Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Инструментарий руководителя

Управление проектами бывает разным: каждая компания выбирает для себя тот путь, который будет удобен именно ей. Общепринятых методологий немного, но все они имеют свою специфику. Об основных принципах и инструментах управления проектами uldelo.ru рассказали эксперты.

Фото: rawpixel.com

Waterfall

Алексей Обухов, технический директор компании IW GROUP:

- Это классический водопадный метод (традиционная каскадная модель, ранее SDLC), в котором каждый последующий этап начинается только после завершения предыдущего. Особенность подхода - линейное, последовательное выполнение задач и презентация конечного результата, как правило, через год или полтора

Главный недостаток традиционной модели заключается в том, что мы в течение долгого времени не даем заказчику конечный продукт. И перед началом проекта человек должен быть максимально информированным и компетентным, чтобы сформировать то ТЗ, ту картинку, которую он хочет увидеть в конце. Такое бывает редко, но бывает. Например, в госзаказах и оборонзаказах: там есть проектная документация на разработку изделия, поэтому все движется по четкому плану. Уже на стадии проектирования предметному специалисту необходимо все предусмотреть.

Областей, где используется только традиционная модель немного, но они остались.

Зафар Беклиев, директор по развитию цифровых продуктов ООО ЛЕГАЛТЭК:

- Waterfall разделяет работу на этапы, начиная с анализа требований, заканчивая тестированием и выпуском продукта. Каждый этап должен быть завершен перед началом следующего. Это позволяет контролировать процесс разработки и минимизировать риски.

Плюсы Waterfall - это последовательный контроль процесса и возможность обеспечить более точные сроки разработки с высокой вероятностью вписаться в изначально заложенный бюджет. А минусы - нетерпимость к изменениям в ходе разработки продукта. При данной методологии проект делается от начала и до конца, и если потребности рынка изменились то результат работы всей команды может быть неактуален к моменту релиза (выпуска на рынок).

Agile

Алексей Обухов, технический директор компании IW GROUP:

- «Гибкий подход», или Agile, который из манифеста перерос в большое количество методологий, таких как Scrum, Kanban, SAFe, XP (Extreme Programming). Особенность подхода – работа короткими итерациями по две-три недели. Внутри каждой итерации собрана серия задач: анализ, проектирование, непосредственно работа и тестирование. После каждой итерации команда анализирует результаты и меняет приоритеты для следующего цикла.

Scrum и Kanban

Зафар Беклиев, директор по развитию цифровых продуктов ООО ЛЕГАЛТЭК:

- Scrum - это методология, которая использует итеративный подход к разработке продукта. Она разделяет работу на короткие периоды (спринты). Обычно спринт длится 2 недели, в течение которых команда работает над определенными задачами.

Плюсы Scrum - это возможность быстрого выпуска продукта и прозрачность процесса разработки, а минусы - сложность управления изменениями и необходимость быть готовыми к частым коррективам в приоритетах и группах задач, которые находятся в фокусе команды продукта.

Kanban - это методология, которая использует визуальное представление работы и ограничение на количество задач, которые могут быть выполнены одновременно. Она позволяет управлять потоком работы и улучшать эффективность команды.

Плюсы Kanban - это фокус на управлении ходом работ, а также четкие приоритеты продукта, а минусы - методология не предоставляет явных механизмов для управления изменениями в требованиях или приоритетах. Это может привести к задержкам в работе, если изменения не будут учтены своевременно.

Алексей Обухов, технический директор компании IW GROUP:

- Что касается гибкого подхода, то большей популярностью пользуется методология Scrum. На втором месте – Kanban. Это стандарт, который пришел к нам из промышленной отрасли. Впервые такой подход предложила Toyota. Scrum добавил такое понятие, как Sprint, которое сейчас мы называем «итерация».

Преимущество гибкого подхода заключается в том, что мы быстрее выставляем промежуточный результат, быстрее получаем обратную связь и в режиме реального времени реагируем на то, что происходит в проекте, например, меняем что-то под изменившиеся пожелания заказчика. «Хотели сделать медведя, а сделали чебурашку» - это не так плохо, если сам заказчик во время проекта понял, что хочет чебурашку. В итоге проект считается успешным несмотря на то, что мы реализовали не то, что планировали.

Еще один плюс подхода - мы можем быстро предложить заказчику решение, которое он тут же протестирует на целевой аудитории и поймет, работает оно или нет. Ведь конечное видение и понимание ценностей продукта должно быть у него, мы в проекте можем только предлагать варианты.

Из недостатков: «гибкий подход» может привести нас не туда, куда мы изначально планировали. И это серьезный минус, потому что очень многие проекты «начинаются за здравие, а заканчиваются за упокой». Что может произойти? Мы выходим за границы проекта, и на ровном месте появляется конфликт между заказчиком и исполнителем. В данном случае обеим сторонам нужно быть готовыми идти на компромисс. Однако в большинстве случаев все заканчивается тем, что заказчик все-таки вынуждает исполнителя далее вести проект за счет своих собственных дополнительных средств и усилий. В итоге никто не выигрывает: заказчик получает не то, что хотел, исполнитель недоволен допрасходами. Позже накопленный негатив выливается в массу вопросов в части поддержки. В целом проект становится невыгодным, так как совокупная стоимость владения информационными системами увеличивается, ведь она состоит не только из разработки, но также включает затраты на предпродажу, продажу, внедрение и поддержку.

Гибридный формат

Андрей Штонда, директор департамента развития продуктов C3 Solutions:

- Отдельно стоит отметить гибридную методологию – это сочетание двух основных, в котором серьезность планирования взята от Waterfall, а возможность изменений - от Agile. Вместе с плюсами обеих практик, взаимодополняющими друг друга, они объединили и свои минусы, что при реализации может снизить эффективность для некоторых компаний.

Существует еще метод критического пути - это иерархическая классификация задач проекта. Этот метод помогает максимально подробно планировать проект, точно расставляя приоритеты и минимизируя риски. Однако, для применения этой практики нужен большой опыт, так как она требует постоянного контроля за ресурсами.

Как выбрать свою методологию?

Алексей Обухов, технический директор компании IW GROUP:

- Прежде всего нужно понять, насколько заказчик готов двигаться с вами в гибком режиме. Если он не готов, то лучше не экспериментировать, т.к. Scrum, например, предполагает вовлечение не только команды-исполнителя, но и команды-заказчика. И если на той стороне никто не будет вовремя принимать, то мы получим на первом этапе рассинхронизацию, на втором – недовольство. Поэтому решение остается на стороне опытного руководителя проекта.

Вообще нет однозначного ответа на вопрос «какая наиболее подходящая методология для компании». Идеально, это когда компании обладают возможностью применять разные методологии в зависимости от проекта, от ожиданий заказчика, от компетенций сотрудников и т.д.

Зафар Беклиев, директор по развитию цифровых продуктов ООО ЛЕГАЛТЭК:

- Важно учитывать такие факторы, как размер команды, сложность проекта, уровень неопределенности требований и необходимость быстрого выпуска продукта и бюджет на который компания готова инвестировать в разработку ПО.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: