Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как вырастить единорога?

«Единорогами» в экономике называют компании, капитализация которых за пять лет с нуля достигла $1 млрд. По данным на 2017 год, в мире 197 таких компаний, в России – ни одной.

Фото: pixabay.com

Большинство «единорогов» «пасутся» в США – 144. Самый дорогой из них – сервис для вызова такси Uber, стоимость которого составляет $62,6 млрд. Затем идут производитель смартфонов Xiaomi ($46 млрд) и сервис для онлайн-бронирования жилья Airbnb ($25,5 млрд). Как видно из тройки лидеров, самая щедрая на «единорогов» сфера – IT.

О том, почему «единорогов» нет в России, говорили на форуме в Сочи – 2018. Как пояснили в Минэкономразвития, в стране дефицит долгосрочных инвестиций (включая средства институциональных инвесторов) в инновационном секторе, тогда как за рубежом средства таких инвесторов занимают существенную долю.

Основные генераторы инновационных продуктов в нашей стране – стартапы, тогда как шансы стать «единорогом» выше у компаний среднего бизнеса.

– Если стартап – это драйв, не подкрепленный уверенностью в собственном успехе, а большая корпорация – это большая корпорация («мы все знаем и всех победили»), то средний бизнес не замыкается в себе, – говорит Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО «РВК».

Именно на средний бизнес ориентированы федеральные проекты «Национальная технологическая инициатива» и «Национальные чемпионы», цель которых – поиск и выращивание в РФ собственных компаний-«единорогов». Но рост таких компаний без привлечения значительных инвестиционных ресурсов и выхода на биржу ограничен.

– Мы включились в глобальную гонку, – заявляет замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев. – Очень много стран, вполне успешных с точки зрения инновационного развития и уже имеющих компании, которые присутствуют на глобальных рынках, также делают свои национальные программы по акселерации частных быстрорастущих высокотехнологичных компаний.

По мнению Олега Фомичева, рецепт выращивания «единорога» следующий:

1. Прорывной продукт, технология, бизнес-модель.

2. Новый растущий рынок.

3. Глобальное присутствие, снятие барьеров для доступа на глобальные рынки.

4. Наличие сильного лидера в компании и сильной управленческой команды.

5. «Топливо» для роста – финансирование на разных этапах развития компании.

6. Юрисдикция, качество регулирования и государственные стимулы для развития.

Инструментом выявления потенциальных «единорогов» в России является рейтинг «ТехУспех». В 2017 году в него вошло 113 компаний, средний рост которых за год составил 30%. Лидерами стали завод дорожной техники «Меркатор Калуга», производитель изделий из магниевых сплавов «НПЦ Авиационное литье» (Ржев) и концерн «Калашников» (Ижевск). В список попали и две ульяновские фирмы – «Симбирсофт» (28 место) и «Сосны» (78 место).

– Существенно растет эффективность: производительность труда в этих компаниях увеличилась практически в два раза, – рассказывает г-н Повалко. – Они не успокаиваются – для них способом жизни являются инновации. Примерно 57% выручки приходится на новую продукцию, и они активно инвестируют в ее развитие.

По прогнозам РВК, как минимум две компании из рейтинга «ТехУспех – 2017» к 2020 году станут «единорогами», а еще десять – «полуединорогами», т. е. достигнут оборота в $500 млн.

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: