Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

#МДФфорум: лайфхаки от лидеров
в мебельной столице

О мебельном производстве Ульяновска наслышаны далеко за его пределами. Продукция местных компаний востребована в других регионах России, ряд производителей работает по зарубежным заказам. На прошедшем в Ульяновске Международном мебельном форуме – 2019 игроки рынка делились практикой, обсуждали подводные камни бизнеса, обдумывали новые совместные проекты.

Фото предоставлено организаторами

«Мы начинаем МДФ»

Неофициальный статус мебельной столицы России Ульяновск не присвоил себе сам – так город прозвали другие регионы. Казалось бы, у крупной отрасли должны быть ежегодные крупные отраслевые форумы, но в Ульяновской области таких мероприятий не хватает.

Региональный поставщик лакокрасочных материалов для мебельного производства «Лига Симбирск» решил восполнить этот пробел и совместно с консалтинговой компанией «Развитие» организовал Международный форум МДФ. Событие прошло в Ульяновске 1 марта 2019 года. Собственники предприятий, занимающихся производством мебели, комплектующих, дверей провели продуктивный день знакомств и общения на площадке гостиничного комплекса «Арт-Ульяновск».

Организаторы поработали над узнаваемостью мероприятия с прицелом на будущее. Помимо интересно обыгранного названия форума (МДФ здесь расшифровывается не как «мелкодисперсионная фракция», а как «мебель, двери, фурнитура»), придумали гимн под музыку хита кавээнщиков: «Мы начинаем МДФ!». «Пусть не решит он всех проблем, не решит всех проблем… Но попытаться сделать шаг мы должны, сделать шаг»,– спела ульяновская группа CONTRABANDA.

Партнерами форума выступили Сбербанк, официальный дилер KIA в Ульяновске «Авторай-КИА», презентовавший новые автомобили и устроивший для участников конкурс призов, жилой комплекс АКВАМАРИН, производитель и поставщик упаковочных материалов ГК «Русский Характер», поставщик гибких абразивов SIA Abrasives (Швейцария), производитель лакокрасочных материалов RENNER (Италия). Рекламными партнерами события стали рекламное агентство «Клевер» и типография «Колор Принт», которая подготовила уникальные индивидуальные комплекты каждому участнику. Журнал «Деловое обозрение» выступил информационным партнером мероприятия.

Вопрос качества: зеленый стол не может быть синим

Если специалист по изготовлению красок – дальтоник, к чему это приводит? Правильно, ни к чему хорошему. Как подчеркнул организатор форума, соучредитель и управляющий партнер проекта «Лига Симбирск» Сергей Ненастьев, работа над качеством – основа основ производственного бизнеса.

Российская промышленность, в том числе мебельная, находится на переходном этапе от базарной экономики 90-х годов до развитой рыночной экономики современной Европы, отметил спикер. По его словам, тренд сегодняшнего Запада – это ухудшение качества: «Вспомним машины Mercedes 80-х годов: они служили 20-25 лет. Ученые умнеют, технологии улучшаются… Но теперь эти автомобили служат 5-7 лет. Получается, Европа ухудшает качество. А Китай улучшает: в своей Стратегии-2025 он заявил, что должен стать страной с самым высоким качеством. В этом смысле Европа и Китай идут навстречу друг другу».

По мнению г-на Ненастьева, многие ульяновские производители мебели по качеству своей продукции не уступают европейским благодаря… «потребительскому терроризму» в России. «Наше законодательство выстроено под конечного клиента. Производитель всегда виноват, клиент всегда прав. Но у «потребительского терроризма» есть плюс: он заставляет бизнес лучше работать», – отметил соучредитель компании «Лига Симбирск».

Сергей Ненастьев рассказал, как сэкономить на контроле качества, объяснил, почему российское производство – это больше канбан, нежели кайдзен, раскрыл суть и пользу проблемно-ориентированного подхода. А напоследок на примере своей компании описал работающий метод повышения качества продукции. «Сейчас в нашей компании одна ошибка на 5000 позиций, то есть мы ошибаемся примерно раз в полгода», – резюмировал спикер.

Брак делают не машины, а люди

С таким посылом выступил на форуме Василий Ищенко, создатель мебельных производств «Модер», «ОМП-ВОСТОК», «LINIAflex», партнер в мебельных торговых компаниях «Соло», «Трио», «Триумфальная арка», «Новая линия». По его словам, в России едва ли найдется пять мебельных компаний, на которых система снижения брака выстроена идеально.

«Первая причина возникновения брака и увеличения отходности – неисполнение своих обязанностей. К примеру, конструктор вместо того, чтобы создать чертеж в трех видах, на вопрос «почему?» отвечает: «И так понятно!» Понятно сейчас. А через год придет другой человек и не поймет, что необходимо делать, – заметил эксперт. – Часто заказы не подписывают – нет исполнителя, нет утвердившего, нет даты. Просто передали чертеж в производство, а там их море, и по какому будет сделан заказ – неизвестно».

По мнению г-на Ищенко, эту проблему можно решить путем внедрения системы двойной записи. Как в бухгалтерии: все документы и движение товара оформляются по принципу «принимающий – передающий», за результат отвечают оба.

Василий Ищенко перечислил ошибки персонала, которые требуют специального рассмотрения, предложил решение для сокращения числа таких ошибок, остановился на проблемах выбора оборудования и рассказал, что на самом деле движет квалифицированными специалистами:

«По своему опыту скажу, что невозможно получить хорошо сделанную работу на одной лишь финансовой мотивации. Сотрудников, нацеленных только на деньги, я отметаю сразу: деньги – это другое, у нас производство. Хороший топ всегда заинтересован в том, чтобы показать свою профессиональную состоятельность, а деньги для него вторичны – они нужны, чтобы семья «не трясла» и чтобы он мог спокойно работать».

Из глубинки в мир

Австрия, Азербайджан, Армения, Босния и Герцеговина, Великобритания, Германия… это только начало алфавитного списка стран, куда поставляется продукция Инзенского деревообрабатывающего завода. Выступление первого заместителя генерального директора предприятия, выпускницы бизнес-школы «Сколково» Елены Куприяновой вызвало большой интерес: 40 минут спикер держала внимание публики, а затем ее долго не отпускали вопросами.

Топ-менеджер Инзенского ДОЗа развеяла самые распространенные мифы об экспорте. Например, экспорт не может быть фоновым проектом, это «игра вдолгую», которая предполагает определенный бюджет, человеческие и материальные ресурсы. А еще у иностранцев нет предвзятого отношения к российским компаниям, напротив, за границей ценят низкую себестоимость наших комплектующих и признают их конкурентоспособность.

При ничтожно малой доле России в мировом экспорте мебели (всего 0,2%), потенциал нашей страны огромный, отметила г-жа Куприянова. Россия входит в топ-3 стран по запасам леса, занимает 5% в мировом производстве ДСП, МДФ и фанеры.

«Зачем нужен экспорт? Это ведь так трудоемко, дорого, и люди нужны, и оборудование поменять надо, и упаковку приспособить для внешних рынков… Во-первых, экспорт нужен для расширения рынков сбыта. Международные рынки манят большей прибылью. Даже сам лейбл Made in Russia может служить серьезным аргументом, – заметила Елена Куприянова. – Во-вторых, экспорт, как правило, рентабелен и интересен. В-третьих, конкурентоспособность: многие компоненты и изделия в России можно произвести дешевле. В-третьих, снижение налоговой нагрузки: это прежде всего возврат НДС и ряд мер господдержки. В-четвертых, возможность выстраивания долгосрочной стратегии. В России сегодня так, завтра по-другому, а Западная Европа, США, Япония – это стабильность. И, наконец, экспорт – это другой взгляд на бизнес. Когда ты выходишь на международный рынок, у тебя меняется представление о своем предприятии. Ты видишь свои резервы и перспективы, появляется понимание, что нужно делать, а что – нет».

В практической части своего доклада Елена Куприянова перечислила шесть шагов продвижения на экспорт и восемь самых распространенных ошибок при выходе на внешние рынки. «По своему опыту могу сказать, что основная ошибка – не работать на экспорт тогда, когда это можно делать»,– подытожила спикер.

Польза в формате b2b

Ноу-хау поделился и Андрэа Карделло – экспорт-менеджер по Восточной Европе итальянской компании RENNER, немногим менее 100 лет выпускающей лакокрасочные материалы для мебельных производств. Продукция RENNER продается в 60 странах, у фирмы девять заводов по всему миру. В 2018 году оборот компании составил 120 млн евро, основная часть этих денег – выручка от экспорта.

«Наш первый секрет успеха – командная работа. Результат всегда зависит от коллектива, а не от одного человека, – рассказал Андрэа Карделло. – Второй секрет – исследования и разработки. Каждый день химики RENNER придумывают шесть новых материалов. Третий секрет – клиентоориентированность. Рынок меняется день ото дня, его нужно отслеживать и вовремя меняться».

…Первый международный мебельный форум в Ульяновске завершен. На двух параллельных площадках за полный день выступили 14 спикеров-профессионалов, три из которых – международного уровня. Далее в узком составе прошел круглый стол.

Как выразился Сергей Ненастьев, на этой площадке производители и продавцы смогли «сверить часы», перешагнуть через барьер разных часовых поясов и территорий и пообщаться напрямую. По отзывам участников в социальных сетях, результат такого взаимодействия – позитивный, а формат имеет большие шансы на продолжение.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: