А следом второй: а сколько стоит все то, что я насоздавал непосильным трудом? Все эти цеха, погрузчики, сайты, клиентские отделы, склады, доброе имя…

Фото: swnsdigital.com

Истина в цене?

Частенько подобная постановка вопроса таит в себе детскую веру в объективность и твердость незыблемых истин. Например, истины об объективной стоимости бизнеса.

А ее как раз и нет, этой объективности. То ваши уникальные патенты и изыскания не нужны потенциальным покупателям, и предлагаемая цена сразу в пять раз ниже ожидаемой. То ваш кусочек земли находится посреди будущего микрорайона, который хочет построить покупатель, и цена бизнеса и имущества взлетает вдесятеро…

Но как-то люди договариваются, и интересно посмотреть, какими подходами они пользуются при переговорах о покупке или продаже.

«Два магнитофона, две куртки замшевые…»

Сколько придется потратить другому человеку, чтобы создать бизнес, аналогичный вашему (продающемуся)? Надо прикинуть зарплату соответствующих специалистов за несколько лет, лицензии-взятки-подарки, цену оборудования, если она есть, + банковский процент…

Вот эта итоговая сумма и будет ориентиром для стоимости вашего бизнеса.

Конечно, иногда сюда можно включить гениальную идею Владельца, которая бесценна. Но покупатели, как правило, просят оставить ее себе, на память.

Важный нюанс: многие собственники думают, что бизнес по затратному методу стоит столько, сколько они в него вложили. Вы его создавали десять лет назад, покупали кучу оборудования, мучились с работниками… А сейчас этот бизнес можно воссоздать на базе одного обрабатывающего центра, работающего в автоматическом режиме.

То есть затратный метод учитывает не то, сколько вы потратили по факту, а сколько нужно потратить теперь, чтобы повторить. Таким способом удобно оценивать технологии и сервисы, которые полезны для чего-то большого, но сами по себе денежный поток не создают.

«Посмотри по сторонам»

Суть этого метода в том, чтобы найти некий «посадочный» критерий для оценки -
выручку на квадратный метр, стоимость тонно-километра, количество посадочных мест - и вывести что-то среднее по отрасли.

Если мы имеем магазин с условной выручкой 10 млн рублей на 100 условных кв. метров, то он генерирует 100 тыс. руб-
лей на кв. метр в месяц. Мы поузнавали и выяснили, что точки с похожей выручкой на кв. метр продаются в целом по
50 тыс. за «квадрат».  То есть грубо наш магазин можно оценить в 5 млн рублей. Это и будет стартовая позиция в переговорах.

Магазины вообще часто продают по площади, парикмахерские - по числу кресел, а рестораны - по числу посадочных мест.

Оценочный метод Александра Журбы под названием «ПРАВДА»

П = Р * А * В - Д + А, где

П - правильная оценка компании.

Р - реальная прибыль компании в месяц (наличные деньги, которые можно забрать без ухудшения состояния бизнеса).

А - «аптимистичный» срок, на который можно прогнозировать эту прибыль, в месяцах (не более 24).

В - вероятность того, что сценарий будет не хуже прогноза (от 0 до 1, где 1 -
традиционный существующий монополистичный бизнес с энергичной командой с десятилетним опытом в отрасли).

Д - долги, залоги и прочее, за что нужно будет заплатить.

А - активы компании: деньги на счету, ликвидные ценные бумаги, собственность, которую можно продать без участия компании.

Стоимость бизнеса при «разводе» партнеров

Есть еще один контекст, когда собственнику важно понять стоимость бизнеса, - когда они с партнером решают расстаться. Один должен продать свою долю другому. Нужно определиться с ценой, но собственники не могут согласовать, кто кому будет продавать и по какой цене.

Как правило, в этой ситуации люди «закусывают удила» и в результате вместе с отношениями рушат бизнес, который мог бы кормить их еще долго. В таких случаях помогают два «аукционных» варианта с «говорящими» названиями.

Вариант 1. «Русская рулетка». Один из собственников называет цену за долю. Второй акционер обязан либо выкупить долю другого собственника по этой цене, либо продать по этой же цене свою долю. То есть один называет условия, а второй решает, к кому эти условия применить.

Вариант 2. «Техасская перестрелка». Оба собственника отдают посреднику запечатанный конверт с ценой выкупа доли другого партнера. Посредник вскрывает оба конверта в присутствии собственников. Выигрывает тот собственник, который назвал самую высокую цену, и он выкупает долю проигравшего.

Вы можете оценить свой бизнес сразу несколькими способами и вывести результирующую. У вас будет ощущение объективности, хотя в реальности это будет просто договорная цифра от трех виртуальных оценок :)

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: