€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Алкогольный рынок с теневой составляющей
По экспертным оценкам, российский рынок нелегальной алкогольной продукции составляет примерно 45% от общего объема. Ульяновская область — не исключение.
В 2004 году в России произведено 19,3 л алкогольной продукции на че- ловека, из них 16,9 л — водка. Если разделить 255 тыс. ульяновских декалитров на 1 млн. 350 тыс. населения области, то получится куда более скромная цифра. Просчитать же объем потребления на душу населения гораздо сложнее: неучтенный оборот год от года продолжает расти. И некоторое снижение зафиксированных объемов продаж спиртного эксперты склонны объяснять именно ростом теневого оборота. По оценкам, «благодаря» теневому сектору алкогольного рынка ежегодные потери областного бюджета составляют порядка 160 млн. рублей. Социальные и демо-графические потери не всегда поддаются подсчету, но не менее тревожны.
Потому мартовский областной актив, посвященный регулированию алкогольного рынка, оказался достаточно напряженным и жестким. И производителям, и продавцам обещано усиление контроля и ужесточение мер к нарушителям лицензионных требований и законодательных норм. Администрация области ставит задачу снижения нелегального оборота алкоголя, рост объема реализации продукции ульяновских ликеро-водочных предприятий, снижение отпускных цен и контроль качества столь любимого россиянами продукта.
Водочное «замещение»
Российские экспертные агентства утверждают, что водка медленно, но верно теряет былую популярность у граждан РФ. Так, по данным агентства «Бизнес-аналитика», ее потребление в 2004 году снизилось на 1,5% (до 2,65-2,7 млрд. литров). Однако в ульяновской структуре поставок алкогольной продукции водка по-прежнему занимает наибольший удельный вес (42%). Общий же объем поставок алкоголя в 2004 году возрос в регионе на 9,4%. И это притом, что собственное производство снизилось на 47%.
Отрицательная динамика алкогольного производства сохраняется в Ульянов-ской области на протяжении уже целого ряда лет. Если в 1994 году в области выпускалось 2,9 млн. декалитров водки и ликеро-водочных изделий, то в 2000 году эта цифра снизилась до 0,8 млн., в 2003 году — до 0,5 млн., а показатель 2004 года составил 255 тыс. декалитров. Стремительное снижение объемов в 2004 году — прежде всего, результат банкротства ОАО «Симбирск-спиртпром». На сегодня производственные мощности по выпуску ликеро-водочных изделий загружены в регионе всего на 12%. Розничная торговля реализует лишь 43% алкогольной продукции местного производства. Исчезнувшую с рынка ульяновскую водку заменил алкоголь из других регионов. Из 1336,2 тыс. декалитров, проданных в 2004 году, ульяновская продукция составляла 578,2 тыс.
В минувшем году в нашу область ввозилась алкогольная продукция из 24 регионов России. Преимущественно — из Ленинградской области (45,3% от всего ввезенного спиртного), Санкт-Петербурга (14,1%), Самарской области (10,7%).
Что же касается алкогольных напитков местного производства, то основная их доля реализуется в Ульяновске (до 65%) и Димитровграде (до 15%). Как распределяются оставшиеся 20% по сельским районам области, никто не подсчитывал. Но представители Госсанэпиднадзора и Госторгинспекции утверждают, что именно в сельских районах идет наиболее активный неучтенный оборот контрафактной продукции «иногороднего» производства.
Бюджетная составляющая
На сегодняшний день структура ал- когольного рынка области такова: три производителя спиртосодержащей продукции, 30 оптовых торговых баз и 14 акцизных складов. С 1 января 2004 года все 100% акцизных сборов от производства и реализации алкогольной продукции остаются в региональном бюджете. Однако механизм взимания акцизов меняется практически ежегодно.
Если в 2003 году акцизные ставки распределялись между производителями и оптовыми поставщиками алкоголя крепостью более 9% в равных долях, то в 2004 году основная налоговая нагрузка легла на оптовые склады (65% составляла ставка налога по винам, 80% — по другим спиртным напиткам). В результате из 346,5 млн. рублей акцизов, уплаченных в консолидированный бюджет Ульяновской области, 92,8% пришлось на акцизные склады.
Однако дальнейшие шаги российских законодателей по либерализации рынка не внушают особого оптимизма. В 2005 году реализация вин осуществляется уже без маркировки региональных акцизных складов. С 1 января акциз по винам натуральным, шампанским, игристым и газированным в полном объеме уплачивается организацией-производителем. Ничто из перечисленного в Ульяновской области не производится. И все же прогнозный план акцизных поступлений в бюджет Ульяновской области на 2005 год значительно превышает показатели 2004 года. С учетом запускаемого производства на ООО «Кристалл» (выкупившего в начале 2005 года на открытых торгах имущественный комплекс ОАО «Симбирск-спиртпром»), налоговики планируют акцизные поступления в размере 781 млн. рублей.
Контроль ужесточается
Система мер государственного регу- лирования на алкогольном рынке включает в себя контроль соблюдения лицензионных требований, борьбу с незаконным ввозом алкоголя на территорию области и с реализацией контрафактной продукции. Уже создана межведомственная координационная комиссия по контролю за соблюдением лицензионных требований. Одно из важнейших направлений ее деятельности — сфера алкогольного рынка.
Согласно данным, озвученным на активе, на начало марта 2005 года в Ульяновской области действует 1340 лицензий на право реализации алкогольной продукции. При этом 670 лицензий выдано в 2004 году. За весь год аннулирована лишь одна лицензия.
Проверка качества и безопасности алкогольной продукции возложена на уполномоченную администрацией области организацию — ОГУП «Симбирскалкогольконтроль». За 2004 год забраковано и снято с реализации 25 тыс. декалитров алкогольной продукции. Забраковано 44% проверенных вин, завезенных из других регионов для реализации через розничную сеть.
Алкогольный рынок является как одним из самых высокодоходных, так и одним из самых криминализированных. В результате проверок УВД Ульяновской области возбуждено 582 уголовных дела. В настоящее время разрабатывается система мер по ужесточению контроля на алкогольном рынке с участием органов внутренних дел. Будет создано специализированное подразделение по борьбе с незаконным оборотом алкоголя. Но ужесточение контроля — лишь одна составляющая цивилизованного рынка. Необходимо сохранить условия для добросовестной конкуренции, отмечали участники актива. Аккредитация оптовых организаций на право поставки алкогольной продукции в розничную сеть и предприятия общепита должна проводиться на конкурсной основе. Стоить упростить условия входа в крупные торговые сети ульяновских производителей. Необходим целый ряд других мер. Решено, что подобные встречи представителей власт-ных структур и основных игроков алкогольного рынка области станут регулярными.