Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ульяновск – Симбирск. Архитектурный маршрут

Альбом «Ульяновск – Симбирск. Архитектурный маршрут. Графика Александра Черкасова», посвященный памятникам архитектуры Симбирска-Ульяновска, победил в номинации «Новый взгляд» XX Всероссийской выставки-ярмарки и Областной выставки-конкурса издательской продукции «Симбирская книга-2022» . О вехах маршрута и творческих поисках автора – в нашем материале.

Александр Черкасов

О проекте:

Год назад по инициативе ульяновской архитектурной мастерской «Симбирскпроект» стартовал проект «Ульяновск – Симбирск. Архитектурный маршрут». В его рамках архитектор и художник Александр Черкасов создал графический цикл, в который вошло 30 работ, посвященных выдающимся архитектурным объектам нашего города. Премьера цикла состоялась в Нижнем Новгороде на «Архитектурном наследии-2022», за год проект с большим успехом выставлялся в Ульяновске, Твери, а так же в Москве – в Центральном Доме архитектора.

Александр Черкасов – заслуженный архитектор России, который свою профессию успешно реализует не только в архитектурной практике, но и в художественном творчестве - в графике. Именно этот жанр сопутствует всей его творческой жизни, тесно переплетаясь с архитектурным проектированием. Проект «Ульяновск – Симбирск. Архитектурный маршрут» финализировался к международному Дню охраны памятников презентацией альбома и открытием выставки.

- Жители нашего города знают великолепного мастера Дмитрия Архангельского, который оставил для нас Симбирск. К его работам мы обращаемся, чтобы почувствовать удивительную атмосферу города, который иногда показывает нам свое лицо, а иногда скрывает. Если Симбирск нашел своего художника в лице Архангельского, то Ульяновск нашел его в лице Александра Черкасова. – Отметила директор Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова. - Когда мы смотрим на его работы, мы понимаем, что они сделаны архитектором. С другой стороны, мы видим, что автор – философ, человек, обладающий удивительно зорким взглядом и потрясающим чувством юмора. Многогранность взгляда художника и архитектора, который умеет любить и умеет видеть, - это чрезвычайно ценно.

- Пронзительный и искренний взгляд соединил прошлое, настоящее и будущее, сохраняя красоту города от забвения повседневности. Александр Черкасов проложил маршрут из современного города в исторический. Балансируя между архитектурой и изобразительностью, он соединяет знакомые приемы с уникальными авторскими новациями, по-своему развивая историю и традиции жанра архитектурного пейзажа. – Говорит во вступительном слове к изданию Александр Капитонов.

- Смыслы, идеи рождались из великолепных книг о Ливчаке, Вольсове, которые я читал, из рассказов моих друзей-архитекторов, которые знакомили меня с Ульяновском. – Рассказывает Александр Черкасов. - Например, когда они показывали мне здание Электростанции Вольсова, они со смущением говорили про розовый фасад, и этот цвет я нанес на пятно здания.


Электростанция. Архитектор Ф. Вольсов. 1913 г.Бумага, графит, гуашь

В этом цикле несколько групп рисунков. Одни отличаются размером и символизмом, другие - техникой рисования. Год назад в моих прогулках по городу самым мощным впечатлением стал Ленинский Мемориал. Мы все его видели в учебниках по архитектуре. Но только вблизи ты осознаешь всю мощь и силу этого грандиозного сооружения. Нарисовать его в той же манере, что чудесную улицу Гончарова, когда карандаш танцует и рисует балясинки, не получится. Приходилось изобретать новые способы изображения, искать то, что заинтригует зрителя.

Я очень долго бился над крупными работами. Цикл создавался к открытию фестиваля в огромном цейтноте, и в промежутках между мученьями с кистями и терками, нужно было делать остальные рисунки. Так появились работы, где объект рисуется одной линией. Делать рисунок в одно касание – это то, чему нас учили на архитектурном. Поэтому эти работы особенно дороги моему сердцу.

Некоторые работы сделаны в технике, в которой я рисую всегда: я отпускаю руку, и она создает ткань рисунка сама. Узнаете ли вы электростанцию Вольсова не так важно, главное, чтобы рисунок понравился внутренним трепетом. Думаю, он там есть, или, по крайней мере, мне хотелось бы, чтоб он там был.

Незадолго до включения в проект я оставил большую руководящую должность в архитектурной студии. Освободившись от хлопот управленца, я обратился к любимому с молодости изобразительству. Работа над циклом принесла мне большие внутренние перемены: я сделал для себя открытия и нащупал новую манеру, начал разрабатывать серию графики для Твери, где живу.

Олеся Губанова

Графика Александра Черкасова предоставлена издательской группой «Симбирскпроекта»

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: