Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как электронная подпись
поможет бизнесу заработать

Сегодня уже не требуется личное присутствие для сдачи отчетности, для подписания договора, для открытия счета. Нужно только иметь сертификат электронной подписи и доступ в интернет. И если воспользоваться всеми возможностями этой технологии, то можно и сэкономить, и заработать деньги.

Фото: pixabay.com

Михаил Добровольский

Эксперт Удостоверяющего центра СКБ Контур

КАКИЕ ВИДЫ ПОДПИСЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РОССИИ?

Существуют три вида электронной подписи, которые группируются в два блока.

Простая электронная подпись. Чаще это отправляемый по SMS код, пара «логин – пароль», популярны также коды на скретч-картах. Сфера применения простой подписи узка, так как она лишь подтверждает, что действие совершил определенный человек. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, например, онлайн-банк, сайт госуслуг и т.д.

Усиленная электронная подпись бывает двух видов: квалифицированная (КЭП) и неквалифицированная (НЭП). В отличие от простой подписи они создаются с помощью криптографических алгоритмов, и получить такие подписи можно только в удостоверяющих центрах, которые проверяют личность человека перед выдачей.

В КЭП более строгие требования к программному обеспечению и структуре сертификата, поэтому ее юридический статус выше. Документ, завизированный КЭП, имеет юридическую силу без дополнительных соглашений между участниками электронного документооборота.

НЭП нужна, чтобы участвовать в электронных госзакупках в качестве поставщика на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).

Основная сфера применения КЭП – сдача отчетности через интернет и электронный документооборот между контрагентами. Юридические и физические лица могут заверять КЭП любые документы, в том чис-ле бухгалтерскую «первичку», договоры с контрагентами и удаленными сотрудниками, получать банковскую гарантию для участия в закупках и т.д. Документ, подписанный КЭП, можно хранить в архиве, использовать в качестве доказательства в суде и т.д. Также КЭП необходима для работы с различными государственными информационными системами: ЕГАИС ФСРАР, порталом Росреестра, ФГИС Росаккредитации, порталом госуслуг и др.

ЗАРАБАТЫВАТЬ С ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ВОЗМОЖНО

Хорошая возможность развивать бизнес и остаться на плаву даже в кризис – участие в госзакупках. Закупки есть почти в любой сфере и в каждом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а заказчик обязан оплачивать работы за 30 дней (малому бизнесу – за 15 рабочих дней). Участвовать в государственных и коммерческих закупках в качестве поставщика может любая организация или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Наряду с государственными и муниципальными предприятиями закупки в электронном виде могут проводить и другие категории заказчиков.

Торги госзаказа Торги компаний с госучастием Торги коммерческих компаний
По какому закону проводятся? Федеральный
закон №44-ФЗ
Федеральный закон №223-ФЗ и Положение о закупках каждого конкретного заказчика (публикуются в Единой информационной системе
zakupki.gov.ru).
Коммерческие закупки регулируются нормами Гражданского
кодекса РФ и регламентами, установленными самими компаниями заказчиками.
Где проходят? На шести отобранных
электронных
торговых
площадках.
На различных электронных площадках: универсальных или
созданных самими заказчиками.
Как правило, торги коммерческих компаний проводятся там же, где закупаются компании с госучастием. Кроме того, существует ряд специализированных ЭТП только для закупок коммерческих компаний.
Какая требуется подпись? Принимают
только НЭП.
Требования к виду сертификата зависят от конкретной площадки (НЭП, КЭП, специализированные
КЭП).

ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ, ЕСЛИ ЗАКУПКА ПРОХОДИТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ?

- Получить в удостоверяющем центре электронную подпись и аккредитоваться на ЭТП.

На получение сертификата электронной подписи лучше заложить один день, а процедура аккредитации занимает один – пять рабочих дней.

- Отправить заявку на ЭТП.

Важно не только подать заявку вовремя, но и соблюсти все требования заказчика к ее форме и содержанию, предоставить нужные лицензии и документы.

Для участия в электронном аукционе по №44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки – финансовую гарантию того, что победитель закупки подпишет договор. Залог составляет 0,5 до 5% от начальной минимальной цены и «замораживается» на расчетном счете ЭТП. После завершения торгов обеспечение благополучно разблокируется, а победителю залог вернут после подписания контракта.

Заказчики по 223-ФЗ и коммерческие компании решают самостоятельно, требовать у поставщиков обеспечение заявки или нет.

- Принять участие в аукционе.

Одобренные заявки перемещаются в электронный аукционный зал и участвуют в торгах на понижение начальной цены контракта. Лучше заранее просчитать порог рентабельности контракта и во время аукциона не опускаться ниже.

- Подписать контракт и предоставить обеспечение.

Победитель электронного аукциона подписывает контракт электронной подписью в интерфейсе торговой площадки, на которой проводился аукцион. По закону №44-ФЗ победитель аукциона предоставляет финансовое обеспечение контракта в виде банковской гарантии или денежного залога, который возвращается после успешного выполнения контракта.

Обеспечение контракта в торгах других категорий заказчиков остается на их усмотрение, так же как в случае с обеспечением заявки. Наличие или отсутствие этого требования всегда прописывается в закупочной документации.

КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ?

Нужно отталкиваться от задач компании и требований информационной системы, в которой планируется использовать сертификат, например:

✓ вы хотите участвовать в электронных аукционах по 44-ФЗ. Тогда подойдет только НЭП;

✓ компания сдает отчетность в ФНС, ПФР и ФСС, участвует в торгах коммерческих компаний, значит ей достаточно иметь одну КЭП;

✓ если и то, и другое, то нужны оба вида подписи.

Получаете ли вы сертификат подписи впервые или продляете его действие, удостоверяющий центр потребует предоставить определенный список документов. Какие именно, подскажет сотрудник удостоверяющего центра, в который вы обратитесь. Базовый комплект: заявление, оригинал паспорта, номер ИНН и СНИЛС. За сертификатом подписи необходимо прийти лично с оригиналами документов.

Если у вас остались вопросы об электронной подписи или вы хотите узнать, какая подпись подойдет вашей организации, обращайтесь в представительство Удостоверяющего центра СКБ Контур в Ульяновске.


Ульяновск, 1-й пер. Мира, 2
+7 (8422) 30-69-00
kontur.ru/ca-ul

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: