Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Предпринимательство в образовании: барьеры и перспективы (ВИДЕО)

В рамках федерального бизнес-форума «Деловой климат в России» эксперты обсудили, какие задачи должно решать предпринимательство в образовании, какой формат обучения сегодня востребован и кто формирует тренды?

Фото: Екатерина Эйрих


Екатерина Жмырко
директор детского технопарка
«Кванториум»

– Я представляю сектор дополнительного образования для детей, и мы работаем с подростками до 18 лет.

Когда люди к нам приходят и у них есть представление о том, чего они хотят достичь, становится меньше бесцельно потраченных денег и времени и с нашей стороны, и со стороны студентов. Чем больше у людей будет понимания о том, что их ждет в том или ином образовательном учреждении или программе, тем выше будет специфика их обращений за образовательной услугой или образовательного контента. Есть Атлас дополнительного образования, в котором Ульяновская область представлена одним из пяти пилотных регионов. В нем описаны кружки, секции, дополнительное и бизнес-образование. Такие инициативы помогают потребителю понять, с чем ему предстоит столкнуться.

Хочу акцентировать внимание на том, что дети – это специалисты, которые будут поднимать важнейшие объекты сектора промышленности и предпринимательство в скором будущем. Для создания жизнеспособных кейсов важно, чтобы предприниматели озвучивали свои вопросы и задачи перед образованием. У нас есть опыт работы с ULNANOTECH. Их специалисты предлагают детям решить исследовательскую задачу под конкретный продукт. При этом есть десять видов механизмов, которые они хотят отработать, но только один окажется боле выгодным. И наши ребята с педагогом решают эти задачи. Практика решения промышленных задач детьми влияет на профориентацию и приобщение детей в возрасте 12-14 лет к индустриям, в которых им предстоит работать. Бизнес и образование, промышленность и образование не развиваются, не пересекаясь. Только в их симбиозе будет качественный результат. Чем раньше придет бизнес в образование и полнее в нем будет представлен, тем качественнее будут наши студенты, выпускники, специалисты и в целом наша работа. Сегодня включенность российских предприятий в образование достаточно низкая. Эта ситуация в течение последних пяти лет меняется. Но на образование, которое ходит с протянутой рукой, и его предложения решений, находок и исследований бизнес реагирует вяло и поверхностно.

Неплохо было бы, если бы государство ввело дополнительное стимулирование госкорпораций и бизнес-структур для работы с системой образования, чтобы одним из показателей эффективности стало количество обученных специалистов, образовательных проектов, профессиональных практик.

Предприятия должны повернуться к образованию лицом и обучать сотрудников. Без этого не вырастут достойные кадры для будущей экономики. Без стратегического партнерства общества, бизнеса и образования об успешном предпринимательстве говорить сложно.


Татьяна Иванова
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления
Ульяновского государственного университета (опорный вуз региона), руководитель программы МВА

– На мой взгляд, целесообразно разделить бизнес в образовании и бизнес-образование. Говоря о втором, мы имеем в виду получение дополнительных знаний для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Первое предполагает использование инструментов бизнеса в процессе образования. Замечу, что резко отрицательно отношусь к тому, что сегодня говорят об образовании, только как об образовательной услуге. В контексте предпринимательства это звучит нормально. Но образование – не только услуга. Услуга – деятельность, которая облегчает некий процесс. Например, вы приходите в ресторан потому, что там облегчили процесс приготовления пищи. Если человек приходит в образование потреблять услугу, то он вряд ли выйдет из вуза как предприниматель. Образование – это процесс, в котором человек должен быть очень активным. Заплатил – не заплатил – ты должен применить максимум усилий, чтобы получить и усвоить определенный объем информации, переработать в системные знания. И надо разграничить образование и предпринимательские компетенции, как некий инструмент, который в образовании может присутствовать.

Формат обучения во многом формируют технологии. Если сегодня мы живем в условиях цифровых технологий, то уместно учитывать преимущества, например, online обучения. И нельзя игнорировать традиционные формы, важность которых связана с социализацией человека, с формированием культуры, без которых сложно добиться высоких профессиональных результатов. Что касается трендов в подготовке специалистов, не могу однозначно согласиться с тем, что образование должно ориентироваться на потребности региона и России здесь и сейчас. Безусловно, это важно, но если вузы не накопили потенциал для оценки и размышлений о будущем, то не высока цена им и предполагаемым стратегиям развития.

Сегодня мы должны быстро двигаться вперед и не оглядываться на формат западных стран. Нужно опередить их практику. И важно не утратить качества фундаментального образования, которое было раньше. И плюс к нему – дать предпринимательские компетенции школьникам, студентам и молодым специалистам. Помимо знаний, которые люди получают в высшей школе, чтобы стать успешными, им нужен навык применения знаний в практической среде. Найти симбиоз между бизнесом и образованием – главная стратегическая цель.

Статистика показывает, что большинство выпускников вузов работает не по специальности. В чем причина? Мне представляется, что в реформе образования мы уже допустили крен в раннюю специализацию. Так мы лишаем людей возможности пробовать себя во всех областях, потому что молодому человеку трудно определить, в чем он лучший. И те, кто участвует в формировании его как профессионала, не знают, где он пригодится в быстро меняющейся экономике. Мне кажется, в образовании уже пора прекратить многочисленные реформы. Ведь много положительного было и в старых образовательных практиках. В вузы приходят сегодня креативные молодые люди. У них не зашорен взгляд. Они инициируют идеи, у них нет ощущения, что эти идеи нереализуемы. И им надо дать возможность эту мечту осуществить, главное – не мешать.

Развитие бизнеса в образовании я связываю с желанием получать дополнительные знания. Но сейчас сложно убедить бизнесменов, идущих к конкретным целям, в правильности аксиомы: «чтобы оставаться на месте, надо быстрее бежать вперед». Немногие осознают необходимость систематизировать знания, проверять связь практики бизнеса с общемировыми тенденциями, искать успешные практики. А на разного рода программах, например МВА, дают системное видение бизнеса, обсуждают лучший опыт. Это – бенчмаркинг в действии.

Если и вузы, и бизнес-сообщества будут думать и действовать в унисон в рамках такого подхода, у нас многое получится, и деловой климат региона качественно изменится. Нужно достичь синергетического эффекта. Найти точки соприкосновения можно, хоть это и непросто.


Игорь Князев
председатель правления Ассоциации участников и выпускников Президентской программы «Лидер»

Законодательными нормами услуга образования определяется как некоммерческая. И если ее рассматривать как бизнес, есть законодательные ограничения, которые необходимо пересматривать. У нас есть ряд предложений по теме, которые структурируются и в ближайшее время будут озвучены.

Больше внимания уделять практической части лучше в рамках дополнительного образования. При этом высшее образование должно остаться классическим. Часто философия международных экспертов высокого уровня другая. Наша более основательная и сильная. Я бы предложил взять лучшее из старой вузовской системы и сконцентрироваться на дополнительном профессиональном образовании по секторам экономики, взаимодействуя с предприятиями в узком направлении по каждому проекту и отдельным стартапам. Это большая работа, и здесь нужно плотно работать и вузам, и частными образовательным учреждениям, и властям.

В рамках моей деятельности у меня рождается масса проектов. В одном не хватает знаний, в другом – умений. Приходится дожимать теорией и обязательно накладывать знания на практику. Скоро я
начну обучение по программе, в которой полгода идет серьезная теоретическая подготовка, а далее предприятия выбирают из числа студентов помощников для решения своих производственных задач и платят им стипендию. Если студент справляется хорошо, ему предлагают работу на предприятии, а далее он решает: либо соглашается на предложение, либо в качестве эксперта с решенным кейсом направляется в свой бизнес.

Интересный вариант – Дубай Академик Сити в ОАЭ. Это образовательный кластер, попав в который студент волен выбирать программу и международный вуз. Физически находясь в одном месте, он может получать несколько образований по короткой или длинной программе, по разным направлениям и в разных вузах. Будущее – за созданием подобных образовательных зон.

Президентская программа управленческих кадров – пример, когда за партой сидит чиновник и бизнесмен. Во время обучения они начинают говорить на одном языке, и благодаря этому рождается много новых проектов. Хороший продукт – программа «Глобальное образование». Федеральное министерство выделяет гранты на обучение специалистов за рубежом. У обучаемого за границей на средства Российской Федерации есть обязательство – три года отработать на предприятиях, аккредитованных данной программой в России. На сегодня такие инструменты есть. Но мало кто о них знает и им соответствует. Если такие программы доработать, то мы быстро и качественно повысим и уровень взаимодействия, и образования.


Татьяна Люлькина
научный руководитель «Корпоративного
университета Ульяновской области», председатель Ульяновской региональной
организации ВЭО России

Образовательные учреждения – некоммерческие организации, которые решают проблемы общества. И у них для успеха должны быть две составляющие. Первая: правильная цель – делать правильные вещи. Вторая: бизнес, то есть делать правильные вещи правильно. Часто образовательные организации получают гранты и бюджетное финансирование, а когда деньги заканчиваются, исчезают. Но я в бизнес-образовании с 1993 года, и бюджетного финансирования у меня никогда не было. Это говорит о том, что предпринимательству в бизнес-образовании быть.

Тренды формирует спрос, а спрос формируют наши потребители – предприниматели. Люди, которые берут ответственность за свою жизнь и жизнь тех, кому они дают работу.

Концепция Lifelong learning сегодня популярна, и успешным предпринимателям придется обучаться всю жизнь. После коротких программ мотивация сохраняется неделю, и остаются только воспоминания. Чтобы реально измениться, а жизнь требует постоянных изменений, нужны длительные программы с практическими заданиями. Тогда мы меняем и отношение к бизнесу, и сам бизнес.

Сейчас очень много онлайн ресурсов, где можно бесплатно учиться. Если ты еще не сформулировал цель и денег не много, можно обучаться бесплатно, сориентироваться. А знания лишними не бывают.

Дополнительное образование не сильно обременено лицензированием и контролем. Но нам нужно больше свободы. Потребитель сам «проголосует ногами» за то, что ему нравится. Сейчас строгие требования к преподавателям. У меня огромный опыт в дополнительном образовании, и я вынуждена постоянно учиться, чтобы меня пустили в аудиторию. Но есть практики, у которых нет педагогического образования, образования по управлению, а они могут делиться опытом. И в дополнительном образовании использовать таких талантливых людей надо обязательно. И если возможно, я бы золотой рыбке шепнула: «Нужны доступные кредиты для слушателей!» Реально доступные: под небольшой процент с возможностью выплатить основное тело займа после получения работы мечты.

Третий год работает «Корпоративный университет Ульяновский области», созданный по инициативе правительства, чтобы объединить на одной образовательной площадке представителей бизнеса и власти, чтобы они говорили на одном языке, учились в одной группе и понимали друг друга. Это первый шаг в данном направлении, и я надеюсь, что он успешен.

Другие дискуссии "ДО":

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: