Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Реальность на прокачку

Сегодня люди умеют с помощью технологий раздвигать границы привычного. Но что интереснее и полезнее – дополнять реальность, или создавать новую? В этом помогут разобраться ульяновские эксперты.

Фото: pixabay.com

ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО РЕАЛЬНЫЕ

Термин «дополненная реальность» предположительно придумал исследователь корпорации Boeing Том Кодел (англ. Tom Caudell) в 1990 году. Существует несколько определений AR (англ. augmented reality – «дополненная реальность»). Александр Крутилин, основатель «Дисконтного клуба ЯБЛОКО», поясняет, что это технология, которая дополняет обычные иллюстрации виртуальными элементами, когда объекты монтируются на компьютере в поле восприятия. И отмечает ее особенности:

» совмещение виртуального и реального;

» взаимодействие здесь и сейчас;

» работа с 3D-объектами.

– Основная цель AR – сделать воспроизведение действительности более выразительным и ярким. Дополненная реальность разработана в приложениях и используется на мобильных устройствах. Сегодня уже камера смартфона распознает окружающее пространство, и поверх распознанных картинок или объектов накладываются виртуальные элементы – инструкции, ссылки, видео, 3D-объекты, – уточняет эксперт.

Технология дополненной реальности позволяет добавлять виртуальные компоненты, такие как цифровые изображения, графика, видео или ощущения, новым слоем, взаимодействующим с реальным миром.

Она используется не только в играх, которые ускоряют развитие технологии в целом, но и там, где нужно произвести «вау-эффект» и получить дополнительное внимание клиента:

» презентации строительных объектов в 3D;

» навигация в городе; приложения с наложением на лицо анимированных масок;

» оживающие рекламные материалы, которые рассказывают о продукте или компании;

» виртуальная примерка мебели дома у клиента с возможностью оформить моментально заказ;

» справочная информация об экспонатах в музеях;

» в обучении для наглядной демонстрации изучаемого материала.

В отличие от нее, виртуальная реальность создает свой собственный мир, который сгенерирован и управляется компьютером.

Понятие виртуальной реальности впервые ввел американский компьютерный художник Майрон Крюгер (Myron Krueger) в конце 60-х годов двадцатого века.

Виртуальная реальность, или VR (англ. virtual reality – «виртуальная реальность») – компьютерная симуляция реальности или воспроизведение какой-то ситуации. Техническими средствами воспроизводятся объекты и субъекты, передаваемые пользователю через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Виртуальная реальность способна имитировать как воздействие, так и реакции на воздействие.

В 2018 году топ-20 парков развлечений в мире оснастят аттракционы AR/VR-технологиями, чтобы дополнять реальные ощущения компьютерной графикой или игрой. Каждый парк развлечений в США получит как минимум один аттракцион виртуальной реальности

Как правило, «погружение» в виртуальную реальность достигается за счет специальных гаджетов. Основные цели ее использования:

» создать и улучшить воображаемую реальность игр, развлечений, видео, 3D-фильмов;

» улучшить качество жизни, дать возможность подготовиться к определенному событию, создавая имитацию реальности, где люди могут практиковать определенные навыки (например, авиасимулятор для пилотов).

Обе технологии способны разнообразить досуг пользователей, делая его ярче и веселее. Еще совсем недавно они казались вымышленным плодом научной фантастики. Но сейчас новые искусственные миры оживают и раскрываются перед пользователями, которые могут их контролировать. Также становится достижимым и более глубокое взаимодействие с реальным миром. Ведущие магнаты в сфере технологий разрабатывают новые адаптации, усовершенствования продуктов и приложений, поддерживающих технологии дополненной и виртуальной реальностей.

ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ

Виртуальная и дополненная реальности имеют большой потенциал в модернизации медицины. С их помощью становятся возможными не только осмотры и консультации, но и более серьезные операции, вроде дистанционной хирургии. Эти технологии уже использовали для лечения посттравматического стрессового расстройства. Генеральный директор ООО «РВР» Кирилл Шаповалов считает, что кроме вышеперечисленного виртуальная реальность сегодня наиболее часто используется в развлечениях и играх. А его компания ориентируется на проекты, реализующие презентацию недвижимости, обучения и тренировок персонала.

– Игровой и развлекательный контент остается драйвером рынка. Активному продвижению VR мешают высокие цены на оборудование. Большинству пользователей для игр достаточно ПК средней конфигурации. Для хорошего погружения в виртуальную реальность с использованием очков Oculus Rift, либо HTC Vive требуется мощный ПК. Стоимость апгрейда подходит к $1500. Это останавливает многих желающих попробовать. Дешевые решения на базе мобильных телефонов, например, Samsung GearVR не дают в полной мере почувствовать прелести VR, – считает г-н Шаповалов.

Согласен с ним и Александр Крутилин:

– Ограничения сейчас связаны с пользовательскими устройствами и технологиями, на которых они сделаны. Мы пока живем в «каменном веке», если сравнить с тем, что появится уже в ближайшие 2-3 года. Скорость интернета пока не везде хорошая, что сдерживает развитие AR и замедляет скачивание контента, который в хорошей графике частенько весит не мало. Ограничений становится меньше, все быстро эволюционирует.

Сегодня большинство людей никогда не погружались в виртуальную реальность и мало что слышали о дополненной, данные технологии еще не получили массового распространения. Единственное эффективное решение для продажи продуктов AR и VR – подготовка качественного прототипа и демонстрация его потенциальному клиенту.

– При этом разработка приложений для AR и VR – это каждый раз новый продукт, поэтому компаниям, работающим в данной сфере, всегда приходится выступать в роли первопроходцев, – уточняет Кирилл Шаповалов.

Эксперты называют еще один барьер развития данных технологий в нашем регионе – это нехватка специалистов в отрасли. Разработчиков дополненной и виртуальной реальности вузы региона пока не готовят. А без ядра «своих» AR/VR-специалистов и тормозится развитие отрасли, и стоимость разработки проектов завышена.st-block-45

При этом для российских компаний вообще, а для ульяновских в частности, работающих в сфере AR/VR, как и для IT-компаний, точкой роста эксперты называют все-таки низкую стоимость работы персонала при высоком качестве выполнения работ.

VR-технология согласно исследованиям Digi-Capital к 2020 году может приносить до 30 миллиардов долларов в год

В Ульяновской области уже успешно реализовано несколько проектов с использованием AR/VR-технологий: детский развивающий игровой коврик с дополненной реальностью, виртуальный зал тренировки публичных выступлений, примерка мягкой мебели в интерьере заказчика и несколько развлекательных VR-программ. А демонстрация квартир еще строящегося ЖК позволяет потенциальному покупателю квартиры пройтись по будущему дому еще на этапе котлована.

НЕ ЗА ГОРИЗОНТОМ

– Сегодня AR- и VR-приложения только набирают обороты, поэтому любой желающий может прийти на рынок со своим продуктом. И конкуренты его «не затолкают локтями». Сейчас возрастает количество пользователей VR-технологий, и становится острой проблема нехватки качественного контента, который со временем будет более и более востребован.

В «железном» плане в ближайшее время VR-шлем лишится проводного соединения с ПК. Одновременно с этим качественно улучшается отображаемая картинка. А также будут разработаны дешевые системы отслеживания перемещения тела, – дает свой прогноз на ближайшее будущее Кирилл Шаповалов.

У Александра Крутилина свое видение развития AR- и VR-технологий:

– Появится единая инфраструктура для всего контента, очки дополненной реальности значительно уменьшатся в размерах, станут легче и мощнее. Каждая компания будет размещать свою информацию в дополненной реальности, как сейчас делает это в сети интернет на сайтах и лендингах. Появятся программы, которые будут предвидеть поведение человека и заранее предлагать ему то, о чем он еще не успел подумать. А через 2-3 года появятся линзы дополненной реальности, и существенно упростится интерфейс работы с информацией. И, конечно, возникнут новые профессии, инженеры, архитекторы и дизайнеры персональной дополненной реальности.

Сегодня потребителям информации и рекламы, коими являемся мы все, не хочется прикладывать усилий для концентрации внимания на мелких символах и их расшифровки, отвлекаться на качество освещения, размер шрифта, перевод языка, на котором подана информация. Но есть желание экономить время и одномоментно получать наиболее полную информацию о продуктах, окружающих объектах, их возможностях, интересные факты и исторические справки о достопримечательностях. Поэтому и в связи с ускоренным развитием технологий дополненной и виртуальной реальности эксперты единогласно прогнозируют изменение в восприятии человеком информации в целом.

Мария Калинина

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: