€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Кому в промышленности легко?
Фото: Эльмира Кобина
Отличники производства
Первый зампред правительства Ульяновской области Александр Чепухин в отчете, подготовленном для Общественной палаты, приводит данные об итогах работы крупнейших предприятий региона в 2015 году.
Безусловным лидером отрасли обрабатывающего производства назван АО «Ульяновский механический завод». За прошлый год объем производства продукции в денежном выражении составил 39,2 млрд рублей, или 198,6% к уровню 2014 года. До 2018 года предприятие обеспечено гособоронзаказом и рядом контрактов с частными компаниями. Параллельно завод осваивает несколько новых видов продукции.
Положительная динамика отмечается в отрасли самолетостроения. Основной представитель этой сферы в регионе - АО «Авиастар-СП» - в 2015 году сдал три лайнера, объем производства в денежном выражении составил почти 7,5 млрд рублей, или 110,8% к уровню предыдущего года. В 2016 году предприятие не планирует выпуск новых единиц, а займется ремонтом Ан-124 «Руслан» и начнет строить три новых самолета Ил-76 и два Ту-204, которые предполагается выпустить в 2017 году. Кроме того, «Авиастар» продолжит монтаж интерьеров самолетов «Сухой Суперджет 100».
В 2017 году в Ульяновской области планируется открыть Центр российского транспортного авиастроения. По задумке, он объединит организации, изготавливающие самолеты, материалы и комплектующие к ним, конструкторские бюро, инжиниринговые и логистические компании, а также увеличит количество кадров в организациях авиационного кластера Ульяновской области.
В сфере производства машин и оборудования индекс составляет 139,6%. Рост производства на АО «Димитровградхиммаш» - 107,1%, на АО «Ульяновский патронный завод» - 145,2%. По словам Александра Чепухина, наращивают объемы производства и новые предприятия ООО «Шэффлер Мануфэкчеринг Рус» и ООО «Ульяновский станкостроительный завод».
Рост отмечается в производстве автокомпонентов - на ООО «УАЗ-Автокомпонент» (124,5%), ООО «Таката-РУС» (139%), АО «Ульяновский моторный завод» (116,5%), ООО «Автосвет» (176,4%), ООО «Майор» (113,1%), ООО «ТАКАТА-РУС» (139%).
Стабильна и сфера производства электрооборудования. Представители отрасли АО «УКБП» и АО «Утес» демонстрируют рост объема производства - 104,9% и 101,6% соответственно.
Увеличение числа заказов наблюдается в сфере изготовления резиновых и пластмассовых изделий. Годовой индекс производства на ООО «Прокеш и Ко.РУС» составил 102,4%, на ООО «Улпласт» - 105%.
Производство нефтепродуктов также растет: одним из представителей отрасли является ООО «НС-Ойл», увеличивший показатели годичной давности на 11,3%.
Автопром отечественный и иностранный
Неоднозначная ситуация складывается на Ульяновском автомобильном заводе. В 2015 году отмечалось 15-процентное увеличение объемов производства на ПАО «УАЗ», несмотря на продолжительное падение продаж во втором полугодии. В январе-феврале 2016 года продаживыросли на 11,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Однако на этой неделе пресс-служба автозавода распространила сообщение о том, что предприятие рассматривает возможность перехода на четырехдневный график работы. Причина - нестабильная ситуация на российском и зарубежных рынках, дефицит заказов.
Как заявил Александр Чепухин, УАЗ не останется без заказов. Минпромторгу РФ выделено 3 млрд рублей на обновление парка машин скорой помощи, и ожидается, что эта сумма будет примерно поровну распределена между Ульяновскими и Горьковским автозаводами.
А вот предприятия Азиатско-Тихоокеанского региона, работающие в сфере автопрома, трудностей не испытывают. Российско-китайская компанияООО «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» в 2015 году выпустила четыре автобуса и 178 грузовых автомобилей (данных об индексе производства нет). ЗАО «Соллерс - Исузу» изготовило 2407 грузовых автомобилей, индекс составил 140,4%.
В 2016 году в Ульяновской области открыт новый завод компании «Джокей Пластик» (Германия, объем инвестиций 700 млн рублей). Также в этом году планируется запуск еще четырех промышленных предприятий: литейное производство ООО «Памир» (Россия, объем инвестиций 250 млн рублей), завод по производству автокомпонентов «Мартур» (Турция, объем инвестиций 300 млн рублей), ООО «Промтех» (Россия, объем инвестиций 350 млн рублей), завод по производству шин «Бриджстоун» (Япония, объем инвестиций 8 млрд рублей).
Кто в минусе
Снижение объемов показывает АО «НПО «Марс» (индекс 96,7%). Первый зампред связывает это с длительностью производственного цикла и сроками сдачи готовой продукции по ГОЗ. По объективным причинам отрицательную динамику демонстрирует и АО «Димитровграджгуткомплект» (99,1%) - из-за снижения производства на КамАЗе и уменьшения числа заказов от ПАО «УАЗ».
Непросто ульяновским компаниям текстильного и швейного производства. Рост цен на импортное сырье и комплектующие, а также сокращение количества заказов со стороны ПАО «РЖД» и ПАО «АвтоВаз» почувствовали на себе ООО «Номатекс» (95%) и ПАО «Элегант» (70,5%).
Серьезные трудности испытывает АО «Ульяновский механический завод №2», где резкое падение спроса на продукцию привело к почти двукратному уменьшению объема производства (индекс 54,3%). А вот другое предприятие этой же отрасли - АО «КТЦ «Металлоконструкция», напротив, активно наращивает мощности, ориентируясь на экспорт (рост 157,5%).
Cреди задач на 2016 год, заявленных региональным правительством, - реализация мероприятий плана по импортозамещению, содействие по внедрению производителями новых ресурсосберегающих технологий, заключение специальных инвестиционных контрактов без участия Российской Федерации, финансовая поддержка предприятий за счет средств Фонда развития промышленности, развитие промплощадки ПАО «УАЗ», поддержка предприятий промплощадки АО «Димитровградский автоагрегатный завод», а также предоставление производителям трикотажного полотна субсидий на возмещение части затрат на электроэнергию.