Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«У нас своя стратегия – 2030»

Бизнес отца и сына Анатолия и Вячеслава Картюковых родился на их приусадебном участке. Сегодня владельцы сети банных комплексов открыто рассказывают о том, как сами копали резервуар для стоков, обслуживали первых гостей, занимались уборкой и стиркой.

Фото предоставлено "Царской усадьбой"

– Что представляет собой сегодня ульяновский банный бизнес?


Вячеслав Картюков:

– В этой сфере много игроков, они разного уровня, начиная от парилки в частном доме и заканчивая крупным комплексом с несколькими разновидностями бань. В Ульяновске около 80 компаний предоставляют эти услуги. Конкуренция ощутима, и многие новички ее не выдерживают – закрываются или пытаются продать.

Считаю, мы лидеры на этом рынке. И это соотносится с нашими стратегическими задачами – стать первыми в банном бизнесе Ульяновска к 2022 году и создать крупнейшую сеть банных комплексов в России к 2030 году, в первую очередь в городах-миллионниках.

– Расскажите, пожалуйста, как все начиналось.


Анатолий Картюков:

– В бизнесе я с 1992 года, вместе с братом занимался продажей автозапчастей. Но в начале 2000-х наши пути разошлись. Были трудные времена, какое-то время пришлось зарабатывать на жизнь таксистом. И в этот период заметил, что пассажиры часто просят отвезти их в одну из ульяновских саун. Мне стало интересно, чем она привлекает людей. Осмотрев тесное помещение с мини-бассейном и полным отсутствием санитарии, я понял, что наш дом выиграет конкурентную борьбу.

Мы приняли решение запустить финскую сауну. Скромный капитал таксиста и помощь Вячеслава, на тот момент третьекурсника, положили начало «Усадьбе». В ноябре 2005 года сын зарегистрировал ИП, придумал название, и мы начали работу. Первое время все делали сами: копали резервуар под канализацию, занимались отделкой помещений, обслуживали первых гостей – встречали их и провожали, убирали комнаты, стирали белье.


Вячеслав Картюков:

– Я всегда хотел заниматься бизнесом и управлением, поступил на специальность «Менеджмент организации», но не думал, что начать бизнес придется в 19 лет. В кризисное для нашей семьи время, когда не хватало даже еды, подрабатывал сторожем, продавцом, писал на заказ курсовые по математике. Идея открыть сауну показалась мне шансом, за который нужно ухватиться. Помню, в первый день за четыре часа я заработал 1400 рублей, что для того времени было совсем неплохо, и окончательно осознал, что этим бизнесом нужно заниматься. На первые деньги купил для нас фрукты и другие вкусности, на остальные – полотенца и тапочки для гостей.

Спустя несколько месяцев привлек к работе своих друзей, ну а потом уже стал подбирать квалифицированный персонал. Дело росло, к финской бане постепенно добавились русская, турецкая, деревенская, японская, скандинавская...

– Где вы изучали особенности национальных бань?


Вячеслав Картюков:

– Во-первых, в интернете, а во-вторых, в поездках по стране. Приходила идея – и я целенаправленно отправлялся туда, где подобное уже создано. Японские бани, например, изучал в Москве, а бассейн с выходом на улицу подсмотрел в казанском аквапарке «Ривьера».

– Отзывы и критика из интернета помогают или мешают?


Вячеслав Картюков:

– К критике мы относимся положительно, но по этическим соображениям мне не нравится, когда это делается публично. Предпочитаю, чтобы свои замечания гости говорили лично мне или управляющему – так мы быстрее устраним недостатки. Однако отзывы в интернете – это реалии рынка, и с ними нужно работать.

– Где проходит тонкая черта рентабельности между платным сервисом и бесплатными «бонусами»?


Вячеслав Картюков:

– Банный бизнес – сезонный, основной поток идет с 1 ноября до 1 апреля. В остальные полгода гостей намного меньше, они предпочитают отдыхать на дачах и турбазах, ездят на курорты.

С этим спадом бессмысленно бороться, но крупные скидки в «несезон» не помешают. К тому же потери на снижении стоимости услуг можно компенсировать доппродажами. В нашем случае это работа ресторана и летней веранды, бассейн с выходом на улицу и продажа банных атрибутов.

– Как вы поняли, что готовы масштабироваться?


Анатолий Картюков:

– Наш первый комплекс расположен на окраине Железнодорожного района. Мы понимали: будь он ближе к центру, гостей было бы больше. В 2014 году Вячеслав нашел на улице Мира подходящую землю для строительства нового банного комплекса. Земельный участок был проблемным: по нему проходил коллектор, который делил территорию на две части. Коллектор пришлось переносить, это обошлось нам в 1,5 млн рублей.

В феврале 2019-го мы открыли первую баню в новом комплексе. В ближайшие полтора-два года нам предстоит вовлечь в оборот все 2500 квадратных метров, на которых разместятся еще три бани, 15 гостиничных номеров и ресторан.


Банный комплекс "Царская усадьба" на ул. Мира

– Какие требования предъявлялись к проекту в связи с тем, что улица Мира – историческая часть города?


Вячеслав Картюков:

– Облик здания должен был гармонировать с архитектурой центра города, и мы заказали проект у специализированной организации. Бренд «Царская усадьба» сам продиктовал нужный дизайн – в классическом стиле 19 века.

Выставлялись и технические требования. В историческом центре города нельзя вбивать сваи, потому что от ударов могут пострадать близлежащие объекты культурного наследия. Сваи можно только вдавливать, а это другая технология, и она дороже.

Изначально разрешение мы получили только на три этажа. Но так как строительство четырехэтажного здания экономически выгоднее, мы вышли на Градосовет и получили право увеличить этажность при условии, что комплекс будет красивым.

– Какие предпринимательские ошибки считаете фатальными?


Анатолий Картюков:

– Из своего опыта, еще до «Усадьбы», я понял, что все отношения в бизнесе должны фиксироваться на бумаге. Устные договоренности ничего не стоят.

Когда заходишь на новый рынок, нужно быть готовым к тому, что через два-три года конкуренция уже будет сильной. И с каждым годом выдерживать ее тяжелее, потому что растет количество игроков рынка, расширяется спектр услуг.


Вячеслав Картюков:

– Фатальная ошибка – высокая закредитованность. Нам повезло легко прожить экономические кризисы, потому что в первые пять-шесть лет мы не брали кредитов – пока твердо не встали на ноги. Это, конечно, замедлило наше развитие, но дало нам финансовую свободу.

Если ты стоишь на месте, значит идешь назад. С самого начала 80-90% прибыли мы инвестировали обратно в бизнес – в инфраструктуру, обучение персонала. Деньги не должны быть самоцелью, главное – довольный гость, и тогда деньги придут сами.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: