Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Счетная палата расширяет контроль

С официальным визитом в Ульяновск прибыл председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Глава важнейшего российского органа финансового контроля рассказал о том, как меняется работа Счетной палаты с принятием нового закона и как это отразится на регионах.

С официальным визитом в Ульяновск прибыл председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Глава важнейшего российского органа финансового контроля рассказал о том, как меняется работа Счетной палаты с принятием нового закона и как это отразится на регионах.

«Система финансового контроля создана»

Впервые за 18 лет в России приняли новый закон «О Счетной палате». За принятие документа единогласно проголосовали все депутаты Госдумы и Совфеда РФ. Закон опубликован 10 апреля 2013 года и с этого дня вступил в силу.

- Сегодня мы фактически становимся главным органом по контролю за деятельностью правительства. Это совершенно другое измерение, другая квалификация сотрудников и другое отношение к работе. Потому что считать деньги мы научились - у нас хорошее казначейство, принято много антикоррупционных законов. Но вопрос - в эффективности экономической политики страны - она должна касаться всех нас. У нас теперь нет ни одной организации, которая не может быть подвергнута контролю Счетной палаты, - сказал 18 июня на межрегиональной конференции в Законодательном Собрании Ульяновской области Сергей Степашин.

Новый закон наделяет Счетную палату наряду с профильными министерствами расширенными полномочиями по участию в формировании социальных показателей при разработке госпрограмм, по взаимодействию с другими ведомствами на законодательном уровне и пр. С расширением полномочий увеличивается и число инструментов, которыми аудиторы ведомства могут пользоваться при проведении проверок.

- По закону мы обязаны проверять все госкорпорации, в том числе Банк России, - рассказал г-н Степашин. - Кроме того, если раньше мы могли проверять только госкомпании, в которые перечисляются бюджетные средства, то теперь мы можем проверять и те, в которые бюджетные средства не перечисляются. Мы можем проверять любые организации без ограничения форм собственности - такого нет ни в одной Счетной палате в Европе. Впервые  за последние много лет в нашей стране мы сформировали единую систему финансового контроля. Система финансового контроля в России создана, теперь важно ее реализовать.

Проверки - вплоть до проектов

Межбюджетные отношения российских регионов также не уйдут от финансового контроля. Значительные средства, направленные субъектам РФ, расходуются неэффективно. Так, по состоянию на 1 июня 2013 года остатки неиспользованных трансферов на счетах регионов составили 336 млрд. рублей. По словам главы Счетной палаты РФ, теперь ведомство и его региональные подразделения будут анализировать не только расходование бюджетных средств «по факту», но и проекты всех государственных программ и бюджетных инвестиционных проектов. Оцениваться будут их эффективность и целесообразность.

- Это огромная аналитическая работа. В силу того, что многие полномочия по реализации указов президента мая прошлого года возложены на регионы, нам предстоит провести анализ межбюджетных отношений всех субъектов РФ, - добавил Сергей Степашин.

В Ульяновской области, продвигающей бренд «Авиационная столица России», стратегический аудит коснется, в числе прочего, авиакластера. Председатель Счетной палаты РФ назвал его практически основным регулятором развития региона:

- Понятно, что Ульяновск как родина Ленина пользовался в Советском Союзе огромной поддержкой. Правительством выделялись серьезные средства на развитие промышленности. Сегодня это регион, который входит в десятку лучших по инвестиционной привлекательности. По мне, так надо возвращать то, чем всегда гордилась Ульяновская область в советское время. Она должна быть центром отечественного авиастроения.

По словам аудитора Счетной палаты РФ Сергея Рябухина, финансовые нарушения в авиационной сфере в стране есть:

- Мы провели проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти общегосударственных программных документов, в части обеспечения развития авиационной техники в интересах региональных и местных авиаперевозок.
Поставленные Президентом Российской Федерации задачи развития авиастроительной отрасли, расширения парка самолетов отечественного производства, региональных и местных авиаперевозок и аэродромной и аэропортовой инфраструктуры к настоящему времени решены не в полном объеме. Одна из причин такой ситуации - задержка на несколько лет программы создания Sukhoi Superjet. В итоге российские авиационные проекты становятся не конкурентоспособными.

Эльмира Мухаметшина

фото автора

10845

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: