Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Торговый центр vs интернет-магазин

В нелегкое пандемийное время с ограничениями и финансовыми проблемами ульяновский бизнес столкнулся во всех сферах деятельности. Исключением не стала торговля.

Фото: Константин Салмин

Евгений Вдовин

заместитель начальника Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска

Пережили локдаун

Розничная торговля – важное звено на товарном рынке, предназначенном для обслуживания населения. Сегодня в Ульяновске сформировалась достаточная рыночная инфраструктура, позволяющая обеспечить насыщение потребительского рынка города продовольственными и промышленными товарами в широком ассортименте для всех слоев населения.

Несмотря на значительный экономический спад, связанный с коронавирусным кризисом, сфере торговли удалось сохранить и даже приумножить показатели в 2020 году.

В отличие от общепита, который во время локдауна работал только на вынос и доставку, торговля не так подверглась воздействию ограничительных мер. Продовольственные магазины не закрывались, а непродовольственные хоть и не работали, но пострадали не сильно, ведь многие из них ушли в электронную торговлю.

По прогнозам, к концу 2021 года общая выручка от продажи товаров в Ульяновске достигнет показателя 80 млрд рублей

Одной из главных проблем предпринимателей на сегодняшний день стало соблюдение санитарно-эпидемиологических мер, прописанных в требованиях Роспотребнадзора и в Указе губернатора Ульяновской области №19.

В связи с этим предприниматели вынуждены нести дополнительные затраты: каждый субъект торговли должен обеспечить определенный набор требований: наличие санитайзеров, рециркуляторов воздуха, ковриков и т.д. В каждом магазине должен быть сотрудник, который должен контролировать ношение масок и перчаток. Кроме этого, на складах каждой торговой точки должен быть запас «антиковидного» набора.

Торговля уходит в онлайн

Не было бы счастья, да несчастье помогло: новые реалии помогли ульяновской торговле активнее уходить в интернет. Именно с появлением коронавирусных ограничений популярность интернетмагазинов существенно возросла.

Несмотря на это, уверен, привычные продажи в формате офлайн никуда не денутся, хотя многие позиции с прилавков все же могут совсем уйти во Всемирную паутину. Интернет-магазины будут и дальше развиваться, мы видим, что сейчас идет их увеличение в геометрической прогрессии. Главное преимущество онлайн-торговли – цены, которые ниже, чем в традиционных магазинах. Это связано с тем, что предприниматель несет значительно меньше трансакционных издержек, не тратит средства на аренду, коммунальные платежи, зарплату и другие цели. Кроме этого, что немаловажно, покупая товары на маркетплейсе, ульяновцы экономят много времени.

Во время пандемии подсуетились и доставщики продуктов. Теперь можно, не выходя из дома, заказать еду из любого магазина, будь то «Ашан», «Гулливер», «Лента» или METRO. Торговые сети завоевывают новых покупателей и тем, что предоставляют бонусы, кешбэки.


Отмечу, что в отличие от того же Китая, цифровизация в России только наращивает обороты. А ведь именно во многом благодаря интернет-торговле экономика КНР вышла в мировые лидеры. Достаточно привести лишь один пример – AliExpress, который пользуется огромным успехом во многих странах.

Новый формат торгового центра

Несмотря на активное развитие интернет-магазинов, привычные для ульяновцев форматы торговых центров продолжают свою работу в штатном режиме, при этом стараясь переформатироваться под запросы покупателей.

В качестве примера приведу ТРЦ «Версаль», который в свое время был одним из самых популярных мест для посещения ульяновцами, но вот открылся «Аквамолл» – и все перешли туда. Но недавно «Версаль» стал менять формат, отказываясь от обычной бутиковой торговли, открыл фитнес-центр, киберспортивный центр, проводит танцевальные баттлы для молодежи и т.д. После этого его торговые площади вновь стали привлекательными.


Сегодня самыми успешными являются те торговые центры, которые предоставляют наиболее широкий спектр услуг. Там, где присутствуют различные развлечения, детские игровые комплексы, общепит и т.д. Именно так работают популярные торгово-развлекательные центры, такие как: «Аквамолл», «Пушкаревское кольцо», «Самолет».


Что касается стоимости аренды, то она очень разнится – от 300 до 3000 рублей за квадратный метр. Арендная плата зависит не только от этажа, площади, удаленности от входа, но и от конкретной ситуации, и обсуждается индивидуально между арендодателем и арендатором.

Развивая торговый бизнес, ульяновские предприниматели в наши дни стараются перенимать опыт мегаполисов, других регионов, внести какие-то свои интересные «фишки». Ведь если представители сферы торговли не пойдут в ногу со временем, то их деятельность не будет приносить доход, и магазин просто-напросто закроется.

Киоск по конкурсу

Каждый год в Ульяновске устанавливают сезонные нестационарные объекты. Для этого городская администрация проводит конкурс и разыгрывает места, на которых можно торговать: бахчевыми, соками, квасом, мороженым, елками. С каждым годом данные точки все меньше берут в аренду. Снижение спроса связываем с тем, что крупные торговые сети все чаще устраивают акции на продажу того или иного товара, чего не могут себе позволить мелкие предприниматели, торгующие на улице.

А вот сельскохозяйственные ярмарки в Ульяновске (в других городах их, как правило, нет) пользуются огромной популярностью. Администрация города предоставляет бесплатные места для сельских товаропроизводителей, которые весной и осенью предлагают ульяновцам свежие товары без наценок и накруток. Не забывают ульяновские власти и про садоводов, для них предоставляют специально отведенные бесплатные места для продажи продукции, выращенной на собственных дачах и огородах.

Справка «ДО»

Потребительский комплекс города Ульяновска включает в себя: 7 086 предприятий розничной торговли. На территории города работают: 8 гипермаркетов, 347 супермаркетов, 678 специализированных продовольственных магазинов, 2074 специализированных непродовольственных магазина, 1222 минимаркета, 21 универмаг, 2736 прочих магазинов, 649 павильонов, 887 палаток/ киосков, 210 аптек и аптечных магазинов, 76 аптечных киосков и пунктов.

В 2020 году в областном центре было открыто 53 новых объекта торговли, среди которых ТЦ «Плаза», магазин «Победа», 42 магазина «шаговой доступности». В 2021 году на территории Ульяновска заработало 34 новых торговых объекта.

На сегодняшний день обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 человек населения выросла до 7770,2 кв. м, что на 36,6% превышает суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: