Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

20 миллиардов за эффективных чиновников

Гранты регионам с наиболее эффективными чиновниками с 2013 года могут увеличить с 1 млрд. рублей до 20. Предполагается, что это станет мотивацией для улучшения работы исполнительной власти. Критерии оценки также изменятся, но будут ли они объективными, эксперты сомневаются.

Гранты регионам с наиболее эффективными чиновниками с 2013 года могут увеличить с 1 млрд. рублей до 20. Предполагается, что это станет мотивацией для улучшения работы исполнительной власти. Критерии оценки также изменятся, но будут ли они объективными, эксперты сомневаются.

Миллиард не мотивирует

Система поощрения эффективно работающих регионов грантами введена в России четыре года назад. Согласно постановлению правительства РФ от 14 августа 2008 года, десятка регионов-лидеров получает из федерального бюджета 1 млрд. рублей. Эта сумма распределяется между ними в соответствии с занятой позицией. Регионы, попавшие в десятку лучших, получают в среднем от 70 млн. рублей (за 10-е место) до 160 миллионов (за первое место).

По результатам 2011 года Минрегион РФ присвоил гранты регионам:

1. Республика Татарстан

2. Санкт-Петербург

3. Тюменская область

4. Республика Чувашия

5. Пермский край

6. Москва

7. Омская область

8. Тамбовская область

9. Костромская область

10. Астраханская область

Ульяновская область оказалась в числе регионов со средними показателями эффективности работы чиновников. Среди субъектов РФ с худшими результатами отмечены Хабаровский край, Республики Саха, Калмыкия, Тыва и Дагестан, Тверская, Сахалинская, Магаданская, Архангельская и Орловская области.

1 млрд. рублей, как выясняется, недостаточная мотивация для регионов. «Несмотря на выделение таких значительных средств, скажем откровенно, коренного улучшения в целом ряде территорий нет, а иногда и значимых изменений просто не видно. Это касается прежде всего ключевого индикатора - повышения качества жизни граждан», - заявил Дмитрий Медведев на прошедшем 16 августа заседании правительства РФ. Ситуация в стране по ключевым направлениям в положительную сторону практически не меняется. Глава Минрегиона РФ Олег Говорун привел на заседании результаты соцопроса об удовлетворенности населения работой региональных органов власти за 2011 год. Незначительный рост отмечен только в области здравоохранения - с 34% в 2010 году до 36%. В сфере госуправления доля населения, положительно оценивающая работу чиновников, снизилась с 40% до 38%. В сфере образования - снижение с 65% до 63%, в сфере ЖКХ - с 24,5% до 24%. А это ключевые критерии оценки эффективности управления в регионах, подробнее о которых будет сказано ниже.

Как способ повысить эффективность исполнительной власти в регионах-аутсайдерах Минрегион РФ предлагает увеличить размер грантов с 2013 года ни много ни мало в 20 раз. Об этом г-н Говорун сообщил на брифинге по итогам заседания кабинета министров 16 августа. Количество регионов-грантополучателей также увеличится - с 10 до 20. По словам главы Минрегиона РФ, эти вопросы уже прорабатываются Минфином.

Мерила эффективности

Изначально система оценки эффективности исполнительной власти насчитывала 329 показателей. Сейчас работа власти субъектов РФ оценивается по 74 критериям, разбитым на четыре группы:

- здравоохранение

- сфера образования

- ЖКХ

- госуправление

Для всех четырех групп учитываются результаты опросов населения о качестве госуслуг и эффективности госрасходов.

В основу оценки деятельности региональных чиновников России положена американская система KPI (Key Performance Indicators, или ключевые показатели эффективности). Но она не является мерилом измерения работы чиновников, а призвана оценивать достижения бизнеса. С помощью KPI работодатели определяют эффективность своих сотрудников, при этом показатели каждого их них привязывается к общим KPI компании - таким, как прибыль и рентабельность.

«Сократить, но уточнить»

Федеральные власти постоянно сокращают количество параметров для оценки эффективности региональных чиновников. Нынешние 74, по их мнению, все еще слишком много. Премьер России заявил: «Надо сократить их количество. С другой стороны, надо делать их более четкими, чтобы максимально объективно оценивать результаты деятельности властей по самым чувствительным сферам». Сократить, но конкретизировать - такую головоломку предстоит решить Минрегиону РФ. Который, кстати, уже выдвинул одно предложение. Если оно будет поддержано, это станет третьей модификацией системы оценки чиновников за последние четыре года.

Суть предложения - сократить количество показателей до 11, которые будут считаться базовыми. Соответствующий проект указа президента России уже готов. 11 критериями предполагается охватить результаты деятельности региональных органов власти во всех сферах - экономики, демографии, образования и жилищного строительства. По мнению Минрегиона, именно эта новая система будет стимулировать региональные власти на «увеличение темпов экономического роста и улучшение качества жизни людей».

Кроме того, министерство предлагает дать субъектам РФ возможность самостоятельно выбирать еще два показателя из дополнительного перечня. По словам г-на Говоруна, пока планируется 30 показателей в этом перечне, по которым у регионов «есть потребность в улучшении ситуации». Он не уточнил, какими буду базовые и дополнительные показатели эффективности, сославшись на отсутствие согласования на правительственном уровне.

KPI не для госслужбы?

Совершенно ясно, что за всеми этими стремлениями стоит желание российских властей стимулировать регионы к повышению эффективности управления за счет того, что критерии ее оценки станут более понятными. Однако подходит ли сама основа системы - KPI - для сферы госуправления, эксперты сомневаются. По их мнению, пока адаптировать корпоративные KPI к госслужбе не удается. Так, соруководитель аналитического отдела UBS по России и СНГ Дмитрий Виноградов считает, что распространять нормы KPI, разработанные для бизнеса, на госуправление нецелесообразно. «Эффективный менеджер - это тот, который принес компании больше прибыли, а как оценивать работу чиновника, через прибыль или из расчета на вложенный рубль, не очень понятно», - передает его слова Газета.ру.

Кардинальное уменьшение количества показателей также у многих вызывает сомнения. После того, как было высказано предложение о сохранении только 11 базовых показателей, министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров задал резонный вопрос - каким образом будут учитываться отдельные сферы экономики, к примеру, сельское хозяйство? «По моему убеждению, мы теряем от такой методики, если будем игнорировать численность сельского населения в Российской Федерации, доля которого колеблется в разных регионах: от 4% в Магаданской области до 72% в Республике Алтай. Усредненные показатели эффективности работы региональной администрации не позволяют получить достаточно объективную и достоверную информацию с учетом этого фактора. В целом ситуация по региону получается неплохой, а с учетом того, что сельское население исчезает или вымирает, может быть, она критическая в отдельном регионе», - предположил г-н Федоров.

Министр РФ по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов заверил главу МСХ в том, что будет подготовлена «методика декомпозиции показателей на составляющие». Каким образом это будет сделано, и превратится ли перечень из 11 пунктов в разветвленную систему позиций, формально сохраняющую все 70-80 пунктов, он не объяснил.

Эльмира Мухаметшина

фото - www.itar-tass.com

10055

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: