Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе
erid:LjN8KUFvr

Александр Анащенко: технологичность стала базовой человеческой потребностью

Председатель Поволжского банка Сбербанка Александр Анащенко в интервью «Деловому обозрению» рассказал, что высокие технологии дают жителям Ульяновской области и почему Сбер наращивает инвестиции в искусственный интеллект.

Фото: freepik.com

Александр Анащенко

Председатель Поволжского банка Сбербанка

Александр Григорьевич, вы уже пять лет руководите Сбером в Поволжье. Видно, что за эти годы фокусы банка сместились. Расскажите, как и почему они менялись?

— За это время мир существенно изменился: произошёл настоящий бум искусственного интеллекта, расцвет блокчейн технологии, широко применяются AR и VR-технологии дополненной и виртуальной реальности, интернет вещей стал обыденностью, например, телевизоры и музыкальные колонки с виртуальными ассистентами. Технологичность стала базовой человеческой потребностью

Сбер одним из первых в стране взял курс на цифровизацию. Мы прошли ИИ-трансформацию, сделали ставку на создание собственных технологий. Мы не видели другого пути, потому что от качества наших услуг и сервисов зависит более 107 миллионов людей — жителей нашей страны.

Насколько я знаю, в сентябре Сбер признан самым инновационным банком России по итогам первого полугодия 2023 года (по версии Sk Fintech Hub). Как инновационность Сбера могут «прочувствовать» ульяновцы?

— Расскажу на примере семьи. Допустим, семьи Кузнецовых.

Почему Кузнецовых?

— Кузнецовы — самая распространённая фамилия среди наших клиентов в Ульяновской области. Так вот представим обычную ульяновскую семью: мама и папа, которым примерно по 47 лет, дети — студент вуза и школьник, дедушка и бабушка пенсионного возраста. Они, как большинство жителей региона, личному автомобилю предпочитают пешие прогулки и общественный транспорт*.

Нашему дедушке звонят мошенники и говорят, что они «сотрудники банка», задают вопросы о его счетах и персональных данных. К счастью, представитель старшего поколения киберграмотный человек: он читает новости, знает о новых уловках мошенников, о которых рассказывает Сбер в библиотеке знаний «Кибрарий», на канале «Осторожно, мошенники!», в приложении СберБанк Онлайн, в Telegram-канале и соцсетях. Поэтому он быстро заподозрил неладное и сообщил номер телефона мошенников в Сбер через сервис «Сообщи о мошенничестве». Команда кибербезопасности банка после проверки внесла номер телефона в базу, чем уберегла более доверчивых людей от мошенников. Кстати, жалобу можно оставить также на звонки и сообщения из мессенджеров, адреса электронной почты, фишинговые сайты и мошеннические электронные кошельки. Клиентом банка для этого быть необязательно.

Скажу, что борьба с киберпреступностью — одно из приоритетных направлений Сбера. Для этого мы создали антифрод-платформу, которая работает в режиме 24х7 и выявляет подозрительные операции, оценивая поведенческие паттерны клиентов. Также мы договорились с ключевыми операторами сотовой связи об объединении с их антифрод-системами, что позволяет идентифицировать мошеннические звонки в момент проведения операции клиентом. В результате 99,5% преступных операций предотвращаются в режиме онлайн.

С киберпреступностью разобрались. А в каких ещё ситуациях жители Ульяновска сталкиваются с технологичными сервисами Сбера?

— Допустим, что бабушке из нашей семьи нужно пройти ежегодную диспансеризацию. Она обращается в районную больницу, где проходит обследование с помощью аппаратно-программного комплекса «Цифровой ФАП» компании СберМедИИ. С помощью комплекса врач делает ей электрокардиограмму, замеряет артериальное давление, температуру, пульс, а также проводит исследования крови. «Цифровой ФАП» позволяет получать результаты лабораторных и инструментальных исследований в режиме реального времени, а благодаря встроенной системе ИИ помогает медицинскому работнику поставить предварительный диагноз. «Цифровой ФАП» уже доказал свою эффективность: например, аппаратный комплекс, который мы передали другой клинике Ульяновской области — Новоспасской районной больнице, с начала года помог обследовать свыше 800 пациентов, выявить порядка 200 патологий и оперативно назначить лечение.

Кратко скажу, что Сбер сейчас плотно работает с региональными властями по цифровой трансформации и внедрению искусственного интеллекта в ключевые сферы, такие как образование, туризм, ЖКХ, культура, экология и дорожное строительство. Сбер делится экспертизой, помогает «вшить» технологичные решения в государственные и муниципальные сервисы, чтобы повысить качество жизни людей. Особую поддержку внедрению цифровых технологий оказывает губернатор Ульяновской области Алексей Юрьевич Русских.

Мы сейчас с вами говорим о глобальных, небанковских проектах. Только в таких крупных вещах Сбер применяет свои технологические решения?

— Конечно нет. Мы бы не могли делиться опытом и технологиями, если бы сами не прошли цифровую и ИИ-трансформацию. Сейчас свыше 75% процессов в Сбере совершаются при помощи искусственного интеллекта. Он участвует в выполнении задач, которые раньше в банке решал человек: какой продукт предложить конкретному клиенту, как выстроить оптимальный маршрут для инкассации, что ответить клиенту в чат-боте или контактном центре, какое число сотрудников должно быть в определённом офисе банка, к примеру, утром во вторник. Нейросеть Сбера Kandinsky открывает новые возможности для творчества, а сервис GigaChat может стать верным помощником в решении бытовых вопросов.

Наши цифровые решения в разы улучшают клиентский опыт. Например, папе семьи Кузнецовых потребовалось взять кредит на расширение загородного дома. Он может оформить и получить его онлайн, не отвлекаясь от повседневных задач. Онлайн-кредитование — это абсолютная норма сейчас, об этом говорит статистика. Так, если в 2018 ульяновцы оформляли кредиты онлайн лишь в 26% случаев, то сейчас эта цифра возросла до 83%. Объём потребительских кредитов, которые за 9 месяцев этого года получили ульяновцы по цифровым каналам, составляет 13,6 млрд рублей.

Причём онлайн Сбер помогает получить как небольшие суммы, например, оформив «Деньги до зарплаты» и заняв у банка до половины месячного заработка, так и крупный капитал на развитие предприятия с помощью интернет-банка СберБизнес. Так, крупный и средний бизнес Ульяновской области с начала года получил 4,4 млрд рублей онлайн, что в 3,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Мы развиваем не только онлайн-кредитование: при помощи цифровых каналов наши клиенты могут открыть вклад, инвестировать, зарегистрировать бизнес и открыть расчётный счёт. Перечислять возможности можно бесконечно, главное, что все технологичные решения Сбера помогают экономить время, деньги и управлять ресурсами.

Экономить? Каким образом?

— Использовать комплексные сервисные решения, такие, как подписка СберПрайм. Мы объединили наши самые популярные продукты в подписки СберПрайм и СберПрайм+, включив в них онлайн-кинотеатр Okko, доставку продуктов из СберМаркета или Самоката, Hi-Fi-стриминг Звук, облачное хранилище, мобильную связь и другие.

СберПрайм помогает не запутаться в многообразии подписок на рынке, использовать на выгодных условиях сервисы и продукты Сбера, а также получать индивидуальные скидки и бонусы. Наша семья уже несколько лет пользуется СберПрайм+, что позволяет ей ежегодно экономить до 50 тысяч рублей. В качестве подарка на прошлый новый год Кузнецовы подарили бабушке и дедушке подписку СберПрайм, чем помогли им сэкономить порядка 20 000 рублей.

Напомню про программу лояльности СберСпасибо. Бонусы СберСпасибо можно копить и обменивать на скидки у компаний-партнёров и реально экономить. Например, жители Ульяновской области за 10 месяцев 2023 года оплатили бонусам товары и услуги на сумму более 460 млн рублей. Чаще всего жители региона оплачивали бонусами покупки в супермаркетах, бензин и дизельное топливо на АЗС, а также счета в кафе и ресторанах.

Про экономию времени и денег понятно, а что насчёт управления ресурсами. Как это можно сделать при помощи технологий Сбера?

— Например, превратить свой дом в умный с помощью умных устройств Sber. Это и ТВ-приставка SberBox, смарт-дисплей SberPortal, колонки SberBoom, умные лампы, розетки, хаб и датчики. Ими можно управлять удалённо через мобильное приложение или голосом с помощью виртуального ассистента Салют. Например, попросите Салют включить музыку, найти ответ на вопросы в интернете, изменить яркость в освещения в спальне. А по дороге на работу всегда можно проверить и, если забыли, отключить дома свет, розетку с обогревателем, узнать уровень влажности в комнате и многое другое.

Кстати, «учат» наши нейросетевые модели распознавать ещё больше задач в том числе жители Ульяновской области, которые работают в Центре подготовки данных для машинного обучения Сбера. Мы уже открыли три отдела Центра в Ульяновске и Димитровграде. Таким образом мы не только нарастили мощности по модернизации наших нейросетей, но и создали свыше 150 рабочих мест для молодёжи (совокупно в трёх отделах Центра в Ульяновской области).

Старший сын нашей семьи Кузнецовых, студент последнего курса вуза, как раз устроился на работу в Ульяновский отдел. Как и его коллеги, занимается обработкой текстовых, голосовых, графических и видеофайлов и «тренирует» искусственный интеллект.

Вы заговорили про молодёжь. Какие возможности Сбер предоставляет им помимо трудоустройства?

— Спектр огромный — от обучения до поддержки при создании стартапа, ярче всего это прослеживается на примере школьного и студенческого акселераторов Сбера. Акселерация проводится в два этапа: первый этап состоит из онлайн-лекций и практических заданий. На втором этапе участники объединяются в команды и работают с персональным наставником для превращения идеи в реальный бизнес-проект. По итогам работы лучшие команды представляют свои проекты руководству Сбера, бизнес-ангелам и ректорам российских вузов на демодне. Победители и призёры суперфинала могут претендовать на гранты от партнёров акселератора, грант Президента РФ для магистрантов, а также на бизнес-поддержку проекта со стороны Сбера после завершения программы. Сейчас как раз идет регистрация участников на четвертый поток. Младший сын нашей семьи Кузнецовых, ученик старших классов, уже подал заявку, вдохновившись примером своих земляков Сергея Клинка и Данилы Матвеева, которые в 2021 году вошли в число победителей и получили реальные деньги на развитие своего стартапа.

Вот ещё пример. Ежегодно Сбер проводит AI Journey — крупнейшую международную конференцию в сфере развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Это площадка, где собираются ведущие эксперты, представители бизнеса, органов власти. Участники делятся опытом, передовыми решениями, трендами в области ИИ. Отдельный трек конференции называется AIJ Junior и проводится специально для школьников, где им доступным языком рассказывают про ИИ. Такая проактивная работа позволяет рассчитывать на то, что ещё со школы можно воспитать будущих технологических предпринимателей, зажечь в ребятах интерес к науке, искусственному интеллекту и новым открытиям. Для того, чтобы со временем ребята смогли приносить пользу нашей стране и обществу, а их семьи могли гордится ими.

*На основе агрегированных и обезличенных данных СберАналитики

Реклама. ПАО «Сбербанк». ИНН: 5403075400. erid:LjN8KUFvr
Темы: Финансы
Подборки: Сбер

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: