Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Недетские заботы ульяновского бизнеса

Сегмент детских товаров и услуг мало чем отличается от общего потребительского рынка.

http://technext.github.io/

 

Недетские заботы ульяновского бизнеса

Сегмент детских товаров и услуг мало чем отличается от общего потребительского рынка. Он также заметно пострадал от кризиса, а его участники также отчаянно ищут пути выживания в непростых условиях.

Больше детей - больше конкурентов

Считается, что основным драйвером рынка является положительная динамика рождаемости в регионе. Отчасти это так. Ульяновская область сегодня входит в двадцатку лучших регионов России по динамике рождаемости, которая растет уже на протяжении девяти лет. Однако увеличение количества игроков рынка происходит куда быстрее.

Количество малых предприятий, которые специализируются на детских товарах и услугах в регионе, не поддается статистике, ульяновские родители констатируют: предложений более чем достаточно. В том числе от местных производителей. Среди давних игроков «детского» рынка - компании, специализирующиеся на пошиве одежды для девчонок и мальчишек, - «Русь», Барышская швейная фабрика, «Алена», производитель плюшевых игрушек - «Мишутка».

На Первом форуме региональных производителей, который прошел в Ульяновске в октябре, можно было ознакомиться со свежими предложениями от компаний, выпускающих товары для детей - одежду, игрушки, мебель. Показательный факт: среди трех победителей конкурса «Новый продукт Ульяновской области» два - производители товаров категории «до 16-ти» (бескаркасные детские автокресла Berry и детская трикотажная одежда «Колобок»).

В сегменте торговли детскими товарами царит жесткая конкуренция, здесь представлены и известные сетевые ритейлеры.

- «Детский мир» уверенно укрепляет свои позиции в Ульяновске - продажи в магазинах сети постоянно растут, - рассказал «ДО» пресс-секретарь холдинга Валерий Прокопьев. - Как результат, в этом году мы планируем расширить наше присутствие в городе, открыв третий магазин сети перед Новым годом. Жители Ульяновска стали более требовательны к качеству детских товаров, поэтому, по нашим прогнозам, нецивилизованные формы торговли будут уходить в прошлое.

Открытие многочисленных торгово-развлекательных центров в Ульяновске также повлияло на развитие рынка детских товаров и услуг: в каждом ТРК есть несколько специализированных отделов для юных потребителей. И не для всех предпринимателей это стало благом.

- «Том и Джерри» - один из старейших брендов на ульяновском рынке детской одежды. Когда-то мы чувствовали себя на рынке более чем уверенно. Но все изменилось с открытием ТРК «Аквамолл», - признается предпринимательница Инна Кодина. - Для моего бизнеса эта площадка не подходит - высокая аренда и неприемлемые условия по части монобренда. Я же торгую продукцией различных брендов из России, Турции, Польши.

Сегодня в Ульяновске активно осваивают «детское» направление и компании, изначально рассчитанные на взрослых. Например, туроператоры.

- Практически три четверти наших клиентов - это туристы с детьми, - рассказала «ДО» директор ООО «Академ-тур» Ирина Абеленцева. - Чаще всего они выбирают, конечно, пляжный отдых - вывезти ребенка к морю, оздоровить его. Здесь главные направления сейчас - российский юг, а также Абхазия, Греция, Испания, Турция, Египет. За последний год ульяновские туристы с детьми стали больше приобретать путевки и на экскурсионные туры по России: Петербург, Москва, Карелия, Золотое кольцо, круизы по Волге. В 2015 году много было автобусных туров, как на отдых, так и на экскурсии.

У «Крошки» нет кризиса?

Недавно в торговом центре «Ассорти» закрылись два бутика с детскими товарами. Стоит полупустой заволжский комплекс, специализировавшийся на продаже детской одежды, свернул торговлю центральный магазин «Том и Джерри», примеров можно приводить много. Причина одна: предприниматели не выдержали испытание кризисом. Вместе с тем, как и во «взрослом» бизнесе, в «детском» сегменте есть немало примеров позитивного развития. И у каждого - свои рецепты выживания.

- Увеличиваем ассортимент, развиваем собственное производство, разрабатываем новые модели, например, в линейке товаров для новорожденных, - рассказывает глава фирмы «Крошка РУ» Рамиль Зайнетдинов.

Индивидуальный предприниматель Галина Любавина из Заволжского района занимается продажей детской одежды уже десять лет. В то время как ее конкуренты съезжают из соседних бутиков торгового центра, Любавина развивает свой бизнес. Из успеха секрета не делает: максимум ассортимента - как фабричного, так и кустарного производства (без товара от столичных оптовых рынков не обойтись!) на любой вкус и кошелек, хороший сервис, добрые отношения с потребителем, благодаря которым сложился круг постоянных покупателей.

Г-жа Любавина утверждает, что ее покупатели делятся на две условные категории: тех, кто практически не смотрит на цены, для них важно, чтобы вещь подошла («Кризис? Нет, не слышали!»), и тех, кто ищет товар подешевле и возмущается, глядя на ценники: «Детская маечка за 260 рублей?! Да вы с ума сошли!». Последних, как не трудно догадаться, в Ульяновске куда больше.

Между тем, детские вещи традиционно стоят не меньше взрослых. А рост валюты и прочие кризисные явления заставили повысить цены на свою продукцию даже отечественных производителей. Тренд нового времени - российские фабрики начали демонстрировать хорошее качество продукции, как утверждают ульяновские предприниматели, турецкий и китайский ширпотреб им в подметки не годится.

- Покупательский спрос, безусловно, изменился: люди стали переключаться на товары с более низкой ценой. Поэтому мы вводим изменения в ассортимент «Детского мира», увеличивая долю более доступных товаров, в том числе выпущенных под нашими собственными торговыми марками, - рассказывает Валерий Прокопьев.

Как утверждают аналитики Synovate Comcon, на детских товарах россияне экономят в последнюю очередь. А результаты исследования потребительского спроса, проведенного аналитической службой ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», показали, что в течение трех летних месяцев 2015 года детские товары входили в ТОП-3 самых востребованных товарных категорий.

Как обычно в лидерах продаж - одежда для детей и товары для новорожденных, большим спросом пользуются игрушки для раннего развития ребенка. В то же время падают продажи «устаревающих» игрушек, например, плюшевых.

- Детей любят в любое время, вне зависимости от кризиса, так что у нас дела идут неплохо, - утверждает директор детского центра развития и фитнеса «ТИП-ТОП» Анастасия Миллер. - Развиваемся за счет новых направлений, интересных методик, а также за счет новых клиентов. Когда мы открывались, то рассчитывали на жителей центра Ульяновска и северной части города, но оказалось, что порядка 80% наших клиентов - из других микрорайонов. Заметили, что если раньше ульяновские родители все больше делали упор на интеллектуальное развитие ребенка, то сейчас стали понимать, что без физической подготовки полноценную личность не воспитаешь. В результате, предложений по тому же детскому фитнесу в Ульяновске стало больше.

Интернет для мамы

Не только кризис стал причиной закрытия стационарных торговых точек в Ульяновске, в том числе в детском сегменте. Интернет-торговля - вот настоящий бич для ульяновских предпринимателей, специализирующихся на продаже детских вещей: многие ульяновцы сегодня полностью одевают и обувают своих чад в Сети. А в магазины заходят лишь для того, чтобы примерить нужную вещицу. Платьице, брючки понравились? Цвет, фасон устроил? Можно заказывать, скажем, на сайте фабрики-производителя, существенно сэкономив.

Но пока одни предприниматели подсчитывают убытки от «экспансии» электронной торговли, другие - пользуются преимуществами Всемирной паутины для развития своего бизнеса. Например, предлагают покупателям товары и offline, и online, открывая наряду со стационарными точками еще и интернет-магазин.

- Интернет-торговля и реализация многоканальной стратегии остается одним из основных направлений стратегического развития компании. Выручка сегмента интернет-торговли за девять месяцев 2015 года по России выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 496 млн рублей, - рассказывает генеральный директор Группы компаний «Детский мир» Владимир Чирахов.

В Ульяновске становится все больше предпринимателей, сделавших ставку исключительно на e-commerce. Так, создатели виртуальной монобрендовой площадки detkimoda73 торгуют в Сети одеждой премиум-класса Choupette, конкурируя одновременно и с одноименным бутиком в ЦУМе, и с порталом компании-производителя. Дела идут: услуги ульяновского интернет-магазина востребованы не только у жителей районов области, где не представлены дорогие детские вещи, но и в богатых регионах страны - Ханты-Мансийске, Краснодарском крае. Благо, сегодня система доставки отлажена.

Ульяновский предприниматель Рамис Кабелов, производящий кровати-машинки, пытался было наладить стационарную торговлю, но быстро понял, что это - дополнительные издержки, а значит, конкурентные цены на продукцию (в среднем 5 тыс. рублей) не удержать. В результате производитель размещает информацию о своем товаре на «мамских» форумах, ведет группу «ВКонтакте».

Новый год ждут не только дети

… но и «детский» бизнес: всплеск спроса на этом рынке традиционно ожидается в ноябре - декабре, когда миллионы россиян устремятся в торговые центры, магазины, на рынки - за подарками для ребятни, за праздничными рубашками и платьями.

А «хлебный» месяц для сегмента детской одежды и обуви, канцтоваров, как водится, август: кризис кризисом, а ребенка в школу собирать нужно. Оживление рынка бывает и при смене погоды. Вчера было тепло, а сегодня резко похолодало? Значит, будет наплыв родителей, спохватившихся: у отпрыска нет теплого свитера или варежек. «Неожиданно» наступившая летняя жара тоже гарантирует приток покупателей в детские отделы.

Нынешнее затишье в межсезонье, усугубленное кризисом, заставляет игроков ульяновского рынка всерьез задуматься о методах выживания своего бизнеса. Среди проверенных рецептов - снижение внутренних издержек, добавление развлекательной составляющей для покупателей. А вот распродажи уже не приносят заметных результатов.

Судя по всему, бурного увеличения продаж детских товаров и услуг в 2016 году не ожидается. Аналитики Synovate Comcon осторожно говорят о 3% роста, и это в лучшем случае. И пусть эксперты утверждают, что этот рынок наряду с продуктовым ритейлом довольно устойчив к экономическим потрясениям, сегодня, в условиях снижения покупательской активности, как никогда необходимо предлагать качественный товар по адекватным ценам, всячески бороться за потребителя.

Татьяна Задорожняя

Фото: pixabay.com

 

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: