Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

О чем говорят блогеры:
Путин, мат и деньги

О чем блогеры рассказывают своим подписчикам и есть ли в их информационном продукте признаки заказного контента? Результаты обзора Efir.io получились интересными и порой непредсказуемыми.  

Фото: pixabay.com

Методология исследования

В рамках одного из подпроектов Efir.io была собрана база популярных слов (лексем), которые употребляли блогеры рунета в своих последних 10 роликах. В тестовую выборку вошли 785 блогеров разного уровня – почти все русскоговорящие блогеры, зарегистрированные на площадке efir.io. Сразу оговоримся, что с точки зрения охвата выборка не является на 100% репрезентативной. Например, в выборку попал примерно каждый третий русскоговорящий блогер с числом подписчиков более 100 тыс. При этом блогеров с числом подписчиков менее 2 тыс. в выборке не было совсем. Однако для общего понимания ситуации на рынке этой выборки достаточно.

Весь контент был поделен на тематические рубрики (новости и политика, люди и блоги, компьютерные игры и прочее – всего 23 рубрики). Ввиду специфики рынка количество блогеров в разных тематиках сильно разнится. Например, в анализ попало более 50 автоблогеров, более 140 в компьютерной тематике и менее 30 блогеров в тематике «Новости и политика». Поэтому, воспринимая агрегированные результаты по рынку, следует помнить про неравномерное распределение блогеров в выборке.

Параллельно был проведен анализ 22 крупных персональных блогов. Вот никнеймы/имена блогеров, которые попали в наш пул: «+100500 (adamthomasmoran)», BadComedian, IronCult, Red21, telblog.net, «This is хорошо», Академег, Александр Кондрашов, Амиран (Дневник Хача), Анатолий Шарий, «Большой тест драйв», Wylsacom, «Дружко Шоу», Дудь, Катя Клэп, Ларин, «Лиса Рулит», Навальный, «Немагия», Парфёнов, Соболев и Хованский.

Если говорить проще, то при помощи функционала Efir.io были собраны все слова, которые блогеры говорили, и на основе этого были определены основные темы и тренды блогосферы рунета. Были отсеяны слова общеупотребительной лексики, такие как «хотеть», «здесь», «например» и т. д. Осталось лишь то, что характеризует каждого блогера и отрасль. Важно, что этот инструмент показывает не только о чем они говорили, но и как именно. Он позволяет анализировать блоги на любом языке, кроме китайского и близкого к ним из-за особенностей произношения.

Интеллигент VS грубиян и разговоры о свинках

Начнем с занимательных фактов, полученных в ходе исследования. Анализ лексем показал интересные данные по самым разным направлениям, в том числе и по уровню культуры блогеров рунета в целом. Так, Топ-5 слов по употреблению выглядит следующим образом: б…ть (2523), автомобиль (2246), текст (2138), Путин (813), блогер (811). Собственно, уже из этого видно, о чем чаще всего говорили блогеры и в каких выражениях. Эта статистика отражает и неравномерность распределения блогеров по категориям.

Самая большая категория (компьютерные игры) оказалась и самой некультурной. Нецензурную лексику также часто эксплуатируют обозреватели гаджетов. Очевидно, трудно сдержаться, когда твоего персонажа убивают в прямом эфире или когда дорогой смартфон перестает работать

Самая большая категория (компьютерные игры) оказалась и самой некультурной. Что касается рубрик, то нецензурную лексику также часто эксплуатируют обозреватели гаджетов. Очевидно, трудно сдержаться, когда твоего персонажа убивают в прямом эфире или когда дорогой смартфон (575 упоминаний) перестает работать. Помимо матерной лексики геймеры часто употребляют такие слова, как «стрим» (1866), «бой» (1525), «стрелять» (1445) и т.д. Это говорит о популярности онлайн-шутеров и прямых трансляций.

Всего матерная лексика встречалась 7335 раз, причем безусловным лидером является Хованский, чья доля – 3121 мат. А вот самыми «интеллигентными» среди анализируемых персон оказались Навальный и Парфенов.

Несколько удивили блогеры, работающие в сегменте «Наука и технологии». Самое популярное слово ими применялось 355 раз. Характерно, что почти столько же раз упоминался Илон Маск и слово «ракета».

Тематику гаджетов («смартфон», «айфон», «мобильный» и пр.) топ-блогеры упоминали 679 раз. Самым технологичным оказался Wylsacom. Также интересно, что чаще всего говорят про смартфоны, а вот о ноутбуках и планшетах практически не вспоминают. Исключение – Навальный, который оказался лидером по последней лексеме. Слово «планшет» он упоминал 7 раз. Впрочем, это тоже очень скромный показатель.

Что касается путешествий, то тут доминировала тематика пляжей (257) и отелей (169). Однако результат по странам и регионам оказался необычным: на первом месте Крым (191), затем Канада (153) и замыкает тройку Бали (65). Примечательно, что в этой рубрике «деревня» (183) упоминалась чаще, чем отдых за рубежом. Можно предположить, что сейчас не сезон или что основная целевая аудитория блогеров не может позволить себе дорогой отпуск за границей, предпочитая дачу.

Продолжая тему отдыха и хобби, отметим, что в рубрике «животные» чаще всего использовали лексему «свинка» (94). В рубрике «Мода и Красота» лидерами оказались «оттенок» (303 раза) и «бренд» (94). При этом названия самих модных брендов не использовались. Наиболее часто тут упоминался AliExpress (50 раз в контексте красоты и 7 – в рубрике «Животные»). Об автомобилях поговорим в обзоре экономических и бизнес-лексем. Вывод напрашивается сам собой: обитатели рунета чаще интересуются не брендовыми вещами, а их дешевыми аналогами, которые можно приобрести в Китае.

Путин и Порошенко и Евгений/Евгения

В связи с недавними выборами и непростой международной повесткой дня имена и фамилии есть смысл изучить отдельно. На первом месте среди упоминаний мировых лидеров у топ-блогеров, конечно же, Владимир Путин (813). Затем с большим отставанием идут Петр Порошенко (89), Дональд Трамп (80), Ким Чен Ын (49) и Си Цзиньпин (45). Тут также можно привести лексему «Янукович», упоминавшуюся 45 раз. Гораздо больше блогеров интересовала внутрироссийская повестка. Навальный упоминался 305 раз, Собчак – 96 (+110 раз Ксения), Жириновский – 52, Зюганов – 25.

Если говорить просто о фамилиях, не привязываясь к политике, то рейтинг выглядит так: Путин (813), Соболев (326), Навальный (305), Ларин (303), Маск (300). Выходит, блогеры чаще говорят о самих себе, ведь трое из перечня ведут свои блоги. Также россиян очень волнует Илон Маск и его бизнес. В этом же контексте можно упомянуть Олега Дерипаску (62) и Павла Дурова (45).

Интересный факт: самым популярным именем оказалось «Евгений/Евгения» (720). Затем идут Иван (436) и Сергей (373 + Серега 46). Из женских имен лидирует Ксения 110 (надо полагать Собчак), Мария (Маша 80 + Мария 36) и Диана (80).

Рейтинг исторических деятелей выглядит следующим образом: Сталин (53), Ленин (43), Гитлер (43), Толстой (42), Ельцин (38). Очевидно, что период Великой отечественной войны сейчас в тренде, хотя и не на первых позициях.

Автомобили, криптовалюты и проплаченный «кэшбэк»

Востребованной была тема финансов, особенно фондовый рынок и инвестиции, криптовалюты и банки. Экономика или, вернее, все, что связано с заработком и тратой денег, волнует людей больше, чем политика или досуг

Экономическая и бизнес-лексика совокупно у топ-блогеров упоминалась 5823 раза (без учета автомобильной тематики и брендов компаний). Бренды упоминались менее тысячи раз, а вот автомобили и комплектующие также преодолели рубеж в 5000 упоминаний. Если все это посчитать вместе, то выходит свыше 12000 упоминаний. Выходит, экономика или, вернее, все, что связано с заработком и тратой денег, волнует людей больше, чем политика или досуг.

Рейтинг автомобильных брендов выглядит так: BMW (291), Toyota (92), УАЗ (30 + уазик 57), ЗИЛ (66), «ГАЗель» (58), Mercedes (40), Renault (27), Jaguar (27), «Жигули» (24), Ford (15), Hammer (12). Как видим, немецкий автопром в фаворе, так же как и тематика отечественных «рабочих лошадок», таких как «ГАЗель» или УАЗ.

Топ-5 зарубежных неавтомобильных брендов выглядит следующим образом: iPhone (75), Boeing (32), Samsung (30), Google (20), McDonald`s (18). Отечественная пятерка: Яндекс (47), Сбербанк (45), Газпром (25), Альфа-банк (19), МТС (11). Можно также вспомнить Укроборонпром, который упоминался 11 раз.

Отметим однако, что это именно лексемы у тех 22 блогеров из нашего списка. Если же делать перекрестный обзор блогосферы по всем рубрикам, то картина выходит несколько иная. Тогда на первое место выходит AliExpress, который упоминался 444 раза. Далее следуют Coca-Cola (301) и iPhone (263). Из отечественных брендов лидером оказывается Яндекс (203). Из автомобильных брендов BMW так же остается в лидерах, с показателем в 405 упоминаний.

Добавим, что при перекрестном анализе единственной отечественной торговой сетью оказалась «Эльдорадо» (46), в то время как топ-блогеры из списка вообще эту торговую сеть не упоминали.

Среди лидеров лексем с признаками систематического применения следует указать «Вулкан» (384 + «казино» 377). Как известно, казино «Вулкан» уже стало объектом интернет-мемов из-за своей навязчивой рекламы в сети. В остальном игорная тематика не очень популярна.

Зато блогеров из топ-22 очень волновала тема соцсетей и мессенджеров. Тут рейтинг предпочтений выглядит так: YouTube (278), Instagram (251), Telegram (95), Twitter (95), Facebook (47), Skype (11).

Не менее востребованной была и тема финансов. Особенно фондовый рынок и инвестиции (790), криптовалюты (546) и банки (475). Всего финансовые лексемы употреблялись 1701 раз, а общеэкономические – 2874 раза.

При этом реальный сектор и промышленность интересовали аудиторию гораздо меньше – всего 702 упоминания. Впрочем, темы поднимались вполне серьезные: зарплата (153 раза, чаще всего Дудь – 42 и Навальный – 41), а также нефть и газ (136, без явных лидеров).

А вот тендеры и коррупция практически никого не заинтересовали. Слово «тендер» прозвучало всего 11 раз, из которых 9 у Шария, а значит, в связи с украинской повесткой. Примечательно, что Навальный, получивший славу именно как борец с коррупцией, о тендерах не говорил ни разу за отчетный период.

Гораздо более перспективным оказался анализ в контексте рекламы и маркетинга. Несмотря на то, что она упоминалась всего 500 раз, тематика традиционно считается базовой для монетизации блогов. Как и можно было предположить, блогеров тут чаще волнует вопрос заработка в сети, в частности работа с криптовалютами, о которой мы уже писали.

Также были зафиксированы признаки систематического употребления коммерческих лексем, таких как «кэшбэк». Всего этот термин упоминался 53 раза, при этом у четырех топ-блогеров почти с одинаковой частотностью: Wylsacom (11), Соболев (9), Амиран (8), Немагия (7). Подобная системность говорит о спланированной кампании. Проще говоря, эти блогеры скорее всего продвигали кэшбэк-сервисы, и потому должны были упоминать рекламную фразу.

Итоги

В числе тем-аутсайдеров оказались, например, благотворительность (44) и те же тендеры. Это несколько разочаровывает, но при этом вполне предсказуемо: тема социальной ответственности мало интересует блогеров, потому как этим мало интересуется само общество

В первую очередь блогеры говорят об экономике: не столько о проблемах, сколько о том, как деньги зарабатывать и тратить. Так, лексема «зарплаты» осталась далеко позади тематики кредитов/депозитов, инвестиций и криптовалют. Во вторую и третью очередь отходят политика и развлечения.

Такой выбор тем, вероятно, объясняется и монетизацией блогов: под социальную или политическую площадку трудно найти спонсоров и рекламодателей, а вот бизнес платить готов. Особенно бизнес автомобильный.

В «Политике» топ-тема – выборы и в меньшей степени – международные отношения. Тема Скрипаля, например, почти не поднимается: всего 11 упоминаний, и те у Анатолия Шария. Складывается впечатление, что для российских блогеров это своего рода табу.

По части того, как деньги тратить, то тут вне конкуренции автомобили. Выбор развлекательных тем традиционный: сначала те же автомобили, потом компьютерные игры, кино и музыка. Вопреки ожиданиям рубрика «Красота и здоровье» оказалась едва ли не самой бедной на бренды и коммерческие лексемы.

Подводя итог исследованию данных от Efir.io, отметим, что результат оказался весьма интересным и показательным. Повестка блогов хоть и идет в фарватере общих информационных трендов, но все же отличается от медийной повестки на ТВ или у традиционных СМИ. И разрыв этот скорее всего будет расти, как и процент рекламного/заказного характера, ведь куда идет аудитория, туда идут и рекламодатели.

Денис Шаяхметов

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: