Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Финансовой системе
Ульяновской области – 75 лет

Ровно три четверти века финансовая система региона развивается и на сегодняшний день занимает одну из ключевых ролей в становлении Ульяновской области. Об истории главного финансового ведомства, его работе в современных условиях, достижениях и задачах рассказывает министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая.

Фото: Екатерина Жукова

Возникновение финансовой системы

В регионе финансовый отдел был сформирован, пожалуй, в самые тяжелые для страны годы – в разгар Великой Отечественной войны. В 1943 году он начал действовать в составе исполкома Ульяновского областного совета депутатов, руководителем стал Петр Трофимович Шкиль. На тот момент первостепенными задачами были мобилизация средств, жесткий финансовый контроль и финансирование народного хозяйства для обеспечения оборонных нужд страны.

Изначально в Ульяновской области было два городских финансовых отдела – Ульяновский и Мелекесский – и 26 районных (в соответствии с административно-территориальным делением). После окончания войны деятельность финансового органа была направлена на восстановление экономики региона, поэтому основным приоритетом работы был поиск доходных источников для ускорения развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и социальной сферы.

Также важной составляющей деятельности областного финотдела оставался контроль за размещением госзаймов, привлечением денежных средств граждан во вклады в сберкассы. По мере развития экономики перед облфинотделом вставали новые задачи, в связи с этим происходили изменения в структуре.

В 1956 году в аппарате финансового органа был ликвидирован отдел государственных пособий, в 1959 году – налоговый отдел, а в 1960 году – организован отдел финансирования сельского хозяйства.

Вскоре наступили реформы: обрывались налаженные производственные связи и стремительно обесценивался рубль. Это был нелегкий период для специалистов, приходилось прикладывать много усилий, чтобы сделать финансовую систему более стабильной. В 1990 году облфинотдел был преобразован в областное финансовое управление, в 1992 году — в управление финансов области, затем в главное управление финансов, департамент финансов и уже в 2006 году в Министерство финансов Ульяновской области.


Современная реальность

На сегодняшний день, несмотря на ряд политических и экономических вызовов, Министерство финансов Ульяновской области уверенно держит «курс» на динамичное развитие финансовой системы в регионе. Для достижения поставленных целей в министерстве работает команда грамотных специалистов, которые неоднократно доказывали свой профессионализм и были отмечены как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Отрадно, что среди специалистов, отмеченных Министерством финансов России за высокий уровень профессионализма, есть не только опытные сотрудники, но и наши молодые преемники. И, конечно же, работа коллег отражается на достижениях нашего министерства.

В 2007-2008 годах ведомство приняло участие в федеральной программе реформирования общественных финансов. По итогам конкурсного отбора регион занял 5 место среди 14 субъектов Российской Федерации, которые участвовали в этом конкурсе. Участие в данной программе позволило новым взглядом посмотреть на отлаженные процессы, усовершенствовать их и тем самым поднять качество формирования и исполнения бюджетов на принципиально новый уровень. Начиная с 2010 года и по сегодняшний день мы стабильно входим в группу регионов с надлежащим качеством управления финансами, рейтинг которого составляется Министерством финансов Российской Федерации.

Если давать оценку финансовому состоянию Ульяновской области за последние годы, то стоит отметить, что мы проводим большую работу с доходными источниками и наблюдаем положительную динамику. Если в 2012 году налоговые и неналоговые доходы составляли около 30 млрд рублей, то в 2016 году мы вышли на новый уровень: впервые за пять лет регион занял первое место в ПФО и второе место среди субъектов России по темпу роста налоговых и неналоговых доходов, который составил 127,3%! Собственные доходы в консолидированный бюджет Ульяновской области сложились в сумме более 45 млрд рублей. Только за один год доходы казны выросли почти на 10 млрд рублей!

Синхронно с ростом доходной части бюджета увеличивается и финансирование особо важных и значимых направлений в регионе. За шесть лет расходная часть консолидированного бюджета выросла на 14,7 млрд рублей! И по традиции наибольшую долю расходов составляют социальные отрасли: практически 70%. Также уже более шести лет мы занимаемся оптимизацией бюджетных расходов, так как считаем, что их эффективность играет важную роль. Каждая отрасль имеет свои дорожные карты, где расписываются все мероприятия по эффективности бюджетных расходов – экономия закупок, эффективность коммунальных расходов, заключения контрактов, оптимизация штатной численности и т.д. Только по результатам проведенных мероприятий за 2017 год мы получили экономический эффект в сумме более 1 млрд рублей или 119,5% от годового плана.

Региональное Министерство финансов уделяет значительное внимание не только обеспечению сбалансированности местных бюджетов, но и стимулированию органов местного самоуправления по наращиванию доходной базы. Объем средств, выделяемых на данные цели, ежегодно растет: за шесть лет сумма финансовой помощи увеличилась на 6,3 млрд рублей или на 60%. Межбюджетные трансферты распределяются между муниципальными образованиями, показавшими по итогам отчетного года наилучшие результаты роста доходов, в целях сокращения дифференциации социально-экономического развития территорий и повышения уровня и качества жизни населения.

Непрерывно совершенствуется методология, с 2017 года Министерством финансов Ульяновской области была применена новая методика расчета дотаций с использованием элементов «модельного бюджета», которая основана на оценке расходных обязательств местных бюджетов. Данная методика позволяет перераспределить финансовые средства в муниципальные образования, имеющие обеспеченность ниже среднеобластного уровня.

Большая работа проводится по сокращению долговой нагрузки. В прошлом году мы приступили к реструктуризации государственного долга. Общий объем бюджетных кредитов, которые были реструктуризированы, составил около 9,3 млрд рублей и их погашение предусмотрено в течение семи лет по определенным процентам. Кроме того, в 2017 году состоялся дебютный выпуск субсидированных облигаций в размере 5 млрд рублей. И в этом году российское рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне «ruBBB» со стабильным прогнозом, который нам был присвоен еще в прошлом году. Ключевое влияние на данный показатель оказали высокий уровень бюджетной обеспеченности, диверсификация структуры экономики, сроки и инструменты объема долга, умеренно высокий уровень долговой нагрузки.


Реализация проектов

В 2015 году ведомство приступило к реализации Проекта поддержки местных инициатив. Сейчас он считается региональным приоритетным проектом, благодаря которому активизировался диалог власти и населения, и самое главное – вопросы местного значения стали решаться на более качественном, недоступном ранее уровне. Это, несомненно, важно, поскольку повышение качества жизни любого муниципального образования зависит в первую очередь от активности самих жителей. Именно они решают, какой проект будет реализовываться, и какие усилия они готовы для этого приложить. В этом, как я вижу, и заключается уникальность Проекта поддержки местных инициатив.

За три года реализации Проекта на территории городских и сельских поселений Ульяновской области реализовано 150 проектов. Чаще всего они направлены на ремонт домов культуры, объектов водоснабжения и спорта. Общая стоимость Проекта за три года составила более 205 миллионов рублей. Хочется отметить, что работа на местах живая, интересная, наши специалисты теперь лучше понимают нужды территорий.

С 2016 года в регионе реализуется проект «Налоговая помощь и финансовая грамотность». В рамках данного проекта мы реализуем мероприятия, направленные не только на пополнение доходной части бюджета, но и на решение вопросов, которые волнуют жителей, как города, так и села. С нами сотрудничают различные структуры – банки, Пенсионный фонд, налоговая служба, правоохранительные органы и так далее. Проект реализуется посредством проведения месячников, которые проходят ежеквартально, и мы постоянно внедряем новые формы взаимодействия с целевой аудиторией.

Например, с недавних пор для учащихся отделением по Ульяновской области Центрального банка организованы видеоуроки, в рамках которых эксперты в формате вебинаров рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, правилах безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг. И в этом году впервые наш регион отмечен в десятке самых активных участников онлайн-уроков по финансовой грамотности, а среди субъектов ПФО мы находимся на втором месте. Грамотно была выстроена работа с налогоплательщиками на их рабочих местах – как показала практика, такая форма сегодня наиболее востребовательная.

Проведением месячников мы охватываем в среднем в год около 25% от общей численности населения и приносит дополнительно в бюджет до 280 млн рублей доходов.

Также мы стараемся сделать информацию о бюджетном процессе как можно открытой, и техническая оснащенность Министерства финансов позволяет воплощать эту идею в жизнь. С декабря 2017 года мы запустили новый портал «Открытый бюджет Ульяновской области». На Портале собраны и удобно структурированы максимально подробные сведения о бюджетном процессе в Ульяновской области. Также сформированы разделы с информацией по основным направлениям бюджетной политики, по бюджету и бюджетному процессу, по направлениям и результатам расходования бюджетных средств. Для удобства жителей Ульяновской области реализована возможность обратной связи: любой заинтересованный гражданин может задать вопрос по бюджетной тематике и получить компетентный ответ.

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: