Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ульяновск авиационный

Когда «воздушные ворота» авиационной столицы России заработают в полную силу? Какие задачи ставят сегодня перед авиапромом Ульяновской области? И чем удивит МАТФ-2018?

Фото: pixabay.com

Авиационная столица России – статус обязывающий и красноречивый. И дело не только в наследии: регион-лидер в авиационной отрасли должен год от года показывать реальные результаты. Промышленные, инфраструктурные, кадровые. И Ульяновск сейчас показывает.

– В Российской Федерации немного регионов, на территории которых находились бы одновременно один из самых современных авиационных заводов, два аэропорта, один из которых способен принимать даже космические челноки и на базе которого создается особая экономическая зона портового типа, единственное в стране высшее авиационное училище гражданской авиации и целый ряд предприятий и организаций, выпускающих авиакомпоненты и занимающихся научно-исследовательскими разработками в авиационной сфере, – замечает первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин.

Реконструкция аэропортов. Долгая, но не вечная

Наличие двух аэропортов международного уровня – для авиастолицы несомненный плюс, но для Ульяновска пока – больной вопрос. В регионе сегодня работает лишь один аэропорт – Ульяновск-Восточный. В интернете о нем множество негативных отзывов, смысл которых один: состояние аэропорта не соответствует его статусу, срочно требует ремонта.

– Нам предстоит реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседние области нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом, – заявил президент Владимир Путин пять месяцев назад, выступая с посланием Федеральному собранию.

Реконструкция Восточного запланирована, но после открытия аэропорта Ульяновск-Центральный, которое регулярно откладывается. Как нам рассказали в правительстве Ульяновской области, в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 год» с 2018 по 2020 год предусмотрены ремонт и строительство объектов аэродромного комплекса Ульяновск-Восточный.

Запланирована реконструкция аэродромных сооружений, объектов радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов, взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек, строительство здания командно-диспетчерского пункта и других объектов. Из федерального бюджета на реконструкцию Восточного ожидаются ассигнования в сумме 2,3 млрд рублей.

Свежая информация об аэропорте Ульяновск-Центральный: открытие запланировано на третий квартал 2018 года.

– Получение разрешения на открытие аэропорта – длительный и трудоемкий процесс, который занял больше времени в связи с изменением федерального законодательства. Ульяновским институтом гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева были поданы документы для ввода в эксплуатацию и сертификации аэродрома аэропорта после проведенной реконструкции. Сертификация аэродрома сдвинулась по срокам, и институту потребовалось внести корректировки в проектную документацию по замечаниям Главгосэкспертизы, – комментирует ситуацию Андрей Тюрин.

Первый зампред областного правительства рассказывает и о проделанной работе, которая, по его словам, превратила «Баратаевку» в современный аэропорт, способный принимать воздушные суда любого типа, и аэровокзальный комплекс, соответствующий международным требованиям.

В ходе реконструкции изменен внешний вид здания аэровокзала – оно остеклено, заменены инженерные сети, подключены внешние коммуникации, интегрировано комплексное видеонаблюдение. Запущено новейшее оборудование по контролю безопасности, приема багажа, системы «прилет-вылет». Оборудованы удобные залы ожидания и современные терминалы. Реконструирована взлетно-посадочная полоса и объекты аэродромного комплекса.

В аэропорту Ульяновск-Центральный готовится открытие пункта пропуска через государственную границу: в ближайшее время планируется провести межведомственную комиссию с контролирующими органами для согласования и ввода пункта пропуска в эксплуатацию.

– После реконструкции аэровокзал аэропорта стал современным и технологичным сооружением, возможности которого позволили создать комфортные и безопасные условия для обслуживания пассажиров, – заявляет г-н Тюрин.

Пропускная способность обновленного аэровокзального комплекса составляет 240 пассажиров в час, благодаря чему ожидается рост пассажиропотока в воздушном сообщении Ульяновска. Который, впрочем, стабильно растет на протяжении последних семи лет: в 2010 году было перевезено 72 тыс. пассажиров, а в 2017 году силами одного лишь Восточного – 241 тысяча.

После запуска аэропорта Ульяновск-Центральный авиакомпания «Аэрофлот» планирует начать ежедневные двухразовые полеты из Ульяновска в московское Шереметьево, сообщил нам Андрей Тюрин. Сейчас, напомним, все рейсы в столицу выполняются между аэропортами Ульяновск-Восточный и Внуково компаниями «ЮТэйр» и «РусЛайн».


Аэропорт "Ульяновск-Центральный" до реконструкции

Аэропорт "Ульяновск-Центральный" после реконструкции

Авиаоборудование, «черное крыло» и окраска лайнеров

Главный индикатор эффективности авиационной столицы – результаты местного авиапрома. За первое полугодие 2018 года отгрузка ульяновских предприятий отрасли составила 4,75 млрд рублей, что больше, чем в первой половине 2017-го, подчеркивают в областном правительстве. И поясняют: рост отгрузки связан с выполнением производственных планов и реализацией работ по текущим договорам.

Лидером по объему отгруженной продукции среди предприятий авиационной отрасли остается Ульяновское конструкторское бюро приборостроения. За шесть месяцев УКБП реализовало продукции почти на 3,4 млрд рублей, что на 16% больше результата первого полугодия 2017 года. В линейке авиационной продукции предприятия – оборудование для вертолета Ми-171А2, самолетов SSJ100, Ту-204СМ и МС-21.

Программу МС-21 отрабатывает также «АэроКомпозит-Ульяновск» – единственный в России завод по выпуску композитных конструкций методом вакуумной инфузии. Предприятие изготавливает для пассажирского самолета нового поколения «черное крыло». Производство рассчитано на полный технологический цикл – от выкладки вспомогательных материалов до сборки изделия. По информации регионального правительства, в январе – июне 2018 года заводу удалось удвоить объем отгрузки.

Учредитель «АэроКомпозит-Ульяновск», АО «АэроКомпозит», по масштабам производства входит в первую тройку заводов мирового уровня по созданию крыла самолета. В марте компания одержала победу в конкурсе JEC Innovation Award – 2018: международное жюри признало уникальность технологии изготовления композитного крыла МС-21-300.

Растет и другое направление авиационного кластера региона – окрасочное. В 2016 году специализированный центр окраски широкофюзеляжных воздушных судов АО «Спектр-Авиа», существующий в Ульяновской области более 18 лет, впервые перешагнул отметку в полсотни окрашенных самолетов в год, сдав заказчикам 64 лайнера. В 2017 году число бортов увеличилось до 80-ти. По словам Андрея Тюрина, существенный рост связан в первую очередь с реализацией плана по активному выходу на вторичный рынок перекраски воздушных судов иностранного производства.

На Петербургском международном экономическом форуме – 2018 «Спектр-Авиа», правительство Ульяновской области, Корпорация развития региона и французская компания STTS GROUP заключили соглашение о строительстве нового окрасочного корпуса – уже для узкофюзеляжных самолетов. Это будет новое предприятие с отдельным юридическим лицом – ООО «Спектр Аэро».

В начале июля проект был одобрен экспертным советом ОЭЗ «Ульяновск». По данным управляющей компании портовой зоны, объем инвестиций составит 714 млн рублей, производственную деятельность новый завод планирует начать к 2020 году.

Проекты «Авиастара»

На самом молодом и одном из крупнейших авиазаводов России, «Авиастар-СП», сегодня реализуется план финансового оздоровления, рассчитанный до 2021 года. Как утверждает управляющий директор предприятия Василий Донцов, ключевая задача – выход на серийное производство Ил-76МД-90А в ближайшие два-три года.

Этот тяжелый военно-транспортный самолет глава «Авиастара» называет основным проектом завода. По производственной программе 2018 года планируется передать заказчику три лайнера, что должно обеспечить рост отгрузки предприятия во втором полугодии. Всего в производстве в разной степени готовности находится еще несколько Ил-76МД-90А.

Другой перспективный проект «Авиастара» – первый топливозаправщик Ил-78М-90А. Построенный на ульяновском самолетостроительном предприятии, он успешно прошел все наземные испытания, покрашен здесь же, в Ульяновске, и передан на летно-испытательную станцию.


Первый российский топливозаправщик Ил-78M-90A

Третий важный проект «Авиастара» – участие в кооперации по программе производства ближнесреднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Лайнер нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров ориентирован на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок.

Головной исполнитель программы МС-21 – Корпорация «Иркут». Ульяновский завод изготавливает панели на отсеки фюзеляжа, подкилевой отсек и отсек вспомогательной силовой установки, двери и хвостовое оперение. На сегодня готовы и проходят испытания два опытных самолета МС-21-300.


Панели фюзеляжа для MS-21, изготовленные на «Авиастаре»

Шесть лет длится участие «Авиастара» в другой кооперации – производстве ближнемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100. На этих воздушных судах завод монтирует интерьер – устанавливает кухонные и туалетные модули, боковые и потолочные панели, гардеробы, перегородки, кресла, аварийно-спасательное оборудование, средства противопожарной защиты, светотехническое и кислородное оборудование, системы кондиционирования воздуха.

Все эти работы укладываются в десять дней. В июне этого года ульяновский авиазавод завершил монтаж интерьера на 100-м SSJ100. По словам руководителя проекта Виктора Герасимова, в планах предприятия – принимать до 60 «Сухих» в год.


SSJ100, окрашенный в компании «Спектр-Авиа»

МАТФ в новом формате

Авиационные возможности и успехи Ульяновска продемонстрируют на пятом международном авиатранспортном форуме, который состоится в регионе 16-18 августа. Принципиальное отличие предстоящего МАТФ от предыдущих: деловая программа пройдет не в портовой особой экономической зоне, а в центре города – отеле Hilton Garden Inn, сообщили нам в Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области.

Миссия МАТФ останется прежней – содействие развитию авиации России путем создания площадки для общения профессионалов отрасли. Организаторы рассчитывают на участие в форуме более 350 человек, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Ожидаются, например, гости из Германии, Финляндии, КНР и Казахстана; последний, по информации Минпромторга РФ, станет страной-партнером МАТФ-2018.

Деловую программу форума готовят ПАО «Ильюшин», АО «Авиастар-СП», ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов», Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, сообщает министерство.

Пул спикеров намечается серьезный. Как рассказал «ДО» председатель Совета директоров КРПП Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, на форум ждут главу Минпромторга Дениса Мантурова, замминистра транспорта Александра Юрчика, замминистра экономического развития Олега Фомичева, индустриального директора авиационного кластера ГК «Ростех» Анатолия Сердюкова, вице-президентов ОАК Сергея Юрасова и Алексея Рогозина и др.

Официальные лица, представители компаний и корпораций обсудят серийное производство новой авиатехники, маркетинг самолетов на глобальном рынке, задачи промышленных кластеров, вопросы кооперации в авиастроении, применение новых материалов, развитие беспилотных систем, проблемы региональных авиаперевозок и профобразование. А жителям Ульяновска, и взрослым, и детям, предоставят возможность свободно посетить «Авиастар-СП» – ежегодное семейное развлечение с долгосрочной кадровой и патриотической перспективой.

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: