12 лет в Интернете
Александр Александрович Щербина родился в 1981 году в Ульяновске. С красным дипломом окончил УлГТУ (факультет информационных систем и технологий, специальность «Информационные системы в экономике»). Учился в аспирантуре, преподавал теорию экономики. В 2001 году создал и возглавил компанию «Интернет-технологии», ныне ITECH.group.
Женат, воспитывает сына.
- Александр, расскажите, как произошло «превращение» компании «Интернет-технологии» в группу компаний ITECH, одно из крупнейших агентств в России в области web-разработки и интернет-маркетинга?
- Нельзя сказать, что это произошло в одночасье. Это был планомерный процесс, мы год от года росли, удваивали-утраивали объемы, развивали новые направления… А потом в один прекрасный день я решил сменить название компании - на более современное, вместе с тем, отражающее суть того, чем мы занимаемся, - интернет-технологиями.
Сегодня ITECH.group- интернет-агентство полного цикла, мы состоим в самых авторитетных отраслевых организациях: Российской ассоциации электронных коммуникаций и Ассоциации интерактивных агентств. Являемся золотым сертифицированным партнером «1С-Битрикс», Серебряным партнером Microsoft, сертифицированным агентством системы контекстной рекламы Яндекс.Директ, сертифицированным партнером GoogleAdWords, региональным партнером по размещению рекламы на сервисах Mail.RuGroup, аккредитованным агентством Begun, аттестованным агентством рекламной системы Таргет@Mail. Кроме того, ITECH.group- многократный лауреат общероссийских профессиональных конкурсов «Новая реальность», «Золотой сайт», «WebHiTech».
- Какими проектами ITECH.group вы особенно гордитесь?
- Мы реализовали много интересных проектов как для наших партнеров в Ульяновске - ОАО «Контактор», DIXIS, компании Varadoor, ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», так и для представителей крупных мировых и российских брендов - Sony, Renault, ОАО «Объединенная химическая компания УРАЛХИМ», ОАО Управляющая Компания «Ингосстрах-Инвестиции», одного из крупнейших ресторанных холдингов России «GinzaProject», ООО Частные Пивоварни «Тинькофф» и многих других.
Среди последних проектов ITECH.group, которые особо хочется отметить,- рекламная кампания для сети салонов оптики «Очкарик» и портал для шоу-балета Аллы Духовой «Тодес». Алла Духова создала целую империю танца, которая имеет 83 филиала в России и Европе, в школах танца «Тодес» сегодня учатся порядка 18 тысяч человек, так что задача перед нашими специалистами стояла очень серьезная. И мы с ней блестяще справились: сделали новый сайт, связав все филиалы «Тодеса» в единую сеть, внедрили современную систему аналитики, благодаря которой можно оценить качество работы того или иного источника информации в сети Интернет, в общем, выполнили большой комплекс работ.
- Известно, что умение работать с крупными клиентами, в частности, помогло вашей компании занять высокие позиции в крупнейших рейтингах России и СНГ - Рейтинге Рунета, Tagline. Удерживаете эти позиции?
- Стараемся. Но нужно понимать, что позиции в рейтингах - не самоцель, это скорее следствие очень большой работы каждого производственного подразделения и специалиста, направленной на внедрение новых технологий, реализацию новых интересных проектов и улучшение обслуживания клиентов. Так что сегодня мои усилия сконцентрированы именно на том, чтобы совершенствовать бизнес-процессы внутри компании, повышать уровень автоматизации, улучшать компетенции сотрудников и т.д. Уверен, одним из результатов реализации этих планов как раз и будет укрепление позиций в рейтингах и новые победы в конкурсах.
- Как-то в интервью вы говорили, что по характеру добрый, всех людей любите. И все-таки, 12 лет в бизнесе вас изменили?
- Бизнес, конечно, меняет человека, становишься с годами чуть жестче. Но людей люблю по-прежнему, по умолчанию отношусь ко всем хорошо (смеется).
- В деловой среде вас знают, как человека веселого, позитивно настроенного. А что вас может вывести из себя?
- Человеческая глупость. К сожалению, приходится с ней сталкиваться частенько.
- Есть свои «рецепты» снятия стресса?
- Спорт, семья, путешествия. Это хорошо помогает.
- С какими целями чаще всего отправляетесь в путешествия?
- Посмотреть мир и покушать национальные блюда. Мне нравится еда! Недавно катались на лыжах в Италии, в местной деревушке нашли ресторан, где готовят умопомрачительную пасту с морепродуктами. Две недели назад в Нью-Йорке попали в один из лучших стейк-хаусов «Питер Люгер». Стейк был, как и предполагалось, но, к моему удивлению, с ним легко конкурировал местный гамбургер - это было просто произведение кулинарного искусства.
- Вы в социальных сетях выложили снимок: в модных кедах на Уолл Стрит. Хотите иметь офис по соседству с Нью-Йоркской Фондовой биржей?
- Нет, не хочу, Уолл Стрит не очень красивая улица, мне она какой-то сероватой показалась. Больше понравилась Пятая авеню, вот там я бы хотел иметь офис.
- Судя по тому, как развивается ваш бизнес, это вполне реально. А какие уголки планеты еще планируете посетить?
- Меня очень интересует Азия: Сингапур, Китай - страны с очень богатой и своеобразной культурой. Что касается бизнеса, то политику масштабирования мы ведем, в первую очередь, в России.
- Одно из подразделений вашей компании занимается разработкой игр для соцсетей. А сами играете в сети?
- Нет, не играю, к сожалению или к счастью. Никогда в жизни не играл в сетевые игры. И сейчас их не тестирую, больше выступаю, как инвестор, а не как организатор процессов разработки игры. Для этого у меня есть руководители соответствующих направлений. Вообще, моя позиция такова: все, что можно, стараюсь делегировать своим топ-менеджерам. Но в моей компетенции по-прежнему остаются, например, переговоры с крупными партнерами, с инвесторами. Это я делаю сам.
- Ваша компания первой на ульяновском рынке стала применять технологии электронной коммерции в автомобильной торговле. А в чем еще вы были первыми?
- На самом деле мы много в чем были первыми, причем некоторые инновационные вещи внедряли не только в Ульяновске, но и в России. Например, первыми разработали и запустили сервис измерения эффективности интернет-рекламы «Рекламер». Причем мы находимся в передовиках именно в плане реализации комплексного подхода к этим процессам, когда происходит тестирование и оценка эффективности рекламы, сайтов, интеграции их с внутренними системами.
Мы одни из первых в стране начали отчитываться перед заказчиком не просто по количеству показов рекламы или переходов на сайт, а по привлеченным через Интернет клиентам, прибыли от продвижения товаров и услуг во Всемирной паутине. В Ульяновске мы одни из первых начали разработку мобильных приложений для коммерческих компаний. Также ITECH.groupединственное в Ульяновске сертифицированное агентство основных систем контекстной рекламы Рунета - Яндекс.Директ и GoogleAdWords.
- Какую практическую пользу принесло вам участие в Международной конференции «Ulcamp-2012».
- Однозначно, это новые партнеры - российские, международные. Это расширение кругозора от общения с представителями ведущих мировых IT-компаний, инвестиционных фондов. Для сотрудников были организованы бар-кэмпы, где они получали новые знания. Плюсов, действительно, много, думаю, мои коллеги по ULSK.it, вместе с которым мы организовывали это мероприятие, полностью поддержат мое мнение. И в этом году мы с партнерами - компаниями «Буферная бухта», «Скрипт», Echo, «Креативная разработка» (Ecwid, X-cart), планируем продолжить традицию и снова в июле собрать в Ульяновске лучших экспертов IT-отрасли. Причем конференция будет расширяться, на этот раз планируется порядка тысячи участников, это почти в два раза больше, чем в прошлом году.
- Вы активно присутствуете в социальных сетях. Сознательно занимаетесь личным брендированием с помощью этого инструмента?
- Нет, целенаправленно я этим не занимаюсь. Думаю, любой человек, который в течение многих лет развивает свое дело, добивается успеха в своей области, априори становится брендом. Что касается социальных сетей, то для меня они ценны с точки зрения оперативного информирования. В соцсетях узнаю свежие новости, что с кем происходит.
- На базе вашей компании открыт филиал кафедры УлГТУ «Измерительно-вычислительные комплексы». Каковы первые итоги сотрудничества с вузом? Сами преподаете?
- Нет, не преподаю, пока, к сожалению, не могу найти для этого времени, хотя желание есть. Результаты от сотрудничества с УлГТУ, безусловно, уже есть. Один только факт: на региональной Олимпиаде студентов в ряде номинаций победили ребята, которые занимаются у нас.
- Наверное, уже присмотрели самых толковых студентов в качестве будущих сотрудников ITECH.group? HR-специалисты утверждают, что проблема кадрового голода сегодня наиболее актуальна для IT-сферы….
- Наша компания активно развивается, так что мы «поглощаем» много кадров, и процесс привлечения новых сотрудников, в том числе из студенческой среды, у нас постоянный. А кадровый голод - проблема, актуальная не только для нашей сферы, просто, наверное, мы громче всех об этом «кричим» (смеется). Но нам немного легче: мы можем привлечь специалистов на аутсорсинг, сейчас на нас работают более ста человек из разных регионов России, а также из Израиля, Украины, Беларуси. А вот, скажем, на производственном предприятии, которое возглавляет мой отец, наблюдается дефицит и рабочих кадров, и ИТР, и таких специалистов не привлечешь на аутсорсинг, так что им сложнее, чем нам.
- Ваш отец Александр Иосифович и старший брат Андрей Александрович тоже многого добились в жизни. Между вами нет какого-то неформального соперничества лидеров?
- Может быть, и есть, но оно практически незримое. Конечно, мне хочется брата «обойти», но он «круче» (смеется).
- Как часто вам удается собираться всем вместе?
- Собираемся раз в один-два месяца, чаще не получается. Проходят семейные посиделки обычно дома, и о делах здесь стараемся не говорить.
- Со своей женой вы знакомы со школы. А какие-то новые черты друг друга вы за последнее время открыли?
- Мы уже лет 12 вместе, и новое для нас сейчас - это уже глубина отношений друг к другу. Думаю, ребенок все-таки цементирует отношения в семье.
- Екатерина просит вас в чем-то измениться?
- Я сам изменился, замечаю, что стал более семейным человеком. И теперь, когда периодически встает выбор между бизнес-задачей и семьей, у меня начали появляться решения в пользу семьи.
- Какие-то фамильные черты у Матвея видите?
- Да, сын такой же веселый, как я, пляшет, песни поет (смеется). Моя жена, как настоящий доктор - человек твердый, даже тверже, чем я, и эти ее черты сын тоже перенял.
- Как вы относитесь к идее создания единого офисного центра для айтишников города?
- Положительно. Это было бы, действительно, круто для многих игроков отрасли. Что касается нашей компании, то у нас большой замечательный офис, мы его только недавно полностью обжили, завершили модернизацию мультимедийного конференц-зала, внедрили систему безопасности и видеонаблюдения, обустроили кухню и кабинеты. Но хочу сказать, что наша компания расширяется, и нам уже тесно даже в таком большом офисе. Разработчиков игр, например, пришлось уже отселить.
- Вы участвовали в командном переходе по льду через Волгу в рамках программы «Встряска для лидеров». А как часто вам требуется встряска?
- Мне кажется, я в постоянной эмоционально-умственной встряске нахожусь. Но в данном случае это была еще и нереальная физическая встряска. Ни грамма не жалею, что согласился на эту авантюру, мне понравилось. Правда, хромал потом неделю (смеется).
- Что для вас значит социально ответственный бизнес?
- Наша компания делает много социально значимых проектов, раньше мы об этом часто говорили, но в последние годы заняли такую политику: не особо распространяться о благотворительной деятельности. Хотя о некоторых проектах, конечно же, рассказываем, но, скорее, для того, чтобы эти проекты получили дополнительную PR-поддержку, и к участию в них присоединилось как можно большее количество людей.
- Александр, когда-то у вас была мечта - стать кандидатом наук. А сейчас, когда вы подбираетесь к возрасту Христа, о чем мечтаете?
- Я уже говорил, что мои приоритеты сместились в сторону семьи. Мне хочется больше времени проводить с женой и сыном, в идеале отправится с ними в длительное путешествие по миру. Но пока не могу себе позволить надолго оставить дела.
Татьяна Задорожняя