Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

И все-таки родина талантов

2018 год для Ульяновской области – юбилейный, губернии исполняется 75 лет. Чем живет, чем «дышит» сегодня 73-й регион? С какими брендами ассоциируется на внешнем пространстве?

Графика: Александр Кременицкий

ОСТАЛСЯ «КРАСНЫЙ ПОЯС» ПОЗАДИ

Ульяновская область образована 19 января военного 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, в нынешнем виде наш регион появился благодаря объединению Симбирской губернии с несколькими районами Пензенской и Куйбышевской областей.

В первые же годы существования Ульяновская область вписала немало славных страниц в историю страны, так, в годы Великой Отечественной войны стала ее надежным тылом, а в послевоенное время — крупным промышленным регионом. Было время, когда бренд «Ленин» привлекал к себе туристов со всего мира…

Во время перестройки регион входил в группу «красного пояса», плюс область, которой руководил коммунист Юрий Горячев, считалась едва ли не последним оазисом социализма в стране, яро сопротивляющимся рыночным реформам. Со всеми вытекающими – низкими ценами на продовольствие, талонами, энергопроблемами, слабым развитием предпринимательской среды.

Следующий «правитель» с генеральскими погонами не смог кардинально улучшить имидж области, которая в 2007 году занимала последнее место в ПФО по социально-экономическому развитию, находилась в конце рейтинга российских регионов по качеству жизни. Для сравнения, в 2012 году Ульяновская область по этому показателю занимала еще 50-е место в РФ, а сегодня – уже 31-е. Правда, год назад регион был на 29-м месте…

ЧТО В ИМИДЖЕ ТВОЕМ?

Сегодня российские регионы находятся в жесткой конкуренции между собой – за инвесторов, туристов, талантов, в том числе создающих материальные ценности. И, как отмечает социолог Татьяна Рассадина, «имидж региона становится серьезным нематериальным активом: способствует привлечению внимания к территории, более эффективному лоббированию его интересов, улучшению инвестиционного климата и конкурентоспособности; это реальное средство воздействия на массовое сознание, формирования региональной идентификации населения».

Невооруженным взглядом видно, что регион, еще недавно ассоциировавшийся с тягучей провинциальностью и застоем, сегодня уже не имеет такой негативной репутации в глазах российской общественности. О мировой общественности пока говорить преждевременно: о существовании Ульяновска и области многие жители планеты пока не подозревают. Впрочем, мало какие российские города могут похвастаться таким ярким имиджем, как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Сочи…

С какими успехами губерния встречает 75-летний юбилей? Сегодня она входит в пятерку лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности регионов РФ на основании данных РИА «Рейтинг», по данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ АСИ по сравнению с прошлым годом поднялась на позицию выше и вошла в первую десятку, находится на 6-м месте в российском экологическом рейтинге. В Национальном туристическом рейтинге – 2017 Ульяновская область заняла 29-е место, поднявшись с 38 позиции по сравнению с 2016 годом. Регион, который принимает все больше туристов, набрал 68,5 баллов из 100 возможных.

Наконец, областной центр входит в пятерку самых добрых городов страны: «третий» сектор, гражданское общество в родных пенатах за последнее время существенно активизировалось. И это тоже положительным образом влияет на формирование положительного имиджа региона, который вполне себе капитализируется.

В Ульяновской области - 3 города областного значения и 21 административный район. Общая площадь региона составляет 37,2 тысячи кв. км. Численность населения области составляет 1 млн 258 тысяч человек

В новой реальности немаловажное значение имеет и брендирование территории, разработка ее аутентичности, особенности – в масштабах страны и – все-таки надо ставить высокие цели! – всего мира. И стратегическими инструментами для продвижения региона на мировом пространстве должны стать не притянутые за уши псевдобренды, типа «Родина Колобка», а что-то более реалистичное, интересное, значимое.

Впрочем, и от «старого доброго» бренда «Ульяновск – Родина Ленина» не стоит отказываться. Работает же! И туры в рамках «Красного маршрута» продаются, и пряники от ОАО «Ульяновскхлебпром» с изображением вождя мирового пролетариата на прилавках не залеживаются…

СДЕЛАНО В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В региональном правительстве любят повторять «почти рифмованную» присказку о том, что «у нас нет ни нефти, ни газа, ни алмазов, зато есть человеческий капитал, который гораздо дороже». Мол, Ульяновская область – родина талантов. Но посмотрим правде в глаза: много ли ныне живущих граждан региона известны широкой общественности? Как ни крути, а наши знаменитые на весь мир земляки - Карамзин, Гончаров, Ленин, Пластов – «родом» из прошлого века…

Получается, что главное слово в модной ныне теме региональной идентификации в разрезе Ульяновской области – не за отдельными личностями, а за местными брендами, за целыми коллективами, большими и малыми. Какими материальными активами силен наш регион?

- Структура экономики за последнее время не поменялась, мы по-прежнему лидеры в промышленном производстве, - комментирует председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

По официальным данным, темпы развития промышленности региона в 2017 году превысили результаты предыдущего года и опередили общероссийские темпы. Одно из приоритетных ульяновских направлений - авиакосмическая и автомобильная промышленность, регион занимает 1-е место в России по производству гражданских самолетов и 5-е – по производству автомобилей. Ведущими предприятиями остаются АО «Авиастар-СП» и ООО «УАЗ».

Ульяновскую область не ради красного словца называют «территорией малого бизнеса»: значение данного сегмента в региональной идентификации сложно переоценить. «Малыши» не только вносят существенный вклад в развитие большого дела (в том же автопроме наблюдается превалирование малого бизнеса), они формируют целые отрасли в регионе. И благодаря им, например, Ульяновск называют «мебельной» и «дверной» столицами: в сфере деревообработки зарегистрировано порядка двух тысяч предприятий МСБ.

Регион может гордиться такими брендами, как Ульяновский мебельный комбинат, кухонная мебель Cucina, «Александрийские двери», Dariano. Глядя на эту высококачественную, соответствующую всем современным стандартам и потребительским предпочтениям продукцию,
понимаешь: Ульяновск, действительно, родина талантов!

ВКУС «ВОЛЖАНКИ» УЗНАЛИ В КИТАЕ

Вклад Ульяновской области в масштабах страны - 1% ВВП, и эксперты из регионального правительства говорят о том, что местные производители «уперлись в стену». Особенно наглядно ситуация проявляется в высококонкурентных отраслях, где ульяновские компании – реальные национальные чемпионы.

– На российском рынке наши с нашими же и «толкаются», – комментирует Руслан Гайнетдинов. – Поэтому один из главнейших приоритетов в экономической политике региона – экспорт, расширение горизонтов за счет внешней торговли. Наши производители должны конкурировать не со своими, а прежде всего с Китаем.

Как отмечают эксперты, в развитии экспорта в регионе видна хорошая динамика. В 2017 году увеличилось количество экспортеров, при этом диверсификация этого направления сдвинулась в сторону несырьевого высокотехнологичного экспорта. Наибольший рост по сравнению с аналогичным периодом 2016 года показала сфера экспорта автокомпонентов, выросла на 70%. Впервые экспортные поставки совершили такие компании, как «Трос-Авто. Экспорт», «Завод промышленной арматуры», «Автодом», ПО УЗМВ «Волжанка» – о прославленной ундоровской минеральной воде (еще один хороший местный бренд!) услышали и в Поднебесной империи.

Что касается географии продаж, Ульяновская область увеличила количество стран-партнеров. На данный момент 76 стран сотрудничают с нами. Еще в 2016 году их число не превышало 60. Существенное расширение географии поставок произошло за счет партнеров из новых стран, таких как Эквадор, Лаос, Мексика, Вьетнам, Кения, Либерия, Парагвай, Филиппины, Нигер, Гондурас, Сьерра-Леоне, Гаити, Виргинские острова, Таиланд, КНДР, Кипр, Пуэрто-Рико (автомобили и автокомпоненты), Тайвань (радиактивные элементы и их соединения), Оман (нефтегазовое оборудование).

Власти не сомневаются: ульяновским производителям по силам более активное покорение внешних рынков – в первую очередь за счет «золотых голов», которые, к счастью, не все покинули малую родину. Мир еще услышит о продукции с маркировкой «Сделано в Ульяновской области»!

ПОСТРОИМ МИРОВОЙ КРЕАТИВНЫЙ
РЕГИОН?

Сегодня регион вступает в очередной этап развития, когда формируется экономика нового типа, когда определена новая «великая ульяновская мечта»: Симбирская земля должна стать ни много ни мало мировым креативным регионом. Именно такая сверхзадача прописана в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года.

Что стоит за новым, пока только продекларированным имиджем губернии? Регион с 75-летней историей должен стать в первую очередь обучающимся, мобильным, экологическим, здоровым, открытым, безопасным. Главная же цель – повышение качества жизни, превращение Ульяновской области в один из самых сильных регионов мира. Привлекательным прежде всего для самих ульяновцев.

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: