Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Успех - это микс из труда и везения»

Гость номера Александр Щербина, генеральный директор ITECH.group.

 

Александр Александрович Щербина родился в 1981 году в Ульяновске.
С красным дипломом окончил УлГТУ (ФИСТ). Учился в аспирантуре, преподавал теорию экономики. В 2001 году создал и возглавил компанию «Интернет-технологии», ныне ITECH.group. Женат, воспитывает сына.

- Александр, 15 лет назад, создавая одну из первых в регионе интернет-компаний, предполагали ли вы, что бизнес во Всемирной паутине получит такое распространение?

- Тогда мне было все равно, перспективно ли то, что я делаю. У меня было внутреннее ощущение, что это здорово, интересно, что мне это нужно. Есть какие-то вещи, например, связанные с недвижимостью, к которым я подхожу исключительно прагматично. Но то, чем я занимаюсь, - это не только прагматика, для меня очень важна и эмоциональная отдача.

Мне нравилось общение с людьми, меня привлекал интеллектуальный труд, а все остальное развивалось эволюционно. Сначала мы начали разрабатывать сайты, потом - их сопровождать и продвигать, постоянно расширяя состав этих услуг. В 2006 году все подразделения и направления компании объединились под единым брендом ITECH.group. Следующим шагом стала реализация собственных проектов, а буквально несколько лет назад к уже существующим направлениям добавились мобильная разработка и разработка игр. В целом все развивалось достаточно последовательно и органично.

Шествие «Бессмертного полка», май 2015

- А как вы вышли на важный этап - появление в портфеле иногородних клиентов?

- А это было случайностью. Вообще все хорошее, что происходит с человеком, - это такой микс труда и счастливой случайности, как некоего вознаграждения за твою усердную работу. То есть если ты старательно трудишься, то с тобой обязательно случится нечто хорошее - вроде бы случайно. Вот и здесь произошло то же самое. Мы много работали, старались, а однажды попали на семинар в студию Артемия Лебедева, которая тогда была иконой для всех дизайнеров и разработчиков. После семинара мы познакомились с коммерческим отделом студии Лебедева, показали свои работы, нам сказали: «Вы молодцы», и буквально через три дня предложили сделать проект, который не подходил им по бюджету. Так у нас появился первый клиент за пределами региона, мы разработали сайт для ребят из Австрии, открывших в Подмосковье производство топленого масла. Потом они порекомендовали нас своим знакомым, те - другим знакомым, долгое время мы получали заявки в основном благодаря «сарафанному радио».

Конечно, сейчас все уже по-другому, мы серьезно занимаемся поиском новых заказов, тендерами. Сегодня в портфеле ITECH.group доля клиентов не из Ульяновска – порядка 90%. Среди них и торговые, и производственные компании, и представители сферы услуг. В последнее время у нас все больше проектов для крупных клиентов, связанных с медициной. Но, конечно, есть интересные проекты и в других отраслях, к примеру, мы работаем с одним из ведущих производителей и поставщиков мяса на российском рынке -
Агропромышленным холдингом «Мираторг».

Велопробег Ницца-Генуя, ноябрь 2015

- А для офлайн-общения находите время?

- За последние годы для меня сильно возросла ценность времени, прежде чем назначить какое-то дело или встречу, приходится очень четко расставлять приоритеты.

Тем не менее, с друзьями стараюсь общаться чаще. Уже лет пять подряд мы регулярно отправляемся в велопробеги. Собираемся несколько человек-
единомышленников и неделю колесим на велосипедах. Чаще - по Италии, но ездили и по Франции, и по Крыму, классное время! Телефон часто не ловит, едешь, останавливаешься, общаешься.

Я стал больше времени проводить дома с родными, хотя с братом Андреем мы чаще встречаемся в самолетах или поездах, его график намного более напряженный, чем у меня. Очень ценю моменты, проведенные со своей семьей. Мы с Катей знакомы 20 лет,
13 лет женаты. В какой-то момент начинаешь жить как одно целое, происходит диффузия характеров и интересов. Катя - вдумчивая, серьезная, сделала меня чуть более спокойным, внесла больше планирования в мою жизнь. Раньше для меня, например, дикостью было заранее покупать билеты на отдых. Собрались - поехали. Сейчас могу купить билеты за год. Когда долго живешь с человеком и относишься к вашему союзу как к ценности, которая становится дороже с каждым годом, ты готов идти на уступки, в этом и есть залог хороших отношений.

Первая поездка Матвея в Лондон, январь 2016

- В ульяновском офисе вас сложно застать, постоянно в разъездах. Так понимаю, за рубежом вы не только отдыхаете?

- Конечно, это и конференции, и работа, и обучение. Недавно мы всей семьей учились в Лондоне: Матвей занимался с английской няней, а мы с Катей - в языковой школе. Плюс у меня там было несколько встреч по поводу партнерства, это хорошее место для реализации новых интересных проектов. А в апреле планирую поехать в Сан-Франциско, на конференцию, которую организует Facebook. Что касается российского направления, то тут все происходит в Москве, где у нас также есть офис.

- Вы и сами частенько выступаете в качестве спикера на общероссийских конференциях, посвященных развитию интернет-технологий. О чем рассказываете?

- Раньше я чаще рассказывал про рекламные технологии, например, про лидогенерацию, мы тогда как раз запускали свой сервис. А последние годы больше делюсь вещами, связанными с управлением. Штат нашей компании больше 160 человек, и уже накопился, как мне кажется, немалый опыт, которым и стараюсь поделиться.

- За 15 лет ваша компания реализовала более тысячи проектов. Расскажите о каком-то из ряда вон выходящем!

- О прошлых заслугах говорить не буду, а вот из свежего отмечу разработку личного кабинета для клиентов крупной медицинской сети «Семейный доктор».

По объективным причинам мне нечасто приходится пользоваться разработанными нами продуктами и технологиями, но здесь я попробовал их на себе. И по моему мнению, это один из самых современных личных кабинетов пациента в стране. Нам удалось объединить в одном удобном интерфейсе все данные и назначения пациента, возможность получения консультации у лечащего врача, записи на прием, получения результатов анализов и их понятной интерпретации в виде интерактивных графиков. Кроме того, в личном кабинете есть сервис, который позволяет контролировать график приема назначенных лекарств, сервис онлайн-оплаты услуг и еще много полезных функций.

- В этом году вашей компании исполняется 15 лет. С какими главными итогами ITECH.group встречает юбилей?

- Главный итог - это то, что мы встречаем 15-летие в статусе сформировавшейся, известной, опытной компании с хорошим бэкграундом и портфолио.

Когда-то я сам для себя сформулировал несколько серьезных вызовов. И все эти вещи мне удалось реализовать: получить инвестиции от венчурного фонда для своего проекта, вывести на рынок собственный продукт. А также выйти на западный рынок: мы создали игровую компанию, работа которой ориентирована на иностранного потребителя. Одну из игр этой компании установили более семи миллионов человек в 43 странах мира.

- А чем запомнился 2015 год?

- Год был очень насыщенным в плане переговоров, поездок, новых проектов, сделок. Мы завоевали новые награды – два первых места на российском конкурсе «Золотой сайт - 2015» за проекты для сети клиник «Семейный доктор» и сети школ изучения иностранных языков ALIBRA SCHOOL. Улучшили позиции в отраслевых рейтингах: заняли 8-е место в рейтинге Tagline Top-100 ведущих digital production России, 23-е - в «Золотой Cотне российского Digital» по версии Ruward, 24-е - в Top-100 Единого Рейтинга mobile-разработчиков Ruward и др. Впервые приняли участие в международном конкурсе сайтов и достаточно успешно.

Но главное - за последнее время удалось привлечь много новых клиентов, известных компаний. Мы понимаем, что 2016-й будет непростым, но с такими результатами, опытом и знаниями его начинать гораздо легче.

- Недавно компания ITECH.group стала победителем регионального конкурса «Бренд года. Ульяновск» в номинации «IT-компания года». Насколько вам интересен ульяновский рынок?

- Я очень люблю свой город, и это знают все мои партнеры и клиенты. Мы никогда не скрывали наше происхождение, не пытались замаскироваться под московскую компанию. Я живу в Ульяновске и не хочу отсюда уезжать, поэтому стараюсь сделать все, чтобы и здесь ITECH был среди лидеров. Сегодня наши клиенты – многие известные компании Ульяновска, такие как «Авторай», «Глобус», большинство крупнейших застройщиков и другие.

Кроме коммерческих проектов мы реализуем и социальные. Считаю, что если есть возможность, то нужно делиться, на этом стоит мир. Ульяновск - моя родина, естественно, я стараюсь помогать городу. В этом и моральное удовлетворение, и социальная составляющая, которая должна присутствовать в каждом бизнесе. Причем финансовая поддержка - это только одна сторона, я считаю, что нужно помогать еще и делами, и это тоже очень важно. Поэтому мы участвуем в разных социальных и благотворительных проектах, а также делимся своими знаниями, развиваем местный IT-рынок.

Совсем недавно мы участвовали в реализации проекта для инвалидов-колясочников, которые испытывают большие сложности с адаптацией в обществе, с социализацией, с трудоустройством. Мы помогли организовать для них двухдневный семинар. Первый из дней был полностью посвящен темам разработки сайтов и интернет-маркетинга. Наши сотрудники рассказали участникам семинара, каким технологиям и навыкам в нашей сфере можно быстро обучиться, где для этого взять информацию, и какие есть возможности для удаленной работы.

- Вы победили в конкурсе, организованном Общественной палатой регио-
на, стали лучшим благотворителем года Ульяновской области. А лично вам кому приятнее помогать?

- Благотворительность – это такая тема, где вообще сложно говорить о приоритетах. Проекты для себя я скорее делю на те, в которых важно не только участвовать, но и активно рассказывать о них, чтобы привлечь максимальное количество людей, готовых помочь. И те, где нужно просто здесь и сейчас оказать помощь, такие вещи незачем афишировать.

- Вы известный гурман. А как вам новость о том, что в Ульяновске теперь можно попробовать блюда молекулярной кухни?

- О, я это не очень люблю! Раза три ел сложносочиненную пену в мишленовских ресторанах и понял, что это не для меня. Я считаю, молекулярная кухня - это некий перфоманс, эксперимент. Если ты к этому готов, то воспринимаешь нормально. Но мне ближе старый добрый стейк или обычный зеленый салат, в еде я консерватор.

Очень люблю итальянскую кухню, привожу из-за границы продукты, часто сам готовлю пасту. И сына приучил, он у меня теперь тоже фанат итальянских блюд.

Матвею исполнилось шесть лет, он такой же жизнелюб, как и я, бегает, плавает, поет и танцует, но еще больше, конечно, говорит (смеется).

Отдых с семьей, Ливадия, Крым, 2015

- Этот год юбилейный не только для вашей компании, но и для вас, Александр. Как будете отмечать? Будете ли подводить итоги?

- Сначала хотел отмечать 35 лет масштабно, но сейчас приоритеты поменялись. Думаю собрать друзей и уехать в загородный дом. Итогов подводить не буду - не испытываю в этом потребности.

- А если можно было предъявить мирозданию wish-лист, что вошло бы в список ваших глобальных желаний?

- Активнее выйти со своими продуктами на западный рынок и конкурировать уже не только с российскими, но и с иностранными компаниями. И, конечно, хотел бы еще больше детей.

 

Татьяна Задорожняя

Фото: А. Лиясов, А. Яковлев, из личного архива А. Щербины

 

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: