Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес в формате франчайзинга. Ульяновский вариант

Не все бренды, «населяющие» ульяновский рынок, придуманы предпринимателями региона. Некоторые марки стали доступны местным потребителям благодаря франчайзи, которые развивают собственный бизнес под брендом известной фирмы.

Больше. Дешевле

По данным Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние годы рынок франчайзинга в России увеличился едва ли не на 100 процентов. Российская Ассоциация Франчайзинга утверждает, что наша страна в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний.

Сервис объявлений Юла, проанализировав предложения по продаже готового бизнеса за первый квартал этого года, сделал вывод: количество франшиз, продаваемых на Юле, увеличилось на 83% по сравнению с 4 кварталом 2017-го. Правда, цена франшизы за этот период упала на 30%, и теперь средняя стоимость продаваемых франшиз составляет 219 тыс. рублей. Причем это коснулось всех сфер бизнеса, кроме гостиничной сферы. Самые дорогие франшизы на Юле предлагают в сфере сельского хозяйства, а самый доступный бизнес в формате франчайзинга – автомойки, автосервисы и интернет-проекты.

Франчайзинговая модель востребована и среди ульяновского бизнеса. Сегодня на региональном рынке присутствуют как национальные, так и международные бренды в различных сегментах – розничной торговле, общественном питании, сфере медицинских, образовательных услуг, грузоперевозок, недвижимости.


Александр Донченко
брокер, владелец CENTURY 21 в Ульяновске:

– Затевая бизнес в сфере недвижимости, мы изначально думали о создании собственного бренда. Было понимание, как необходимо выстроить бизнес-процессы, каких людей привлекать и за какое время выйти на необходимые результаты. Параллельно велся анализ действующих авторитетных брендов, представленных в секторе недвижимости.

Именно сеть CENTURY 21, на наш взгляд, оказалась тем брендом, который мы в итоге стали рассматривать как самый перспективный для Ульяновска.

Получение франшизы позволяет нам выстроить работу по отработанной и проверенной годами модели ведения бизнеса. Наличие собственной системы внутреннего обучения линейного и руководящего состава, а также высокие стандарты оказания риелторских услуг, позволяющие претендовать на позицию лидера рынка

Среди конкурентов CENTURY21 в регионе – еще одно франчайзинговое агентство недвижимости – Перспектива24, тоже открывающее в декабре филиал в Заволжье.

Случается и так, что предпринимателямфранчайзи приходится конкурировать между собой в рамках одного бренда. Так, у центров ментальной арифметики SmartyKids в Ульяновске – разные владельцы.

Большой Брат следит за тобой

Один из популярных напитков в меню недавно открывшейся в Ульяновске кофейни Coff eeshop (помимо кофе, конечно) – Глогги-чай с можжевельником, пряными травами и клюквой. Посетители отмечают – ягода явно не местная, как и
специальная – двойная! – стеклянная посуда, которая не обжигает руки и губы.

Эти и другие фишки появились в городе благодаря сотрудничеству ульяновских предпринимателей с Coffeeshop Company Worldwide, ныне австрийский бренд доступен в 22 странах мира, в России открыто 83 кофейни – от Москвы до Владивостока.


Ярослава Часовская
совладелица кофейни
Coffeeshop:

– Это первая международная франшиза в сегменте HoReCa в Ульяновске.

Сегодня, чтобы динамично развиваться, соответствовать новым трендам, надо быть лучшими. Кофе – это особая субстанция, и здесь мы не узкие специалисты, поэтому решили учиться у лучших, причем даже не в России, а в мире. Coffeeshop – это особая философия кофе, особые запатентованные технологии, собственное производство уникальных поршневых кофе-машин. И это трепетное отношение к бренду, где нет места случайным
людям.


Виталий Зуйков
директор департамента франчайзинга
Coffeeshop Company:


– Нам очень повезло с партнерами в Ульяновске: они полностью поняли и приняли всю суть нашей компании, внимательно придерживаются ее. Они понимают местный рынок и являются весьма инициативными, что позволило даже превзойти наши ожидания от запуска кофейни. Теперь самое главное – поддерживать и развивать эту кофейню, ни на секунду не останавливаясь в своем развитии.

Виталий Зуйков отметил, что наиболее успешными оказались регионы, в которых у партнеров либо был опыт ведения бизнеса в сфере HoReCa, либо в тех, где партнеры отнеслись к ведению этого бизнеса более усердно.


Виталий Зуйков:

– Главная особенность работы по франчайзингу с Coffeeshop Company – отлаженная бизнес-модель. Она не терпит каких-либо экспериментов местного масштаба, если они не отвечают логике бренда и концепции. Не стоит забывать, что мы трудимся именно по международным стандартам, которые постоянно обновляются совместно с головным офисом в Вене. Мы предлагаем не просто логотип, а комплексное решение, включающее все аспекты нашего бизнеса.

Партнер Часовской по «кофейному» проекту в Ульяновске Елена Ежова приобрела первую франшизу (российского происхождения) девять лет назад. Тогда для Елены медицинский бизнес был «terra incognita», однако старт оказался началом успешного бизнеса.


Елена Ежова:

– С INVITRO приятно сотрудничать: франшизодержатель изначально прописал все правила, предоставил полное исследование рынка, посоветовал, где разместить офис и представительства, рассказал, как выстроить бизнес-процессы. Наши партнеры – люди, которые заряжены энергией бренда, и они заряжают нас ею. Моя задача была – полностью проникнуться идеей и подобрать нужных людей: создание команды – важнейший этап франчайзингвого стартапа.

В 2012 году в портфеле г-жи Ежовой появилась международная франшиза DHL. В первую очередь, привлекло яркое («сочное!) брендирование компании, многолетний опыт признанного лидера на рынке логистических услуг. А спустя год выпускница бизнес-школы Сколково побывала в Шанхайском офисе DHL.


Елена Ежова:

– Увиденное (масштаб, высокотехнологичность и продуманность бизнес-процессов) меня потрясло, и я поняла, что была права, став партнером компании. И спустя время делаю вывод: для успеха очень важно проникнуться философией компании, с которой сотрудничаешь. И, конечно, нужно постоянно учиться. Недавно я в очередной раз приняла участие в обучающей конференции DHL.

Елена Ежова подчеркивает, что DHL – это богатейшая материально-техническая база, парк собственных самолетов и прочих транспортных средств. Так что самостоятельно – без «Большого брата» и мелких агентов по всему миру – этот бизнес развивать невозможно.


Елена Ежова:

– Успешные взаимоотношения в бизнесе – это непрекращающийся обмен, это передача энергии, опыта, технологий. Скажем, у INVITRO – несколько лабораторий в стране, и их база нам доступна. И когда мы самолетом отправляем анализы из Ульяновска, то уже на следующее утро отдаем пациенту готовый результат. Вот это я называю взаимовыгодными партнерскими отношениями.


Игорь Явтушенко
руководитель Школы моделиз-
ма и робототехники StartJunior:

– Наша школа – это проект современного развития ребенка, причем, современного не с точки зрения моды, а с точки зрения перспективности дальнейшего применения навыков, полученных у нас уже во взрослой жизни. Выбор бренда определялся большим числом представительств по всей России – значит модель работает, узнаваема и механизмы задействованы правильные. Активность развития в последние годы и планы на будущее управляющей компании тоже не маловажный фактор.

Безусловно, рынок дополнительного образования сейчас очень активен и здесь уже необходимо постоянно заявлять о себе, удивлять и предлагать новые виды услуг и направлений. StartJunior выбрало хорошее, правильное направление в сфере дополнительного образования, которое активно обсуждается и постоянно на слуху. Залог успеха – в качественной услуге, действительно необходимой родителям, думающим о будущем своего ребенка.

Пролитая кружка

На фуд-корте ТРЦ «Аквамолл» то и дело происходит ротация заведений. Недавно площадку, которую занимал ульяновский ресторан грузинской кухни, заняла международная сеть KFC. В свою очередь, федеральный бренд «Грабли» уступил место «ГудЛанчу». На месте франшизной закусочной SABWAY появился его ульяновский аналог «Манхэттен». Вывеска салона тайского массажа и спа «ТайРай» сменилась на «Thai Magic», и, похоже, его владелец больше не платит роялти…

Подобный ребрендинг предприниматели часто объясняют «потерей коммерческого интереса». А еще так: «франшиза ограничивает, не дает возможностей для роста, привязка к бренду сковывает мои амбиции. Стабильность – это хорошо, но скучно».

Однако чаще всего предприниматели сворачивают франчайзинговые модели без дальнейшего продолжения. Так, например, в городе уже нельзя купить знаменитые булочки Синнабон.

Всего год продержалась на местном рынке московская франшиза дешевых пивных.


Ярослава Часовская:

– В Ульяновске «Кружка» появилась в неудачное время: 2015 год – самый разгар кризиса. Мы думали, что гости «Гопака», «Вепрева колена» из экономии перейдут в демократический сегмент, но, оказалось, что наши преданные поклонники не собирались изменять любимым заведениям. Пусть будут реже ходить, но не в «Кружку». Да и нам, по сути, формат дешевой пивной оказался не по душе. Все-таки заведение должно быть близким твоему мировоззрению.

У английского слова франчайзинг есть два перевода – «лицензия» и «привилегия».


Ирина Сальникова:

– Когда встает выбор о том, в какую пекарню пойти, где подстричься, где сдать медицинские анализы, а где вкусно поесть, то у покупателей больше уверенности в соблюдении качества и стандартов именно у компаний-франчайзи: ожидается, что федеральный бренд контролирует качество и заботится о своей репутации. Но не стоит забывать, что франчайзинг – это партнерство и взаимная ответственность. Да, франчайзи экономит массу времени и сил, получая возможность пропустить несколько ключевых этапов стартапа – изучение потребностей рынка и потребителей, создание продукта, опыт проб и ошибок. Тем не менее, предпринимательство требует определенных качеств, навыков и, главное, действий от покупателя франшизы. Главные, на мой взгляд, это ответственность за свой бизнес и команду, первоначальный анализ рынка, конкурентной среды на своей территории, честный анализ ресурсов (временных, финансовых, эмоциональных), проактивная жизненная позиция (не ждать, а действовать). Как и в любой сфере здесь много подводных камней. Это и условия договора, заявленные и реальные цифры в финансовой модели, полнота и содержание франчбука, постоянная или одноразовая поддержка и др.

Вышли в тираж

Хороший тренд – в Ульяновске есть и собственные франшизы, и они набирают все большую популярность. Так, предприниматель Валентин Глухов масштабировал бизнес не только открытием эко-магазинов в других регионах, недавно создатель сети «Зеленая улица» продал первую фрашизу в Тольятти. Владельцы «Гопака» запатентовали торговую марку и уже продали права на ее использование в Самару и Димитровград. На очереди – «Вепрево колено».

В 2015 году в Ульяновске открылась бизнес-школа «ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР», а сейчас это уже федеральная Сеть бизнес-школ для детей и подростков, которая успешно работает в 12 городах России по системе франчайзинга и учит детей планировать время, управлять эмоциями, работать в команде, выбирать профессию мечты, быть успешными и счастливыми.


Ирина Сальникова:

– На этапе упаковки франшизы мы изучили опыт покупателей франшиз в разных сферах бизнеса. И главный тренд, который ищут партнеры после покупки бизнеса, – это профессиональное обучение и поддержка. Именно из-за отсутствия поддержки через год часто расторгаются отношения и меняются названия вывесок. Поэтому, когда нам пришла идея упаковать бизнес-школу во франшизу, мы прошли специализированное обучение на курсе «ФРАНЧАЙЗИНГ», чтобы знать все подводные камни масштабирования и работать в этой сфере профессионально и качественно.


Анна Замотина
соучредитель
сети бизнес-
школ для детей и подростков «ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР»

– Еженедельно я провожу общий скайп-кол со всеми городами-партнерами, на котором мы обмениваемся опытом, новыми каналами набора групп и мероприятиями, вдохновляем друг друга и мотивируем.

А то ли еще будет! Так, недавно в Школу иностранных языков СМАРТ обратились предприниматели из другого региона, которых привлек ульяновский опыт.


Ирина Сальникова:

– Чтобы сеть росла, франчайзеру постоянно необходимо совершенствовать все четыре составляющих франшизы – это Бренд, Уникальный продукт, Отлаженная бизнес-модель, Команда управляющей компании, которая обеспечивает обучение, поддержку и контроль соблюдения стандартов качества. Хаос продавать нельзя. Гениальную идею сначала нужно стандартизировать, получить положительный опыт, упаковать, подобрать команду поддержки и только потом продавать.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: