Инвестиции в регионах: конкуренция по компетенциям
Одной из главных тем ульяновской конференции «Требования инвесторов - действия власти» стало обсуждение Стандартов инвестиционной деятельности, разработанных «Деловой Россией» совместно с регионами-лидерами в сфере инвестиций.
Как идет внедрение Стандарта и насколько инвестиционная деятельность поддается стандартизации? Об этом «ДО» побеседовало в кулуарах конференции с руководителем Отдела специальных проектов Департамента по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив ВЕРОЙ АДАЕВОЙ.
- Можно ли инвестиционную деятельность - непростую, творческую, индивидуальную - унифицировать, задав единый стандарт?
- Стандарт – это необходимый минимум, который должен быть в любом регионе. То есть, когда инвестор заходит в регион, он понимает, что этот обязательный минимум получит. Но принятие Стандарта не ограничивает регионы в дальнейшем развитии. Для некоторых регионов Стандарт становится не способом достижения некоего минимума (потому что этот минимум у них уже есть), а способом переосмысления действия всех институтов, для которых этот минимум существует.
Мы должны перейти от конкуренции по налоговым ставкам к конкуренции по компетенциям регионов. Это первое. Второе: Стандарт - это не ЧТО должно быть сделано, а КАК должно быть сделано. Корпорации развития есть в 63 субъектах Российской Федерации. Но результативных мы знаем не более десятка. И то, как они работают, должно стать образцом, примером. Это будет стимулировать передовые регионы двигаться, а у тех, которые отстают, появляется эффект догоняющего.
- Какие коррективы претерпел Стандарт после его апробации в регионах?
- В мае принята новая редакция Стандарта. Основные изменения коснулись внутренней структуры документа: Стандарт стал более структурированным с точки зрения клиентского, маркетингового подхода. Первый аспект - видение регионом своей инвестиционной политики, второй - что регион может дать инвесторам, третий - что регион гарантирует. В этой логике мы выстроили сам Стандарт. Это первое изменение.
Второе изменение коснулось инвестиционной стратегии. Абсолютно все экспертные группы, которые действуют в регионах, сказали, что ключевая проблема лежит не только в плоскости региона, но и в плоскости муниципалитетов. Нужны действия, направленные на синхронизацию деятельности муниципалитетов и региональных органов власти. То, что принято на уровне региона, должно быть принято и на муниципальном уровне - поскольку по Конституции местное самоуправление у нас независимо. Поэтому мы предусмотрели Положение об инвестиционной стратегии: инвестиционная стратегия региона включает также элементы развития муниципалитетов. Когда все действуют в одной общей логике, ориентированность на предпринимателя возрастает.
- Шестью пилотными регионами, на которых апробировались и оттачивались Стандарты, стали лидеры инвестиционной деятельности:Татарстан, Пермский край, Калужская, Ульяновская, Свердловская, Липецкая области. Что изменилось по прошествии года?
- Присоединиться к пулу «пилотов» захотели еще более 10 регионов. Пять из них мы смогли включить в работу. Сейчас по решению наблюдательного совета у нас 11 пилотных регионов, где проходит апробация Стандартов. В семи регионах подписаны дорожные карты: это шесть первых пилотных и Астрахань. Сейчас мы планируем подписание дорожных карт еще в нескольких субъектах.
Планы таковы: по шести регионам дорожные карты должны оканчиваться точкой 31 декабря 2012 года. Здесь должны быть внедрены все 15 пунктов стандарта. Что касается других регионов, то Стандарт должен быть внедрен в течение года с начала работы.
- Если количество желающих воспользоваться помощью Агентства стратегических инициатив будет разрастаться до бесконечности, вы готовы включиться в такую работу?
- Мы думаем о системе масштабирования. Агентство физически не сможет охватить все 83 субъекта. И это при том, что задача такая есть: она поставлена в послании Президента страны Федеральному Собранию и затем была озвучена на наблюдательном совете агентства.
Но нужно понимать, что внедрение «руками» - это не выход из ситуации, поэтому мы сейчас думаем об организационной модели внедрения стандарта. А за АСИ сохранится роль коммуникатора и структуры, которая отвечает за бизнес-составляющую, за оценку внедрения стандарта.
То есть, работу, которую мы проводим сейчас с экспертными группами, мы за собой с большой вероятностью оставим. А организационное техническое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов, скорее всего, - вполне логично - должно лечь в компетенцию какого-то федерального органа исполнительной власти.
- В формате внедрения Стандарта в регионах создаются не только экспертные группы, но и региональные офисы Агентства стратегических инициатив. В каких регионах планируется открытие представительств АСИ?
- Сейчас идет подготовка к открытию представительств Агентства в Республике Татарстан и Свердловской области. Следующим шагом станет открытие офиса в Ульяновской области.
- Региональный бизнес порой ревностно относится к инвесторам, приходящим из других регионов и стран. К работе в экспертных советах вы привлекаете только внешних инвесторов или мнение регионального бизнеса тоже важно?
- В работе экспертных групп работают и местные предприниматели, и те, кто пришел в регион как стратегический инвестор. Нужно понимать, что задача по внедрению стандарта - это не просто повышение инвестиционной привлекательности региона, но создание комфортных условий ведения бизнеса на конкретной территории. Обе эти цели друг с другом коррелируют. Потому что ровно в тот момент, когда заканчивается внедрение инвестиционного проекта – инвестор становится местным предпринимателем.
Беседовала Людмила Ильина
Справка «ДО»:
Агентство стратегических инициатив, созданное в 2011 году по инициативе Владимира Путина, занимается разработкой и внедрением «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Стандарт призван кардинальным образом улучшить инвестиционную привлекательность регионов и распространить в них наиболее успешные практики по построению отношений между инвесторами и местными властями.
Стандарт включает 15 обязательных пунктов:
- наличие инвестиционной стратегии
- принятие инвестиционной декларации
- утверждение плана строительства инфраструктуры
- принятие закона о защите инвесторов
- принятие регламента для оценки ОРВ
- наличие совета по улучшению инвестиционного климата
- наличие специализированной организации по привлечению инвестиций
- наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов
- наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами
- наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности чиновников
- создание коллегиального совещательного органа при РЭК
- наличие канала прямой связи инвесторов с руководством региона
- наличие двуязычного сайта об инвестиционной деятельности
- ежегодное послание главы региона о достижениях и инвестиционных планах
- наличие единого регламента сопровождения по принципу «единого окна».