Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Сергей Полуэктов:
«Войти в IT – хорошая идея»

В чем перспективы IT-бизнеса? Как создать жизнеспособную компанию без вложений? Подходит ли для этого Ульяновск? Об этом на седьмом Международном молодежном инновационном форуме рассказал директор MediaSoft Сергей Полуэктов.

Фото: Эльмира Кобина

Про рыночные перспективы

Рынок информационных технологий привлекает молодежь с точки зрения не только профессиональной деятельности, но и предпринимательства. Количество заказов в этой сфере подчас превышает кадровые возможности компаний. А значит, есть место для нового бизнеса – при условии, что он эти кадры найдет.

Москва, Ульяновск и Новосибирск – «локомотивы» развития IT в России, считает директор MediaSoft Сергей Полуэктов. В хороших позициях Ульяновска есть заслуга УлГТУ, в частности, факультета информационных систем и технологий.

«Сейчас IT-отрасль достаточно консолидирована, компании совместно производят продукты, которые вовлекают людей в IT и стимулируют развитие отрасли. Нам не хватает как минимум тысячи человек в год, а может быть, двух или даже пяти тысяч. Это сумасшедшая цифра для региона. За последние пять лет спрос на специалистов на российском рынке IT-услуг растет высокими темпами – быстрее, чем вузы успевают произвести такие кадры», – рассказывает Полуэктов.

В Ульяновске около 1100 IT-компаний, порядка десяти из них можно назвать крупными. В плане развития информационных технологий город на верном пути. «Вижу перспективы у этой отрасли в регионе. И если вы выбираете сферу деятельности, то войти в IT – это хорошая идея», – говорит директор MediaSoft.

Про стартовый капитал

Сергей Полуэктов не советует молодым и неопытным стартаперам – например, студентам – вкладывать деньги в проект, потому что велика вероятность их потерять. Нужно искать варианты без вложений. Если компания – это один или два человека, можно работать из дома. Вложения должны начаться позже, по мере того, как бизнес сам заработает на это.

«Понятно, что если вы сразу начнете производить трактора, вам потребуются станки и люди. Но это не базовый бизнес-процесс. Это что-то более сложное, что нужно делать не в 20 лет и не на первом предприятии. Даже если у вас богатый папа, который готов дать деньги («На, сынок, играйся»), не надо сразу строить тракторный завод», – убежден глава MediaSoft.

Внешние деньги для неопытного бизнеса – это плохо, продолжает эксперт. «Они делают компанию менее эффективной. Они расхолаживают владельца и дают ему право думать, что «миллион по лотерейному билету» будет каждый год. Не будет!».

Если не деньги, то что требуется для старта? По мнению Полуэктова, нужно несколько факторов. Прежде всего, сам рынок – то есть спрос и предложение. Ваш продукт или услуга должны удовлетворять этот спрос. Руководитель должен разбираться не только в экономике, но и в предметной области бизнеса. А еще он должен быть морально готов к тому, что все получится…

Про этапы развития

На опыте MediaSoft Сергей Полуэктов представил свою концепцию развития компании по этапам.

На первом этапе в компании работают от одного до пяти человек. КПД коллектива ниже, чем при работе одного специалиста. Появляется офис. Выявляется лидер – он крутится как белка в колесе и пока не понимает, как расти дальше. Бонус этого этапа – опыт и рост компетенций каждого сотрудника, включая руководителя.

На втором этапе штат компании вырастает до 10-20 человек. У бизнеса появляется потребность в руководителе производства, автоматизации и финансовом учете. Отрабатывается система поиска новых сотрудников. Зарождаются система ценностей и философия компании. Запускается маркетинг, идет поиск новых клиентов и аккаунтинг существующих. Бонус второго этапа – улучшение процессов и развитие опыта команды.

На третьем этапе число сотрудников в компании составляет от 25 до 50. Бизнес вплотную занимается вопросами управления производством и обучения, строит клиентский бренд и HR-бренд. На этом этапе, по словам Полуэктова, MediaSoft начал выплачивать дивиденды.

В штате MediaSoft 100 разработчиков, и, по классификации Сергея Полуэктова, последние полтора года компания находится на четвертом этапе развития, когда у фирмы есть производственные отделы с разветвленной системой менеджмента производства, HR-служба и служба маркетинга.

«На этом этапе я перестал быть человеком, который вместе со всеми бегает с квадратными глазами и постоянно что-то делает. Я стал больше наблюдать, изучать статистику, стал больше управлять собственно системой, чем заниматься микроменеджментом», – рассказывает Сергей Полуэктов.

Руководитель компании, чей штат близится к сотне, должен соблюдать баланс развития всех аспектов бизнеса. «Если большую часть времени вы будете заниматься маркетингом и продажами, начнется перекос с заказами, и ваше производство не сможет с ними справляться. Если займетесь только производством, не думая о маркетинге, – его нечем будет загрузить. Если займетесь только HR-вопросами, получите толпу стажеров, с которыми не будете знать, что делать», – поясняет директор MediaSoft.

Какими будут пятый и последующие этапы развития, Полуэктов пока не знает – время и опыт покажут.

Про бессмертие бизнеса

Американско-македонский писатель, эксперт в области улучшения бизнес-процессов Ицхак Адизес разработал теорию жизненных циклов организации. Он предположил, что, как и большинство живых организмов, организация проходит девять последовательных этапов развития, от зарождения бизнеса до смерти.


Жизненный цикл предприятия по Адизесу

Как считает Сергей Полуэктов, компания может избежать развития по нисходящей – аристократии, бюрократии и смерти. Для этого на этапе расцвета или стабильности нужно реформировать бизнес.

«Понятно, что переход на другой этап вызывает стресс, создает проблемы и требует внимания, – говорит глава MediaSoft. – Важно поймать момент расцвета и стабильности и провести революционные изменения, чтобы снова уйти в этап, когда ваша компания молода».

По теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: