Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Чиновник и бизнесмен.
Партнерство эффективно?

По подсчетам экспертов, для роста российской экономики на уровне не ниже среднемирового в течение ближайших лет нужно обеспечить рост инвестиций в инфраструктурные проекты на 6-10% в год. При нынешнем снижении реальных расходов бюджета на эти проекты большие надежды возлагаются на бизнес.

Фото: pixabay.com

ОБОЮДНЫЙ ИНТЕРЕС – ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ РИСКАХ

Сегодня доля частных инвестиций в развитие инфраструктуры в стране не достигает и 3% от общего объема вкладываемых средств. На фоне западных стран это крайне мало, и в том, что Россия не в полной мере использует потенциал частного сектора в развитии общественной инфраструктуры, есть как исторические, так и сугубо конъюнктурные причины, отмечают в Ассоциации «Центр развития ГЧП». И добавляют: органы власти совместно с финансирующими организациями и деловым сообществом пытаются изменить ситуацию. В первую очередь путем развития механизмов государственно-частного партнерства.

В экономической практике общепринятое определение ГЧП звучит так: «Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях».

Государственно-частное партнерство актуально как никогда. В условиях усложнения социально-экономической жизни государство уже не может самостоятельно выполнять все общественно значимые функции. Часть из них может взять на себя бизнес, заинтересованный в новых объектах для инвестирования.

– Основной стимул для участия бизнеса в ГЧП-проектах – это гарантии возврата инвестиций и удобные инструменты привлечения финансирования, – рассказывает партнер юридической компании P&P Unity, эксперт в области ГЧП и концессионных соглашений Семен Мокин. – Например, концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве позволяют (а в некоторых случаях обязывают) публичной стороне, например, региону, брать на себя обязательства по компенсациям в случае наступления тех или иных рисков. А для привлечения заемного финансирования, как правило, не требуется предоставлять дополнительное обеспечение, помимо прав частного партнера в рамках проекта. Заключается прямое (трехстороннее) соглашение между публичным, частным партнерами и финансирующей организацией (например, банком). Такое соглашение позволяет при наступлении неплатежеспособности частного партнера его заменить или получить компенсации от публичного партнера, что хеджирует риски банка.

Финансирование ГЧП-проектов в России превысило 2 трлн рублей, 1,3 трлн из которых – деньги бизнеса

В начале 2017 года в России насчитывалось немногим менее 2,5 тысяч инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства. В основном это концессии. По экспертным оценкам, около тысячи из них инициированы бизнесом. Почти 90% ГЧП-проектов в России относятся к проектам муниципального уровня и лишь 17 имеют статус федеральных, сообщает Центр развития ГЧП. Например, в июне 2016 года заключена первая федеральная концессия в сфере железнодорожного транспорта. Речь идет о строительстве нескольких объектов в сухогрузном районе морского порта Тамань объемом частных инвестиций 500 млн рублей. Этот проект инициирован частным инвестором, а на стороне концедента выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта – Росжелдор.


Источник: Центр развития ГЧП

Источник: Центр развития ГЧП

ДЕСЯТЫЕ В СТРАНЕ

Ульяновскую область называют одним из лучших регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. По итогам 2016 года регион вошел в топ-10 рейтинга Центра развития ГЧП, разработанного совместно с Минэкономразвития РФ. Субъекты оценивались по нескольким критериям, в числе которых – развитие институциональной среды, наличие сформированной нормативно-правовой базы (а в Ульяновской области есть свой закон о государственно-частном партнерстве), опыт реализации проектов. Добавим, что результаты этого рейтинга учитывают правительство России – при оценке эффективности работы губернаторов, а также АСИ – при составлении национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ.


Источник: Центр развития ГЧП

Как сообщают в облправительстве, «багаж» Ульяновской области по предупреждению рисков при реализации ГЧП включен в методические рекомендации для субъектов страны, а представители региона входят в состав Координационного совета Минздрава РФ по ГЧП.

В правительстве Ульяновской области называют региональную систему управления отраслью государственно-частного партнерства эффективной. В этом году создан Фонд «Центр развития ГЧП», который должен стать центром компетенций и «единым окном» по сопровождению всех проектов. Учреждена правительственная комиссия по вопросам участия Ульяновской области в соглашениях о ГЧП – сегодня это главный координационный орган по всем вопросам, связанный с заключением таких соглашений. Среди задач комиссии – участие в процедуре принятия правительством решений о концессиях и рассмотрение частных концессионных инициатив. Как пояснил «ДО» и. о. министра развития конкуренции и экономики Ульяновской области Рустем Давлятшин, это подразумевает глубокое погружение в проект и распределение обязанностей по его структурированию.

– В сложившихся экономических условиях применение механизмов ГЧП позволяет оперативно решать важнейшие задачи социально-экономического развития Ульяновской области, связанные с созданием общественной инфраструктуры, – говорит Рустем Давлятшин. – В нашем регионе, в отличие от других субъектов РФ, разработана система мер государственной поддержки в этой сфере. Например, установлена нулевая налоговая ставка по налогу на имущество организаций на срок заключения соглашений. Большое внимание уделяем информированию бизнес-сообщества о преимуществах ГЧП. Как результат этой работы, а также целенаправленного внедрения регионального ГЧП-стандарта – позиция Ульяновской области в рейтинге субъектов России по уровню развития государственно-частного партнерства. В 2017 году целевое значение показателя «Уровень развития субъекта Российской Федерации» было перевыполнено нами на 12%.

В ПРИОРИТЕТЕ – МЕДИЦИНА

«Урожайной» на ГЧП-проекты сферой в Ульяновской области остается медицина. В регионе работают четыре диализных центра – два в Ульяновске, по одному в Новоспасском районе и Димитровграде. Пятый год проводит ЭКО компания «Альянс Клиник». Открыты семь мини-клиник по проекту «Доктор рядом» в областном центре, Старомайнском, Тереньгульском и Майнском районах.

В 2015 году в рабочем поселке Новоспасское по принципу государственно-частного партнерства создан межрайонный офтальмологический центр «Прозрение». За два года компания открыла филиалы в Ульяновске и Димитровграде.

– Количество обращений в клинику постоянно растет, – рассказал журналистам в августе 2017 года председатель Совета директоров Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. – Создавая филиал в Новоспасском, мы понимали, что будем закрывать не только поселок, но и Сызрань и Кузнецк. Что отрадно, сегодня 30-40% клиентов – иногородние, в том числе столичные. Они понимают, что качество услуг здесь высокое, а стоимость ни в какое сравнение с московскими ценами не идет. Поэтому мы видим безусловный потенциал в развитии этих проектов.

ГЧП в Ульяновской области практикуется 11 лет. Первым проектом стал диализный центр, открытый немецкой компанией «Фрезениус Нефрокеа» совместно с региональными властями

Одним из самых значимых ГЧП-проектов, которые пока в стадии реализации, называют новое отделение скорой помощи на базе Областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи имени Е.М. Чучкалова. Объект планируется открыть в 2019 году в сотрудничестве с компанией «Феникс Девелопмент», которая рассчитывает в этом проекте на помощь израильских партнеров.

Как обещает инвестор, лечебный корпус будет соответствовать высоким международным стандартам – на достижение этой цели он готов потратить 1,2 млрд рублей. Больных при поступлении будут распределять на группы. «Зеленый коридор» предназначен для тех, кто может посещать кабинеты самостоятельно. «Желтый коридор» предусматривает оказание срочной помощи. Нуждающиеся в реанимации получат помощь в «красном коридоре». Предполагается, что в этом учреждении все жители области смогут получить услуги бесплатно по полису ОМС.

На ПМЭФ-2017 губернатор Сергей Морозов заключил еще одну концессию – с «Медицинской инвестиционной группой», которая готова модернизировать ульяновские поликлиники.

По данным Министерства развития конкуренции и экономики, в регионе также готовится проект по строительству нового лечебно-диагностического корпуса областной больницы. Планируемая вместимость корпуса составит 470 коек, объем частных инвестиций оценивается в 5,5 млрд рублей.

В стадии проработки и проект по созданию лечебно-диагностического центра реабилитации и восстановительной медицины в Димитровграде. Здесь будет обслуживаться до 400 тысяч человек в год, сумма инвестиций достигнет 1,2 млрд рублей, сообщили в министерстве.

ПАРТНЕРСТВО В СПОРТЕ

По словам и. о. министра развития конкуренции и экономики Ульяновской области Рустема Давлятшина, ГЧП-проекты в регионе реализуются во всех отраслях.

– В стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года в качестве приоритетных (помимо здравоохранения) регион определяет образование, социальное обслуживание, культуру, спорт, ЖКХ. Напомню, первое концессионное соглашение было заключено с целью создания спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест. В результате реализации этого соглашения в апреле 2014 года введен в эксплуатацию спортивный комплекс «Волга-Спорт-Арена». Мы видим, насколько востребована эта площадка для подготовки спортивных команд, проведения семейного отдыха.

Дворцу спорта в этом году исполнилось три года. В проект было вложено 2 млрд рублей частных инвестиций. По соглашению с ЗАО «Волга-Спорт» первые десять лет комплекс будет в аренде, после чего перейдет в собственность Ульяновской области.

Вот что рассказал «ДО» Семен Мокин, партнер юридической компании P&P Unity, о некоторых известных деталях подготовки проекта:

– Основная работа велась в течение 2012 года и, в отсутствие устоявшейся практики, потребовала выработки новых подходов к проведению конкурса, заключению концессионного соглашения и внесения в него необходимых изменений.

Примеров создания спортивных объектов путем государственно-частного партнерства в Ульяновской области, к слову, немало.

– Мы с гордостью можем сказать, что нас поддерживают инвесторы, которые только за последние пять лет вложили в развитие спортивной инфраструктуры в Ульяновской области более четырех миллиардов рублей, – заявляет Рамиль Егоров, директор детско-юношеской школы Ленинского района, председатель комитета национальных и неолимпийских видов спорта.

2014-й был богат на открытие спортивных объектов, созданных совместными усилиями государства и бизнеса. Помимо «Волга-Спорт-Арены», Ульяновск получил легкоатлетический манеж «Спартак» стоимостью 140 млн рублей. Правительство региона выделило землю, а инвестор – предприниматель Владимир Ртищев – построил объект.

На этих же условиях создан крытый картодром «Картхолл». Инвестор вложил в его строительство 242 млн рублей. По техническим показателям этот объект называют одной из лучших гоночных трасс не только в России, но и в мире.

По словам Рамиля Егорова, сейчас в Ульяновской области идет работа по нескольким приоритетным инвестпроектам. Это создание Регионального центра национальных и неолимпийских видов спорта, реконструкция Дворца единоборств «Добрыня» и спортивно-реабилитационного центра в Ульяновске, строительство круглогодичного спортивно-оздоровительного центра в Сенгилее, создание многофункционального комплекса «Олимпика» и современного спорткомплекса на базе СК «Нейтрон» в Димитровграде, строительство конно-спортивного комплекса и открытие сети фитнес-центров.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Государственно-частное партнерство в России и регионах пока в процессе становления. Сделаны первые шаги – разработаны ключевые стандарты ГЧП и структура базовых соглашений, идет формирование рынка.

– На наш взгляд, ГЧП в России сейчас преодолело первый уровень развития, необходимый каркас для дальнейшей работы создан, и речь идет о его укреплении. Так, активно обсуждается перспектива использования нового финансового инструмента – инфраструктурных облигаций, рассматривается возможность применения механизмов ГЧП в новых отраслях, например, в IT, постепенно расширяется круг потенциальных инвесторов: кроме средств банковской системы используются средства пенсионных фондов, – отмечает Семен Мокин.

По его словам, эти процессы характеризуют вторую стадию развития государственно-частного партнерства. А потом стране предстоит третья – совершенствование существующих механизмов и оптимизация распределения рисков между участниками проектов. И только после этого мы выйдем на уровень Великобритании – флагмана в сфере ГЧП.

– Основополагающий фактор, определяющий успешную реализацию ГЧП-проекта, – это его правильная подготовка. На предпроектной стадии должны быть обоснованы потребность в проекте в целом, его юридическая и финансовая структура, техническая концепция. При этом необходимо оценить все риски, реализация которых может негативно повлиять на проект, способы их минимизации и последствия для сторон в случае их наступления. Если условия сбалансированы, обеспечивают интересы публичной стороны и предоставляют гарантии возврата инвестиций частной, такой проект будет привлекательным для инвесторов, – рассуждает г-н Мокин.

По мнению генерального директора агентства Colary Романа Булатова, государственно-частное партнерство в России развито очень слабо. Colary участвовала в реализации нескольких ГЧП-проектов, среди которых – создание системы мобильного приложения для наказания нарушителей правил парковки и разработка парковочного пространства в Ульяновске. Но логичного завершения эти начинания так и не получили.

– У нас как обычно: государство хочет вложить мало, получить – много, а в современных реалиях немногие согласны на такие риски. Для ГЧП-проектов требуется крепкое финансовое «плечо», но сегодня мало кто может похвастаться открытой кредитной линией на их реализацию, – говорит Роман Булатов.

Как считает глава Colary, большой минус государственно-частного партнерства для бизнеса – в постоянной смене лиц в муниципальной власти. Вектор поведения чиновников в процессе реализации проекта иногда меняется, что создает компании проблемы вплоть до невозможности дальнейшего сотрудничества, отмечает эксперт.

В региональном правительстве признают: сложности есть. Но и желание ульяновского бизнеса участвовать в таких проектах растет. Этот механизм обоюдопривлекателен, но очевидно, что его «обкатка» займет не один год.

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: