Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Каждый час Ульяновская область сокращается на два человека

О демографических тенденциях и их влиянии на градостроительные решения в Ульяновске и регионе рассказывает Анатолий Лапин, демограф, профессор УлГУ, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления.

Фото: freepik.com

Драматическое падение численности

Статистика численности населения Ульяновской области ведется с 1950 года, на тот момент в регионе проживал 1 100 000 человек. Устойчивый рост начался примерно с 1959-1960 годов и продолжался вплоть до 1995 года, когда в Ульяновской области был зафиксирован исторический максимум – 1 473 000 жителей. По данным на 1 апреля 2021 года, в регионе проживает 1 215 000 человек. За неполные 27 лет непрерывного падения численность области сократилась на 260 000 человек, примерно на 18% от максимума. Безусловно, это драматически много.

За счет чего сокращается численность населения? Есть мнение, что по причине миграционного оттока. На самом деле 3/4 потерь за этот период объясняется превышением смертности над рождаемостью или, говоря языком терминов, естественной убылью населения, которая у нас фиксируется с 1992 года.

На 1 апреля 2021 года в Ульяновской области количество умерших в 2,2 раза больше, чем число родившихся. В 2020 году Ульяновская область сократилась на 11,5 тысяч человек, где 10 тысяч за счет естественной убыли. За первый квартал текущего года сокращение региона составило 3,5 тысячи человек, где 3 тысячи за счет естественной убыли, около 500 за счет миграционной. Каждый год регион сокращается на 10 000 человек, каждый месяц от 700 до 1500, ежедневно на 30 человек.

За час Ульяновская область в сальдированном выражении (разница между умершими и родившимися плюс разница между уехавшими и приехавшими) в среднем сокращается на 1-2 человека

Официальный прогноз Росстата до 2035 года выполнен в трех вариантах: оптимистичный, инерционный и пессимистичный. Но даже самый оптимистичный сценарий не предполагает роста численности населения, учитывая динамику последних тридцати лет: к 2030 году регион сократится на 100 тысяч человек, Ульяновск – на 30-40 тысяч человек.

Тройка депрессивных районов области

В районах области ситуация еще более сложная. В тройке самых депрессивных районов – Базарно-Сызганский, Сурский и Карсунский. Например, в 1959 году численность Сурского района была порядка 51 тысячи человек, на сегодня – 16 тысяч. И это количество интенсивно сокращается. В целом 3/4 районов с 1959 года интенсивно сокращаются за счет естественной убыли населения, а начиная с 1990 годов к ней добавилась и миграционная убыль.

Тенденция, которая сформировалась с послевоенного периода, – сокращение численности сельских районов и концентрация населения в городах также претерпевает изменения. Если раньше сельское население мигрировало в Ульяновск, Димитровград и малые города – Инзу, Барыш, то сейчас только в Ульяновск. Потому что и Димитровград стремительно сокращается: максимум был зафиксирован в 1998 году, это 135 тысяч человек, на сегодня там проживает 113 тысяч человек.

По данным Всесоюзной переписи 1959 года, в регионе было 1900 сельских населенных пунктов. По переписи 2010 года их только 970. Что покажет перепись октября 2021 года, неизвестно. По моим подсчетам, из 970 населенных пунктов 50 вообще не имеют населения и остались только на карте, еще 100 имеют население менее 10 человек. Рано или поздно количество районов сократится, мы должны будем начать административно-территориальную реформу по сокращению количества сельских районов или их укрупнения.

Рождаемость на уровне ВОВ

Ключевое понятие в оценке этого демографического показателя – суммарный коэффициент рождаемости (СКР): среднее количество детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период (от 16 до 49 лет). Чтобы численность поколений не падала, каждая женщина должна рожать двух детей – за себя и за партнера. Для нашего региона СКР, при котором численность не будет падать, составляет 2,12: 212 детей на 100 женщин.

Чтобы численность поколений не падала, каждая женщина должна рожать двух детей – за себя и за партнера. Для нашего региона суммарный коэффициент рождаемости, при котором численность не будет падать, составляет 2,12

Почему не 200? Это связано с асимметрией рождаемости. Во всем мире мальчиков рождается на 5-6% больше, чем девочек, но к возрасту создания семьи не все они доживают. На сегодня в регионе СКР составляет 1,3. Это означает, что каждые 25-30 лет при такой рождаемости поколение детей будет на треть меньше, чем поколение родителей.

Последнее десятилетие много говорилось о многодетных семьях. Сегодня доля семей, в которых детей 3 и более, составляет 8-10%. Да, десять лет назад таких семей было гораздо меньше. Но для того, чтобы население хотя бы не сокращалось, нужно не 8-10%, а все 50%.

Низкая рождаемость – главная демографическая проблема. Невозможно представить, что должно произойти, чтобы в регионе произошел ее всплеск. Двадцать лет назад падение уровня рождаемости связывали с падением уровня жизни: с 1990 по 1998 ВВП региона упал в два раза. Все думали, что после выхода экономики из кризиса ситуация будет улучшаться и демографические показатели восстановятся, но гипотеза не реализовалась.

На какой бы фазе – роста или спада – ни находилась региональная экономика, а мы уже прожили четыре кризиса: в 90-е годы, 2008-2009 гг., 2015 г., 2020 г., за которыми следовали восстановительные периоды роста, – численность жителей региона устойчиво сокращалась, не реагируя на экономические показатели так, как нам бы хотелось.

В 2020 году в регионе родилось 10 300 человек – меньше, чем во время Великой Отечественной войны. Это исторический минимум, но еще не предел. За 4 месяца 2021 года рождаемость просела на 4% или минус 200 человек. По итогам 2021-го мы ожидаем, что показатель пробьет отметку в 10 000. По прогнозам Росстата, к 2030 году рождаемость окажется на уровне 7500-8500 человек по всей области.

Крах семьи

Сейчас в браке рождается 80% детей региона. Если количество браков сокращается, то с высокой долей вероятности будет падать и рождаемость.

Брачность находится сейчас на историческом минимуме. Семья как социальный институт, как основной генератор населения терпит крах. Если за 4 месяца 2020 года по причине локдауна количество разводов упало на 12%, то за 4 месяца этого года оно выросло на 30%, существенно перекрыв падение 2020 года.

Семья как социальный институт, как основной генератор населения терпит крах. Если за 4 месяца 2020 года по причине локдауна количество разводов упало на 12%, то за 4 месяца этого года оно выросло на 30%

По моей инициативе мы вместе с областным ЗАГСом проанализировали более 700 анкет и впервые за тридцать лет постарались составить портрет разводящихся пар. Оказалось, что сегодня наличие жилья не лимитирует разводы. Средний жилищный статус разводящихся пар – собственная двухкомнатная квартира.

Молодежь уезжает в Москву

В регионе до 2001 года был миграционный прирост населения, вызванный возвратом на территорию России русскоязычного населения после распада Союза. Сложно представить, но в 1993 году положительное сальдо миграции (разница между уехавшими и приехавшими) составило 20 000 человек. К 2000 году оно было уже небольшим – порядка 1000 человек.

Начиная с 2001 года к естественной убыли добавилась и миграционная убыль населения. По статистике, 70% жителей региона мигрируют в Москву, МО, Санкт-Петербург. Уезжают люди трудоспособного возраста, молодежь, которая вступает в брак и рожает детей в других регионах, с которыми по условиям жизни, уровню заработной платы наша область тягаться не может.

По данным Росстата 2019 года, мы находимся на 70 месте по среднедушевым денежным доходам и на 66 месте по уровню средней заработной платы. В этом отношении низкий уровень жизни, денежных доходов, заработной платы – важнейший фактор миграционной непривлекательности региона.

Самый старый регион ПФО

В регионе интенсивно меняется возрастная структура населения. Если в 1989 году доля людей в возрасте старше трудоспособного (мужчины старше 60, женщины старше 55 лет) была 19%, то сегодня она составляет 35%.

На сегодня Ульяновская область, если не считать Пензенскую, самый старый регион Поволжья. Средний возраст жителей около 45 лет. Женщин в регионе больше, чем мужчин, на целый Димитровград – порядка 130 тысяч человек: 54% женщин, 46% мужчин. Гендерный дисбаланс так же оказывает влияние на экономику. Например, в сфере образования доля женщин под 90%.

Городу противопоказано разрастаться радиально

Тенденция сокращения численности населения будет устойчивой в долгосрочной перспективе, поскольку факторы, влияющие на нее, пессимистичны. Даже если в области не будет строиться ни одного квадратного метра жилья, жилищная обеспеченность населения будет улучшаться за счет сокращения численности населения.

Если мы продолжим активно возводить жилье, то придем к ситуации, когда образуется слишком большой объем пустующих квартир, и, соответственно, потребуется резко повышать тарифы для оставшихся жильцов, чтобы содержать всю инфраструктуру, либо наращивать каждый год дополнительное финансирование на содержание пустующего жилого фонда.

Если мы продолжим активно возводить жилье, то придем к ситуации, когда образуется слишком большой объем пустующих квартир, и потребуется резко повышать тарифы для оставшихся жильцов либо наращивать каждый год дополнительное финансирование на содержание пустующего жилого фонда

Демографы считают, что в условиях сокращения численности населения городу противопоказано разрастаться радиально, потому что падает плотность населения, читай, потребителей. Это повлечет за собой закрытие торгового бизнеса, поскольку снижается пешеходная доступность. Оптимальное решение – сокращающийся человеческий капитал сконцентрировать в имеющихся границах. Возрастает актуальность реновации, когда старое аварийное жилье сносится, а на его месте возводится дом, в котором первые этажи важно предусмотреть под бизнес и не жилищные цели.

Стремительно падающая рождаемость сигнализирует о том, что перспективной потребности в детских садах и школах нет вообще. Локально, в молодежных кварталах – возможно. Но, планируя там сад или школу, мы должны понимать, что примерно через 20 лет фактически там заниматься будет некому. При проектировании школ, детских садов, любых бюджетных учреждений мы должны заложить многофункциональность их использования, чтобы совокупными усилиями можно было содержать это здание.

Период стройки крупных ТРК по демографическим соображениям уходит в прошлое, плюс за время пандемии многие перешли к онлайн-покупкам. В регионе седьмой год подряд, начиная с 2015 года, падают реальные доходы населения и возрастает уровень бедности. Уровень жизни населения упал на 23-25% относительно 2014 года, который можно принять за максимум. По стране темпы падения в два раза меньше – в районе 13%.

Сокращение численности населения, старение и доминирование низкобюджетных потребителей, падение реальных доходов населения – эти условия создают серьезные предпосылки к тому, что крупные ТРЦ могут остаться без потребителей.

За помощь в подготовке материала благодарим Ульяновское отделение Союза архитекторов России

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: