Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Сложный год для отелей

В 2017 году гостиничный бизнес в России не смог выйти на полную годовую загрузку – об этом говорят сами игроки рынка. Нынешний, «футбольный» год обещает дополнительный приток туристов, хотя ряд экспертов полагает, что чемпионат мира принесет отелям в России не прибыль, а убытки.

Фото: pixabay.com

Здоровая конкуренция

В 2017 году внутренний туризм в России пережил спад по сравнению с уровнем 2016-го. По данным Hospitality Income Consulting, большинство регионов страны не досчиталось 18-20% туристов. Его «костяк» по-прежнему формируют гости из Китая, Японии, Кореи и стран Ближнего Востока. В прошлом году турпоток из Азии в ряде российских регионов вырос на 25-35%, и этот тренд, по ожиданиям экспертов, продолжится.

– Многие управляющие компании, и российские, и международные, отмечают невыполнение планов, которые ставились на 2017 год, в среднем на 15%. Хотя некоторые отели отметили полную годовую загрузку. На это повлияла и общая экономическая ситуация, и, безусловно, основные факторы – географическое положение региона и формат отеля, – говорит Анастасия Мутли, руководитель выставки ОТЕЛЬ ЭКСПО информационно-выставочного проекта «ПИР Экспо».

Столицу спад турпотока не затронул. По предварительным оценкам, в 2017-м Москва приняла 17,9 млн гостей, что на 2,3% больше уровня 2016 года. В 2018-м турпоток в Белокаменную составит 21 млн человек, 1 млн из которых приедут в столицу на чемпионат мира по футболу, прогнозируют в департаменте спорта и туризма Москвы. Гостиничный рынок столицы, по прогнозам CBRE, в 2017 году продемонстрировал рост доходности на номер (RevPAR) от 2 до 7% в зависимости от сегмента.

Как объясняют в компании Hospitality Income Consulting, на отельный бизнес России повлияли открытие Турции и увеличение поездок в Европу, что снизило внутренний туризм на соразмерный объем (около 3-3,5 млн человек).

– Я была удивлена влиянием, которое оказало открытие Турции и их демпинговая политика, включая разрешение на запуск чартеров, на показатели дохода курортов Краснодарского края и Крыма в особенности, – рассказывает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. – Отказы в бронированиях, возврат денег, перенос решений о поездке... Все же хотелось верить, что турецкое предложение окажет вполовину меньшее влияние.

«Если говорить в целом о рынке гостиничной индустрии Ульяновска, то оживление, несомненно, чувствуется. Загрузка отелей города в 2017 году составила 50-55%, что, на мой взгляд, для данного региона очень даже неплохо. Это связано с ростом деловой активности в регионе и как следствие – развитием области и увеличением потока туристов».

Екатерина Прасова, F&B директор ГК «Александровский парк»

Сыграли свою роль стабилизация курса рубля, появление новых отелей и курортов, дороговизна внутренних перелетов и развитие туризма в автодоступности (2-4 часа от места проживания).

– Все это привело к падению спроса на давно существующих местах: просто «пирог» стали резать на большее количество «кусков», – поясняет Елена Лысенкова. – Однако это можно считать достижением внутреннего туризма. По всей стране на базе существующих исторических и природных «магнитов» формируются и наполняются инфраструктурой (отелями, ресторанами, туристическими центрами и т.д.) новые центры отдыха.

По словам заместителя директора, руководителя подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяны Беловой, в 2017 году в Москве начали работу восемь новых гостиниц современного стандарта с общим номерным фондом 1 799 номеров. Еще восемь отелей открылись в регионах – Lotte и Hilton Expoforum в Санкт-Петербурге, Marriott в Воронеже, Sheraton в Нижнем Новгороде, Hilton Garden Inn в Волгограде и Оренбурге и Ibis в Иркутске. В Якутске отель «Полярная Звезда» вошел в сеть Azimut.

2017 год показал реальное положение дел на рынке внутреннего туризма, комментирует Елена Лысенкова. Качество растет, а удерживать цены и быть рентабельным теперь крайне сложно.

Тренды отельного бизнеса

Гостиничный бизнес структурируется и выходит на новый уровень, отмечает Анастасия Мутли. Вкупе со строительством новых отелей развивается сегмент независимых российских гостиниц и идет активное развитие российских управляющих компаний, которые все больше интересуются арендой гостиничных объектов.

– Если еще 2-5 лет назад между владельцами гостиничных зданий и управляющими велся разговор только об управлении, то сейчас это активное обсуждение аренды. И именно в 2017 году это приобрело осязаемые масштабы, – говорит г-жа Лысенкова.

Увеличение количества отелей в регионах и объектов размещения в сетевом управлении создает качественную конкурентную среду и подстегивает местных отельеров к развитию, замечает Екатерина Прасова, F&B директор ГК «Александровский парк» (отель «Империал Клаб Делюкс», рестораны «Романовский», «Штольц», «Аляска», «Династия»). По словам эксперта, тренд 2018 года – персонификация сервиса.

– Выигрывают те объекты, которые могут предложить своим гостям несколько больше, чем они ожидают, – говорит Екатерина Прасова. – Отель – уже не просто место размещения, это комплекс услуг. Необходимо думать как о загрузке, так и комфорте гостя. В регионах начинает развиваться F&B – направление ресторана при отеле как самостоятельной единицы, а не как приложения к отелю с завтраками и банкетами.

«Финансовое развитие идет в сторону поиска дополнительных путей получения дохода, помимо основной загрузки номерного фонда. Это работа с корпоративным сегментом, привлечение внешнего гостя в рестораны и лобби отеля и другие дополнительные услуги».

Анастасия Мутли, руководитель выставки ОТЕЛЬ ЭКСПО информационно-выставочного проекта «ПИР Экспо»

– Клиенты стремятся получить не просто ночь в гостинице или выходные в загородном клубе, они хотят получить впечатления, эмоции. Эмоциональность обеспечивает ассортимент услуг: необходимо неустанно думать о том, чем еще мы можем удивить клиента. В ход идет все – от развлечений до незначительных, но приятных «фишек». Посетители готовы платить больше, но получать за это больше эмоций, – рассказывает Лиана Викулова, директор по PR и рекламе загородного клуба-гостиницы «Дом с приключениями» (Санкт-Петербург).

Не теряет своей значимости сервис, а именно фактор личной приветливости и быстрого отклика.

– Российский клиент стал требовательным. Он больше не довольствуется малым, а желает даже в мелочах получать сервис достойного уровня, – продолжает Лиана Викулова. – Клиенты не будут мириться с отсутствием фена, воды или завтрака. Если не хотите терять рейтинг, необходимый минимум должен быть всегда.

В понятие «комфорт» входит и необходимый набор smart-деталей, в частности, комфортный доступ к розеткам и Wi-Fi во всех зонах гостиницы. Отсюда еще один тренд – технологичность и постоянное обновление, подчеркивает Анастасия Мутли.

Эксперт также напоминает о важности быстрого реагирования (как на изменения рынка, так и на запросы конкретных клиентов), работы в социальных сетях, доступности руководства для прямого контакта с гостем.

Разочарование Крымом

Как отмечают игроки рынка, основными проблемами отрасли остаются кадровый голод и сложности с получением государственных субсидий.

Проблемными для всего гостиничного рынка России остаются вопросы, связанные с госрегулированием отрасли. Груз обязательных требований ударил рублем по отелям 11 городов страны, которые примут ЧМ-2018.

Целый список проблем обнаружился у отельного бизнеса Крыма. По словам управляющего партнера УК «Happy Seasons Hotels Group» Сергея Щеголева, 2017 год стал для отелей полуострова тяжелым по нескольким причинам. Это открытие Турции, холодный июнь, «перегретые» цены из-за успешного 2016 года, завышенные цены на авиабилеты. После эйфории «Крым наш» у гостей региона наступило разочарование от реальной инфраструктуры полуострова.

Ситуацию с отельным бизнесом в Крыму усугубляют полное отсутствие адекватного банкового кредитования (все стоящие проекты пока только на бумаге), все еще тяжелая логистика и высокие цены у поставщиков, а также повышение местными властями арендных цен на землю, иногда в десятки раз, отмечает Сергей Щеголев.

«Гостиничный сектор ждет нескольких решений законодательной власти – обязательная классификация на всей территории страны, определение различий и правил апарт-сегмента, определение правил создания хостелов и мини-отелей в жилом фонде».

Елена Лысенкова, гендиректор Hospitality Income Consulting

Прогнозы-2018

Как считает Татьяна Белова, в 2018 году гостиничный рынок продолжит постепенный рост: небольшой всплеск будет связан с проведением чемпионата мира по футболу, но в целом по итогам 2018 года он будет сопоставим с уровнем 2017-го. В этом году в Москве и Московской области планируется открытие восьми гостиниц современного стандарта с общим номерным фондом 2 308 номеров. Еще 11 отелей с общим номерным фондом 1 802 номера анонсировано в регионах.

Несмотря на внешние обстоятельства, ключевую роль в отельном бизнесе все же будут играть собственная политика гостиниц и их умение реагировать на экономические условия и запросы гостей, уверен Сергей Щеголев.

– Отели и сети, которые четко позиционируются на рынке, понимают, кто их гость и что ему нужно, будут и дальше чувствовать себя отлично. Те же объекты, что сидят на входящем потоке («кто приедет, тот и приедет»), будут иметь проблемы с загрузкой, – считает эксперт.

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: