Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Гостиничный бизнес
в новых условиях

Эксклюзив uldelo.ru - фрагмент из обзора рынка еще не вышедшего, майского номера «Делового обозрения».

Фото: balticfairs.com

«Визитная карточка», «лицо территории»… Индустрия гостеприимства нужна и важна - и регионам, и стране в целом. Как чувствуют себя отели сегодня? И в каком состоянии гостиничный бизнес встретит крупнейшее событие следующего года – Чемпионат мира по футболу?

Ориентир - на русского туриста

Последние экономические «встряски» показали: гостиничная отрасль – одна из самых стрессоустойчивых в России. Большинство экспертов сходятся во мнении, что кризис, разгоревшийся в 2014 году, не только не «сломил» отельный бизнес в стране, но и подхлестнул его развитие: девальвация национальной валюты увеличила потоки въездного и внутреннего туризма в РФ на 6% и 15% соответственно.

- Гостиничный бизнес является наиболее устойчивым к кризисным явлениям среди других сегментов коммерческой недвижимости, - говорит глава российского представительства, член совета директоров международного фонда прямых инвестиций Hermes-Sojitz Олег Янтовский. - Связано это с тем, что индустрия гостеприимства – это та сфера, которая может мгновенно реагировать на изменения извне. Возможность эффективно работать в условиях неопределенности, быстро корректировать тарифную политику и подстраиваться под изменения в экономике позволяет гостиничному сектору быть более гибким и рентабельным в отличие от сегментов офисной и торговой недвижимости, которые чаще всего сдаются в аренду на длительный срок, что не позволяет быстро реагировать на ситуацию извне и подстраивать арендные ставки под темпы инфляции и рынок.

Но и без потерь в кризис не обошлось. После событий, связанных с Украиной и присоединением Крыма к России, гостиницы столкнулись с резким падением бронирований номеров из-за границы и массовым отказом иностранцев от уже произведенной брони.

- Да, у нас упало количество бронирований номеров иностранных граждан, но в то же время в стране активно развивается внутренний туризм, особенно в связи с тем, что поездки за границу стали менее доступны нашим гражданам. Не приехавшие иностранные гости заместились российскими гостями. На данный момент, считаю, что отрасль преодолела этот кризис и уверенно развивается, - заявляет основатель сети умных хостелов «Клевер», председатель Лиги хостелов Евгений Насонов.

По словам управляющего партнера компании Top Hotel Experts Натальи Розенблюм, активный рост внутреннего туризма в России наблюдается в течение последних двух лет:

- Рост интереса к отдыху внутри страны имеет экономические корни – снижение реальных доходов населения, ослабление рубля, а также отсутствие возможности поехать в ряд популярных и доступных ранее направлений массового отдыха. На этом фоне городские и загородные отели, базы отдыха, иные места отдыха пользуются повышенной популярностью.

Однако спрос на внутренний туризм в скором времени может упасть. Вот что рассказал «ДО» директор отельно-маркетингового агентства DigitalWill Сергей Скорбенко:

- Многие, кто в прошлом году отдыхал только в РФ, в этом уже рассматривают Европу. Отечественные отельеры, воодушевленные закрытыми границами с ключевыми бюджетными морскими странами (Египет, Турция), к этому сезону и политическим переменам оказались не готовы и не продумали заранее такого предложения, перед которым бы наши соотечественники не смогли устоять. По экспертным данным, даже завершившийся горнолыжный сезон многие российские курорты провалили. Серьезное падение спроса на российские отели продолжится и летом, с учетом демпинговых цен и визовой политики той же Турции, куда теперь, возможно, разрешат въехать по российскому паспорту (а у 72% россиян загранпаспортов просто нет).

По мнению многих экспертов, развитие конкуренции на ульяновском рынке гостеприимства стимулирует лояльная политика руководства области к любым инвестициям, а сдерживает - низкий уровень жизни населения относительно соседей, Татарстана и Самарской области

Доходы снижаются

Итак, в масштабах страны сегодня картина позитивная. Но положительную динамику российского рынка, в основном, обеспечивают два мегаполиса – Москва и Санкт-Петербург. Столицы уверенно сохраняют статус основных туристических направлений России. Индустрия гостеприимства там демонстрирует устойчивый рост – как в объеме номерного фонда, так и в его качестве.

А что же регионы? Ситуация с развитием гостиничного бизнеса в них гораздо сложнее. Рынок расширяется, конкуренция становится все острее, но – в последнее время гостиницы (особенно в городах с населением менее 1 млн человек) ощущают дефицит спроса.

- Сегмент деловых гостей остается значительным для основных городских отелей, однако гости все чаще бронируют номер на более короткий срок. В силу относительно небольших бюджетов на отдых, в большинстве регионов отели практикуют рост цен в попытке компенсировать сокращение операционной рентабельности на фоне инфляционного роста затрат, - рассказывает Наталья Розенблюм.

- Приволжский федеральный округ испытывает постепенный рост конкуренции, давление ценовых критериев и спроса на развитие рынка. Расходы на содержание отеля вынуждают управляющих искать возможности экономии, так как показатели доходов упали за последние три года на 20-40% в зависимости от объекта, - говорит генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

Рост конкуренции и падение спроса отмечает и владелец ульяновского гостинично-банного комплекса «Усадьба» Вячеслав Картюков:

- Кризис, безусловно, отразился на рынке гостиничных услуг. Наша компания, я думаю, как все и остальные, почувствовала снижение спроса. В первую очередь - на номера люксовой принадлежности, с более высокой стоимостью. Все экономят, поэтому сейчас наиболее востребованы стандартные номера. Если в докризисные времена загруженность номеров была около 65% (это неплохой показатель для рынка), то сейчас 40-50%.

Продолжение читайте в майском номере "Делового обозрения"...

Материалы по теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: