Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Пойти в IT

Каждый третий старшеклассник Ульяновска хочет работать в сфере информационных технологий. Но, окончив вуз, с вероятностью 33% он переедет в другой регион. Как местные IT-компании решают кадровые проблемы?

Фото: pixabay.com

Талантам нужны условия

В Ульяновской области работает 1,1 тысячи IT-компаний, которые генерят примерно 2% рабочих мест на региональном рынке труда. Основная боль этих компаний – квалифицированные кадры, что, впрочем, характерно для всей страны. В борьбе за ценные умы IT-фирмы не только повышают зарплаты, но и одаривают своих сотрудников целым пакетом бонусов – бесплатные английский и тренажерка, relax-зона с пуфиками и X-box, дартс и даже барабанные установки.


Александр Княжский
научный консультант Международного института передовых аэрокосмических технологий

– Больше всего в сфере IT не хватает хороших специалистов, особенно в блокчейне, искусственном интеллекте и других узких областях, связанных с обработкой данных. Во многих компаниях сохраняется недостаток опытных аналитиков и IT-менеджеров. Стоит заметить, что в России среднемесячная зарплата разработчика мобильных приложений к 2018 году выросла с 65 до 90 тысяч рублей, а опытного специалиста – до 120 тысяч рублей.

В обзорах самых дорогих вакансий Ульяновска предложения для айтишников – на первых строчках. Сейчас на сайтах по поиску работы актуальны офферы для JavaScript-разработчиков, Full-stack-разработчиков, Middle Front end Specialists и др. с зарплатой выше 100 тыс. рублей.

Сисадмин не программист…

Недавно Ульяновский государственный технический университет провел масштабное исследование регионального кластера информационных технологий. Вуз опросил школьников, учителей, студентов и выпускников IT-направлений. Положительных результатов этот опрос принес меньше, чем отрицательных.

Позитив: за четыре года доля старшеклассников, которые хотят работать в IT, увеличилась с 19% до 36%. Негатив: треть выпускников IT-специальностей уезжают из региона, и динамика нарастающая. Негатив: школьники образца 2018 года хуже разбираются в информационных технологиях, чем школьники образца 2014-го. Негатив: уменьшилась доля выпускников IT-специальностей, готовых стать предпринимателями, сейчас она составляет всего 14%.


Надежда Ярушкина
первый проректор – проректор по научной работе УлГТУ, доктор технических наук

– Среди наших старшеклассников выросло количество тех, кто желает пойти в отрасль IT. Но нас несколько удивило, что в 2018 году ребята хуже ответили на вопросы, чем отличается системный администратор от программиста или чем занимается контент-менеджер. Школьники стали больше хотеть в IT, но меньше знать о нем – это феномен.


Итоги исследования состояния IT-кластера, проведенного УлГТУ в первом полугодии 2018 года

Научим сами

Ульяновские IT-компании довольно часто берут в штат вчерашних студентов – такие кадры в этой сфере считаются едва ли не самыми ценными, потому что из них можно вырастить крутых спецов по потребностям фирмы. Это понимает, к примеру, SimbirSoft, в котором работает около 500 специалистов из 16 городов России.


Илья Каштанкин
генеральный директор SimbirSoft

​​​​​​​– Доля молодых сотрудников, которых мы нанимаем в SimbirSoft, составляет около 10%. Большинство из них – это выпускники УлГУ и УлГТУ. Ребята приходят с багажом теоретических знаний и чаще всего уже имеют успешный опыт прохождения стажировок, практик, работы в IT-компаниях либо попыток создания своего продукта.

После трудоустройства новый сотрудник проходит трехмесячную программу подготовки, которая погружает человека в нюансы проектной деятельности, процессы компании, знакомит с нашей культурой и традициями. На этом обучение специалиста не останавливается. Компания долгосрочно инвестирует в знания своих сотрудников, предоставляя возможность проходить внешние и внутренние программы повышения квалификации, включая встречи с проверенными отраслевыми экспертами для обмена опытом, программы MBA и т.д.

Примерно на 30% в год увеличивается штат компании MediaSoft, которая время от времени запускает новые направления разработки.


Сергей Полуэктов
директор MediaSoft

​​​​​​​– Практически все действующие сотрудники компании – выпускники наших вузов разных лет. Да, общий уровень не всегда соответствует нашим потребностям. Поэтому мы поставили образование внутри на поток: постоянно действует академия разработки MediaSoft, где обучаются слушатели технологиям и языкам веб, мобильной разработки, фронтенда и тестирования. Обучение внутри себя для нашей компании – единственный способ роста и развития.

В кадровую политику инвестирует и малый IT-бизнес Ульяновска. Из 15 специалистов, работающих в AGATECH, четверо пришли в компанию со студенческой скамьи.


Глеб Асташенков
генеральный директор AGATECH

​​​​​​​– Уровень знаний выпускников, к сожалению, зависит не от объема усвоенного в вузе. В вузе дают только основу, чтобы мы могли «говорить» на одном языке. Все дальнейшее образование они получают в зависимости от той специализации, которую выбирают – frontend, backend и т.п. Затем уже, отталкиваясь от полученных основ в вузе и приобретенной базовой практики, программисты определяют, в каком направлении они будут двигаться. Желания здесь всегда надо учитывать, потому что если специалист будет делать не то, что ему нравится, это ненадолго.

В штате Mad Brains около 20 человек, практически всегда здесь открыты вакансии на IOS/Android-разработчиков. В этом году компания приняла трех студентов на летнюю практику, одного из них в итоге трудоустроила.


Олег Чебулаев
генеральный директор Mad Brains

​​​​​​​– Из-за недостатка кадров в сфере информационных технологий приходится брать «самых ранних» студентов и доучивать их. В целом университет дает хорошую базу для работодателей: у молодых специалистов есть знания базовых алгоритмов. Но, конечно, приходится доучивать их под специфику работы нашей компании. Например, в ульяновских вузах нет курсов по IOS, эту профильную специальность нужно осваивать самостоятельно.

Спрос на специалистов превышает реальное предложение на рынке труда. Некоторым не хватает опыта в маркетинге и аккаунте: в основном все выходят из технических специалистов и не так хорошо разбираются в бизнесе, как в технической части. Можно делать хороший продукт, но при этом нужно еще хорошо продавать и хорошо управлять.

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: