Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Жить для России и в России

«Ежели последуете моему первому совету и будете жить для России и в России, то добрый вам путь туда, и я скажу с поэтом: Да сохранят тебя светилы благотворны…»

 

«Ежели последуете моему первому совету и будете жить для России и в России, то добрый вам путь туда, и я скажу с поэтом: Да сохранят тебя светилы благотворны…»

Александр Тургенев - Владимиру Давыдову.
19 сентября 1828 года. Брайтон - Эдинбург

Александру Ивановичу Тургеневу 44 года. Он - влиятельный государственный деятель высокого ранга, литератор, историограф с европейской известностью. Владимиру Давыдову 19 лет. Он - студент Эдинбургского университета, зачислен на службу в министерство иностранных дел, что дает ему право посещать заседания английского парламента. Юношу еще только готовят к дипломатической деятельности и владению крупными имениями.

Эдинбургский студент

Автор письма и его адресат вдали от Симбирского края, в истории и культуре которого им суждено было оставить значительный след. Призывая на добрый путь в Отечество, Александр Тургенев рекомендует круг людей, рядом с которыми предстоит жить для России и в России: «В Петербурге познакомьтесь с поэтом-слепцом Козловым; у него увидите и Жуковского, лучшего из людей по смерти Карамзина… Обнимите их за меня. Я живу в сердце Жуковского, как и он в моем. В Москве увидите старого коренного русского поэта И.И. Дмитриева».

Пройдут четыре года, и молодой Давыдов вступит во владение имениями своего деда Владимира Григорьевича Орлова, в том числе Усольской вотчиной в Симбирской губернии. Эдинбургскому студенту, для которого Англия стала второй родиной, предстояла долгая жизнь в России и для России. Нашим современникам он известен как Владимир Петрович Орлов-Давыдов.

1. Твердостью и постоянством

«Fortitudine et Constantia» - Твердостью и постоянством. Этот девиз начертан на фамильном гербе Орловых. В истории заселения и освоения земель Симбирской губернии, в ее развитии и культуре особая роль принадлежит двоим из пятерых братьев Орловых. Старшему - Ивану и младшему - Владимиру.

Иван Григорьевич в 1765 году «приобрел покупкою» у наследников петровского канцлера Головкина его имение на левом берегу Волги близ Старой Майны. А 23 апреля 1768 года по указу Екатерины имения Орловых в разных губерниях были приняты в казну и приписаны к ведомствам. А взамен братьям пожаловано «бывшее Меншиково имение» в Симбирской провинции. Совладельцем этого «неразделенного имения» Усольская вотчина и стал молодой директор Петербургской Академии наук Владимир Григорьевич Орлов.

 

Декоративные элементы строения Р. Гедике в Усолье
(фасад дома служащих и фронтон конюшенного двора)

Благодаря многолетней деятельности Орловых состоялось освоение и развитие обширной территории по обоим берегам Волги - заселены степи, созданы новые деревни, выстроены каменные храмы. Орловыми были открыты первые на территории всего Среднего Поволжья школы и больницы для крестьян.

2. По орловским часам

В сентябре 2014 года исполнилось 40 лет памятнику, свидетельствующему, что Симбирская земля - край екатерининских орлов.

12 сентября 1974 года впервые раздался бой городских курантов в башенке на Доме Гончарова. Подал голос «Большой Иван» - колокол, отлитый в 1785 году «по усердию» (то есть на средства и по заказу) Ивана Орлова. В едином комплексе городских курантов он воссоединился с часовым механизмом английской работы, «пожертвованным городу Симбирску тайным советником Владимиром Орловым-Давыдовым в 1869 году». Правда, статуса памятника комплекс уникальных раритетов был удостоен лишь в 2013 году. Но как бы то ни было - город 40 лет сверяет время по орловским часам.

А в июле 2014 года, к 20-летию с начала возрождения Спасо-Вознесенского собора, на колокольне которого стояли часы, в сквере возле него были установлены мраморные стелы в память о симбирских храмах, уничтоженных погромщиками отечественной истории.

3. Вектор поиска

Бронзовые рельефы с изображением утраченных святынь и краткими историческими справками выполнены скульптором Олегом Клюевым. На одной из стел - главный кафедральный собор Святой Троицы, возведенный на народные деньги как «памятник славы и чести в поминовение воинов, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество» в 1812-14 годах.

Стела с рельефом «Троицкий кафедральный собор».
Скульптор О. Клюев

«Книга о сооружении Симбирского Кафедрального Собора» сохранила имена 595 добровольных пожертвователей. Среди них Александр Иванович Тургенев, Владимир Григорьевич Орлов и наследники его братьев - Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (дочь победителя турецкого флота), Алексей Федорович Орлов (один из четверых сыновей Федора Орлова. Все четверо - участники Бородинской битвы, а Михаил Федорович составил условия и принимал капитуляцию наполеоновских войск в Париже).

В 1864 году Троицкий собор жестоко пострадал от пожара, уничтожившего лучшую часть Симбирска. Владимир Петрович Орлов-Давыдов на собственные средства заказал иконы, новый иконостас для храма, на сооружение которого жертвовали средства Орловы. К тому времени он стал единственным владельцем Усольской вотчины, объединил имение, выкупив у родственников их доли. Любимый внук и воспитанник Владимира Григорьевича Орлова, сын его младшей дочери Натальи и боевого генерала Петра Львовича Давыдова, бывший эдинбургский студент получил право присоединить к своей фамилии дедовскую и «потомственно именоваться Орловым-Давыдовым».

Один из богатейших людей России, владелец крупных образцовых хозяйств, меценат, общественный деятель дорожил принадлежностью к роду Орловых. Екатерининские орлы и их наследники вошли в историю Отечества не знатностью и богатством, а «Твердостью и постоянством» - воинскими подвигами и добрыми делами.

4. Почерк Роберта Гедике

Собор-памятник героям 1812 года уничтожен идеологическими вандалами в 30-е годы XX века. Старинные открытки сохранили лишь внешний облик этого величественного сооружения. Вопреки тем, кто рубил иконы и громил иконостас, внутреннее убранство не только увидеть, но и возродить возможно. Несомненно, это был архитектурный шедевр - по заказу В.Г. Орлова-Давыдова проект и чертежи иконостаса выполнил один из лучших архитекторов России.

Сотрудничество трех поколений семьи Орловых-Давыдовых с академиком Робертом Андреевичем Гедике продолжалось полвека.

 

      Академик Р. А. Гедике (1829-1910)              Граф В. П. Орлов-Давыдов (1809-1882)

Коренной петербуржец Роберт Гедике (Goedicke - англ., Gödicke - нем.) - личность, характерная для Петровской столицы: жил для России и в России. Сын аптекаря с Васильевского острова в 17 лет решил посвятить себя архитектуре. Поступил «вольноприходящим учеником» в Императорскую Академию Художеств. Его профессором и наставником стал Александр Брюллов. Ученические работы Гедике были удостоены Малой и Большой серебряных медалей. Выпущен из Академии «художником 14 класса». Тогда же принял российское подданство.

По окончании курса отправился за границу для изучения памятников зодчества в Англии, Германии, Франции, Италии. Императорского пенсиона не получил и обеспечивал себя сам, выполняя различные работы. По возвращении в Петербург «за чертежи и рисунки» был удостоен звания академика. В последующие годы профессор, ректор Архитектурного отдела Академии Художеств, преподавал архитектуру в Строительном училище. Непревзойденный мастер интерьера. Знаток готики, считается одним из основателей «кирпичного» стиля.

Деятельность Гедике как архитектора-практика продолжалась более шести десятилетий. По его проектам построены здания в Петербурге и Москве, которые сегодня вошли в число лучших историко-культурных памятников. Среди них комплексы известных учебных и больничных заведений, производственные корпуса, особняки крупных государственных деятелей.

Во всех учебных и лечебных учреждениях обязательно были домовые церкви, поэтому каноны православной архитектуры академик Гедике прекрасно знал. Признанный мастер церковной архитектуры, он состоял членом технико-художественной комиссии при инспекции Исаакиевского собора в Петербурге. За труды по благоустройству Исаакия архитектору была объявлена благодарность Александра II. В архитектурном музее Академии Художеств в Санкт-Петербурге хранится богатый архив Роберта Гедике. Есть документы, позволяющие воссоздать облик интерьеров симбирского Троицкого собора. Здания, построенные в Симбирской губернии по проектам Роберта Гедике, верно служат и сегодня. О них мы расскажем в следующем, ноябрьском номере «ДО».

Символ рода Орловых - рельеф на фасаде Усольского дворца.
1820-е годы

Наталья Гауз

 

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: