Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Этот город наш с тобою...

Журналист uldelo.ru прошлась московскими «кинематографическими» маршрутами.

Фото: Татьяна Задорожняя

Я считаю так: какие бы неотложные дела не ждали вас в столице, нужно непременно выкроить хоть пару часов для прогулки по Первопрестольной. Здесь есть, что посмотреть! В том числе переулки, улицы, площади и бульвары, где снимались культовые российские фильмы. Предприимчивые турфирмы даже экскурсии предлагают, типа «Мастер и Маргарита»: по следам героев романа и его экранизаций», «Улица Горького в советском кино» и т. д.

У этих экскурсий есть один большой недостаток: они проводятся в определенное время, скажем, командированному из Ульяновска сложно бывает вписаться в этот график. Что ж, современный гость столицы может и самостоятельно окунуться в московский мир старого доброго кино, вооружившись знаниями из интернета. Что я и сделала в очередной свой приезд в Златоглавую.

Задала в поисковик «где снимался фильм «Москва слезам не верит» (обожаю эту оскароносную картину!), и составила свой собственный кинематографический маршрут.

А начался он около метро «Кропоткинская», точнее возле Храма Христа Спасителя (знакомство с этим роскошным новоделом тоже советую землякам-туристам). Нахожу информационный стенд (в центре Москвы они на каждом углу!), определяю локацию и сворачиваю на площадь Пречистенские ворота, откуда начинается Гоголевский бульвар. Тот самый, где героиня Веры Алентовой дважды встречается с коварным Рудольфом.

А вот и та самая знаменитая скамейка, где сидела киношная парочка – напротив дома № 11. В начале XX века здесь был доходный дом. Вообще на Бульварном кольце, расположенном в историческом центре столицы, много красивых памятников архитектуры. Как, например, дом-музей Н. В. Гоголя на Никитском бульваре, соседствующим с Гоголевским.

Во дворе особняка, где жил главный литературный мистик страны, установлен очень интересный памятник писателю – в окружении своих героев – Тараса Бульбы, Акакия Акакиевича, Хлестакова.... А в лицах героев «Мертвых душ» москвичи того времени узнали артистов Малого Театра. Вот только властям «слишком мрачный» Гоголь не глянулся, поэтому и «сослали» его в скверик старинного особняка, а на бульваре, носящем имя писателя, установили монумент от архитектора Шехтеля (да, здесь на небольшом пятачке сразу два бронзовых Гоголя!).

Всего же на десяти бульварах столичного «кольца» (на самом деле, полукольца) более десяти памятников – Гамзатову, Грибоедову, Высоцкому, Твардовскому, Есенину... На меня особое впечатление произвел памятник Шолохову – все на том же «кинематографическом» Гоголевском бульваре (здесь снималась еще одна культовая картина – «Покровские ворота»).

Масштабная скульптурная композиция изображает писателя, сидящего в лодке, а вокруг множество лошадиных голов. Животные словно плывут в разные стороны, символизируя раскол общества на «красных» и «белых» в гражданскую войну, которую так пронзительно описал Нобелевский лауреат.

…На следующий за Никитским бульвар – Тверской – я зашла уже в сумерках, и это было замечательно: главная «жемчужина» Бульварного кольца озарилась необычной для провинции иллюминацией. Цвет огоньков на аллее то и дело менялся: вот кроны деревьев подсвечены синим, а вот уже красным, затем желтым, зеленым... Очень эффектное цветовое решение!

Самый протяженный столичный бульвар вывел меня на площадь «Никитские ворота», воспетую ВИА «Синяя птица». Невозможно пройти мимо, не замурлыкав: «В семь часов у Никитских ворот пусть сегодня начнется наш вечер...».

Следующий пункт моего маршрута – Тверская улица, одна из самых красивых в Москве. Бывшая улица Горького тоже стала декорацией к меньшовской кинокартине. Помните, подружки Катерина и Людмила совершают вечерний променад мимо сверкающих витрин, где и баночки с крабами, и тазик черной икры? Спустя десятилетия главная улица столицы стала еще более дорогой и роскошной.

А вот Триумфальная площадь, тоже запечатленная в фильме «Москва слезам не верит», сегодня здорово изменилась, стала менее пафосной из-за уличных качелей, установленных прямо около памятника Маяковскому. Около этого монумента поэт Андрей Вознесенский (в фильме он играл самого себя) читал строки из своей же «Параболической баллады».

Теперь можно нырнуть в метро, доехать до станции «Новослободская», где бойкая героиня Муравьевой впервые встретила своего хоккеиста Гурина. Далее едем до станции Баррикадная, выходим на площадь Восстания и видим одну из сталинских «высоток». Именно в этом доме по замыслу режиссера Меньшова жили богатые родственники Кати Тихомировой. Но «киношный» у дома только фасад. А вот подъезд с узнаваемым барельефом над лифтом, куда заскакивают Катя и Люда, находится в другом именитом «небоскребе» столицы – на Котельнической набережной. Мне удалось не только побывать в фойе этого легендарного дома, но и подняться в одну из его квартир, где ныне расположен музей Галины Улановой. Всем советую там побывать!

Квартира, где великая балерина прожила чуть ли не полвека, конечно, отличается от хором «профессора Тихомирова», но все-таки представление о планировке, особенностях быта в сталинских «высотках» с их просторными холлами, роскошными гостиными и крошечными кухоньками вы получите.

И в атмосферу, столь гениально переданную в оптимистическом киноромане, любимом миллионами россиян, вы окунетесь.

«Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась,

слезам Москва не верила, а верила любви.

Снегами запорошена, листвою заворожена,

найдет тепло прохожему, а деревцу – земли...».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: