Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Искусство публичного выступления

О том, как легко и правильно готовиться к выступлению, быть в меру спокойным и собранным во время публичной речи, на бизнес-завтраке клуба «Вместе» рассказал тренер по развитию ораторского мастерства Дмитрий Елимов.

Оратор

Попав в новый коллектив с незнакомыми людьми, мы часто испытываем чувство скованности. Но я обратил внимание, что чем больше развиваю навык публичных выступлений, тем свободней себя чувствую, легче знакомлюсь и завязываю интересные беседы.

Когда оратор плохо выступает на публике, у него возникают следующие проблемы:

- его не слушают;

- его не покупают как профессионала;

- он не может достигнуть цели выступления;

- его не хотят приглашать на следующие мероприятия;

- аудитория может быть разочарована.

Какие выгоды от успешного выступления получает оратор:

- признание;

- клиентов;

- деньги;

- контроль над аудиторией;

- профессиональное удовлетворение.

Подготовка

Зная, что мне предстоит выступление, я испытываю стресс. И тогда я мысленно говорю себе: «отлично, это прекрасная возможность реализовать свой проект, заработать денег (если это коммерческая презентация), познакомиться с новыми интересными, красивыми и умными людьми, получить новый опыт и стать увереннее в себе». После этого я проясняю для себя несколько вопросов:

1) Где и в каких условиях будет мое выступление. Если есть возможность, надо прийти заранее и оценить, как устроен зал. Когда это требуется, можно переставить что-то для своего удобства. Оратору важно находиться напротив входа, потому что так те, кто опоздает, не будут отвлекать его от выступления, заходя в помещение.

Если возможности познакомиться с помещением лично нет, я обычно прошу организаторов прислать общую фотографию, чтобы посмотреть, как оно устроено, а затем задать вопросы и внести изменения в расстановку зала, когда это необходимо.

2) Кто будет в зале. Сколько участников, какого пола и возраста, кто они по профессии, чем увлекаются, чего боятся, к чему стремятся и что между нами общего. Я собираю такую информацию, которая необходима для конкретного выступления. Снова прошу организаторов прислать мне общую фотографию, но уже с людьми. Если такой возможности нет, то в интернете нахожу картинку, где изображена максимально похожая аудитория.

3) Зачем вообще я буду выступать? Для чего я выйду на сцену? Если моя речь будет побуждающей, то чего я хочу добиться? Что должна совершить аудитория после моего выступления?

4) Каким образом я буду достигать цели, какие истории рассказывать, что показывать и какие доказательства приводить.

Когда я определил для себя эти моменты, начинается репетиция. Я сажусь за стол, открываю на мониторе общую фотографию людей, перед которыми буду выступать, и начинаю писать план. В него включаю не более 7 пунктов: с чего начну, что буду говорить в основной части, где будет кульминация и ответы на вопросы, если они предусмотрены, а также какими словами моя речь завершится. Пока не дописал этого, из-за стола не встаю. Завершая работу, я вновь смотрю на общую фотографию – ведь у оратора выступление затачивается под определенных людей. Например, для студентов и на врачей презентации будут разные.

План готов. Я встаю, время от времени посматриваю на фотографию, произношу свою речь, как положено по плану. Повторяю несколько раз, после чего беру секундомер.

Обычно публичное выступление ограничено по времени. В лучшем случае оно не должно превышать 20 минут, поэтому я готовлю речь минут на 15, чтобы в конце можно было ответить на вопросы. К тому же, лучше закончить раньше, чем затянуть.

Секундомером засекаю длительность речи. Надо помнить, что первые репетиции занимают больше времени, а затем оратор начинает что-то менять, перефразировать, говорить другими словами – в общем, подгонять свое выступление под необходимый хронометраж.

Включается жестикуляция Я надеваю чистые белые перчатки для работы в саду, и представляю, что они горят, и если я вдруг перестану двигаться, то загорюсь весь. Конечно, во время выступления я не буду так бурно жестикулировать, но это упражнение помогает прочувствовать свои руки.

Теперь я начинаю ходить. Важно не просто двигаться туда-сюда, как маятник, а перемещаться секторами: поработал с одной частью зала, потом со второй, третьей. С каждой репетицией усиливаю визуальный контакт, и думаю о том, как зал будет выглядеть. Ведь мне известно, как расставлены стулья и кто на них сядет! И каждому из этих людей во время своей речи я смотрю в глаза. Примерно на 7-й репетиции я понимаю, что вот оно – готовое выступление.

Далее я выхожу в коридор из комнаты, в которой репетировал, начинаю говорить с собой о том, как же мне не терпится оказаться на сцене, чтобы увидеть эти прекрасные лица людей, излучающие внутреннюю силу. Иногда я представляю какой-то приятный момент, например, воспоминания из детства. Это делается для того, чтобы расслабиться, настроиться на позитив и поднять уровень энергии.

После этого я захожу обратно в комнату и снова смотрю на фотографию, которая открыта у меня на мониторе. Представляю зрителей, устанавливаю контакт с каждым из них и мысленно произношу: «здравствуйте, родненькие». И начинаю свою речь.

Лучше всего генеральную репетицию нужно провести в том зале, где нужно будет выступать, посадив туда, например, друзей. И записать это на видео.

После проделанной работы я смотрю на свой изначальный план, думаю, не нужно ли внести в него изменения, и корректирую. Этот план можно зафиксировать на маленькой бумажке и держать ее при себе во время выступления на случай, если потребуется подсказка. Обычно публика воспринимает это нормально. На эту же бумажку можно нанести цифры, даты и все то, что трудно держать в памяти. Но не стоит выходить на сцену с листами А4: это очень скучно, и эффективность выступления сразу теряется.

План можно представить в виде рисунков – по одному на каждый пункт. Разместить эти маленькие подсказки нужно напротив сцены: на стене или откосе окна. Зрители не придадут им значения, но если я что-то забуду во время выступления, то в любой момент могу взглянуть на них и все вспомнить.

Есть еще один способ подготовки. По нему нужно без плана повторить одно и то же 7 раз, подгоняя это под необходимое время, потом мысленно разделить все на несколько секторов, дать им названия, и так же зарисовать.

У оратора готов план. Он отрепетирован и зарисован, но страх никуда не делся. И тогда важно задать 3 вопроса:

1) Что самого страшного может произойти на этом выступлении? Ответы желательно прописать.

2) Если это произойдет, что можно предпринять, чтобы эффективно решить возникшую ситуацию?

3) Каким образом вообще предотвратить возникновение подобных ситуаций?

По пути на выступление оратор может визуализировать свое выступление, общение с участниками, удовольствие от процесса выступления и его завершения и представлять, какую радость испытают другие участники встречи.

Кому-то может помочь присутствие знакомых в зале. Если есть такая возможность, то их стоит пригласить. Но кому-то, наоборот, это мешает. Все индивидуально.

Оратор приехал в зал первый, проверил аппаратуру, развесил свои простые рисуночки и, если он все еще испытывает волнение, он может выйти в коридор и познакомиться с кем-нибудь. Отвлечься помогут и физические упражнения: например, подъем и спуск по лестнице, приседания, тренировка мышц лица и скороговорки. Главное – вовремя остановиться, чтобы перед выходом на сцену дыхание успокоилось.

Конечно, возможность двигаться есть не всегда. Очень часто оратор сидит в зале и ждет своей очереди для выступления. Тогда можно глубоко и медленно подышать, подвигать кистями рук, напрячь и расслабить мышцы или сосредоточиться на ощущении своих стоп.

На сцене, как правило, после такой подготовки проблем не возникает. Но если вдруг они появляются, то можно представить, что в зале сидят ангелы с большими белыми крыльями за спиной. Они покачиваются, и оратор видит даже движение перьев...

На человека, который испытывает волнение, смотреть интересно, потому что его выступления живые. Ну а как улучшить свое самочувствие в этом случае, мы теперь знаем.


Самопрезентация

Когда человек презентует себя, в его речи хочется услышать несколько важных моментов:

- пользу, которую он может принести;

- интересную фишку (фразу);

- личную историю;

- соответствие между тем, что человек говорит и что из себя представляет;

- эстетичность;

- чувство уважения к залу.

Когда оратор общается с публикой и наступает время отвечать на вопросы, нужно помнить, что если он будет реагировать на тех, кто выкрикивает с места, то зал погрузится в хаос. Выступающему следует сразу обозначить, что желающим задать вопрос нужно поднимать руку. Если обращать внимание на тех, кто выкрикивает вопросы с места, это будет только подкреплять их поведение.

Человек стал человеком лишь благодаря взаимному сотрудничеству. Так давайте в выступлениях открывать свои сердца слушателям и работать над собственной эффективностью. Так мы будем делать мир лучше!


Фото: Константин Салмин

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: