€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Антикиллер
Гость июньского номера - член Высшего экономического совета Ульяновской области, кризис-менеджер Сергей Шаповалов.
Сергей Николаевич Шаповалов родился в 1963 году в небольшом украинском городке. Школу окончил в Днепропетровской области УССР.
Высшее образование получил в Московской государственной юридической академии (правоведение) и УлГУ (экономфак).
С повышением образования улучшалась карьера: работал учителем физкультуры и физики, слесарем и бригадиром слесарей на УАПК, юрисконсультом, начальником инвестиционного отдела в банке, арбитражным управляющим. В 2001 году получил право на осуществление антикризисного управления.
В настоящее время
- член Высшего экономического совета Ульяновской области,
- член антикризисного штаба по малому бизнесу при Правительстве Ульяновской области,
- Президент 2008-2009 благотворительной общественной организации «Ротари Клуб Ульяновск»,
- предприниматель, кризис-менеджер.
Женат. Двое детей.
- Сергей Николаевич, кому вы благодарны в первую очередь?
- Маме и папе, за то, что я есть, за то, что у меня - папины мозги и мамина дипломатичность. В жизни очень помогает. Мое детство было счастливым: летние пионерские лагеря, детская спортивная школа (ДЮСШ, кто помнит), кружки технического творчества и все остальное, что давал нам СССР. Я рос активным, неугомонным мальчиком и в 21 год решил испытать себя на авиазаводе в качестве рабочего.
- И вы уехали из солнечной Украины в Ульяновск?
- Да, в 1984 году я решил уехать подальше от родителей, которые меня старательно воспитывали. В Ульяновск попал по оргнабору, начал слесарем на УАПК, затем товарищи по работе избрали своим бригадиром (первый опыт менеджера ). Моя бригада стала одной из лучших в цехе.
Потихоньку до меня дошло, что больше по нраву работать головой. И тогда пошел учиться. 1987-1988 годы были для меня «героическим временем». Работал, поступил в институт, одновременно заканчивая вечерний техникум; занимался рукопашным боем, играл в волейбольной команде УАПК, плюс ко всему женился… Героический год! (смеется)
- А потом создал собственный бизнес…
- В начале девяностых, в период правового кризиса, полной неопределенности я, студент - будущий юрист, начал помогать начинающим бизнесменам регистрировать ИЧП, ООО. Дело пошло, появились первые деньги, я почувствовал вкус предпринимательства. Правда, и «пахал»….Ушел страх «не заработать», ведь за спиной - семья, супруга в декрете..
- А как началась ваша карьера кризис-менеджера?
- В 2000 году мои клиенты начали интересоваться понятием «банкротство». Появился спрос, и я отучился на курсах арбитражных управляющих. Так от регистрации предприятий я перешел к решению их проблем в состоянии кризиса. Выросла новая веточка моего бизнеса. Превратилась в основное занятие.
В 2003 году у нас было 26 предприятий одновременно. Справились.
Сначала спонтанно, на уровне «так захотелось», а затем целенаправленно я пытался оставить «в живых» какой-то бизнес. Например, продавал оборудование обанкротившегося колхоза «за копейки» деревенскому предпринимателю. И если он был успешным менеджером, наша помощь становилась для него толчком для развития бизнеса. Так что, считаю, делал важное и общеполезное дело.
Мне близка формула «сохраняя – развивай». В конце концов, банкротство – это не смерть, это экономический инструмент перераспределения активов, изменение формы бизнеса. Это - когда из «куколки» - при разумном подходе! - появляется «бабочка», то есть нечто иное, более интересное. Говоря медицинским языком, процедура банкротства - это хирургическая операция. А антикризисный менеджмент подразумевает мониторинг ситуации и применение «терапевтических», экономических методов (инвестиции, структурирование бизнеса, его реструктуризация, оптимизация кадровой структуры и т.д.) для спасения предприятия.
- За восемь лет вы разработали и внедрили на территории Ульяновской области свыше 30 антикризисных проектов. Какой был самым ярким, неординарным?
- Одним из самых успешных был антикризисный проект, реализованный в Майнском районе. Проводя процедуру банкротства на 18 предприятиях района, мы смогли сохранить там людей, землю, имущество. Ни одного трактора оттуда не вывезли! Отмечу, как тогдашний арбитражный управляющий, что это результат коллективной работы и моих специалистов и администрации района, которая отличалась своим профессиональным подходом к сохранению и развитию районного бизнеса. Мне повезло познакомиться с главой Майнского района Юрием Пузраковым, руководителем Управления сельского хозяйства Александром Дорофеевым, которые приняли самое активное участие в этом проекте. Я не заработал там больших денег, но получил большее – репутацию. А она дорогого стоит. Мне и по сей день поступают заказы из Майнского района.
- Как вам пришла идея объединить усилия нескольких профессионалов для решения антикризисных задач?
- Идея, как и прежде, родилась сама – просто потребность рынка; спрос. Так, в проведении процедуры банкротства на каждом этапе так или иначе востребованы профессии юриста, аудитора, экономиста, арбитражного управляющего, оценщика. Когда я перешел к антикризисному менеджменту, разработке и внедрению бизнес-проектов, мне эти специалисты стали нужны, как и прежде. Скажу больше: задачи у предприятия-заказчика настолько сложны и индивидуальны, что нужны «профи» уровня, которого принять в штат я просто не в состоянии. Да и необходимости такой нет. Юриста и оценщика я периодически приглашаю к сотрудничеству как младших партнеров. Точно так же арбитражный управляющий для своих проектов иногда приглашает меня - как юриста, экономиста, кризис-менеджера, посредника в переговорах между предприятием-банкротом и инвестором. Арбитражный управляющий в своей работе нуждается в своей команде, и у большинства она есть.
Каждый из нас приглашает к партнерству не компании – мы работаем с конкретным человеком, лидером в своей отрасли: нам нужны гарантии качества и репутация профессионала. В результате осуществления общих проектов у нас сформировалась антикризисная команда: арбитражный управляющий Надежда Батаева, бизнес-адвокат Наталья Машкова, специалист по бизнес-оценке Андрей Надточий. В этих людях я уверен, как и они во мне!
- Какие профессиональные и человеческие качества привлекают вас в ваших партнерах?
- Принципиально важно: каждый из нас - не «киллер» предприятий, не черный рейдер. Мы не уничтожаем! Каждый из нас получает удовольствие от работы и деньги за то, что созидает. Поэтому мы вместе. На нашей «орбите» проходило много специалистов разного уровня, в том числе, высокого класса. Но если человек получает «кайф» от разрушения и ему абсолютно все равно, что будет после того, как он отработает, получит свои деньги и уйдет, то это не наш человек!
Когда Надежда Батаева приглашает меня работать с ней, она получает, кроме моих мозгов и специальных знаний, еще и свою собственную уверенность в том, что ее не подведут и не обманут. Это крайне важно! А когда я с ней работаю, для меня самое главное ее качество – внимание к деталям. У нее оно в разы выше, чем у меня. И когда мы обсуждаем какой-то документ или стратегию, я предлагаю, как правило, стержень, а вот детали – все эти «пуговички и кружева» по-женски безупречно и безукоризненно подбирает она. В итоге получается блестящий результат.
А Андрей Надточий – дипломатичен, как англичанин. Его важная для меня черта -готовность к компромиссу. Причем, в самом начале нашего сотрудничества мы четко обговорили границы этого рабочего компромисса. Я не предлагаю что-то, выходящее за рамки его моральных и профессиональных принципов, поэтому у нас нет конфликтов.
Все сказанное ранее относится в полной мере и к Наталье Машковой. Добавлю лишь, что знаю ее с начала девяностых годов. У меня на глазах она из офис-менеджера выросла в матерого «зубастого» бизнес-адвоката. С удовольствием отмечаю, что сейчас она как практикующий юрист-арбитражник, защитник бизнеса в правовом понимании, лучше, чем я. Кроме того, мы дружим семьями, общаемся в неформальной обстановке, нам друг с другом комфортно.
- Изменилась ли деятельность «великолепной четверки» в кризис?
- Да, мы стали больше общаться по профессиональным вопросам. Кроме того, у нас накапливается потенциал заказов, люди все чаще звонят, «примеряют» наши услуги к себе. И сейчас, в условиях неопределенности уже пошли заказы на анализ и разработку антикризисных мер.
- А бывает, что вы отказываетесь от заказов?
- Конечно! Скажем, если человек мне не нравится. Ну, не лежит душа и все! Я несколько раз пытался «продаваться» за большие деньги, но это было настолько психологически тяжело… Отказываюсь и тогда, когда цели, которые определяет заказчик, не совпадают с моими правилами.
- В июне Ульяновск празднует свой день рождения. За что вы любите наш город, и чем он вас раздражает?
- Я начинал в Ульяновске как простой слесарь. Теперь - известный в регионе юрист. В этом городе я «сам себя сделал». Этот город, эти люди - мне везет на хороших людей! - позволили мне состояться, и это самое главное, за что я люблю Ульяновск. А раздражает, что он по-прежнему по сравнению с близлежащими городами остается «убогим и сирым». Никакая мы не культурная столица, посмотрите на наши дороги, мусор… Стыдно.
- У вас необычное увлечение – автотуризм по сельской глубинке. Как вы открыли для себя «Серебряное колечко» Ульяновской области?
- Я подружился с историком-археологом Радием Губайдулловым, который тоже увлечен историей нашего региона. Он мне подсказывает, куда можно поехать, чтобы посмотреть на церкви, на необыкновенно красивую природу и уникальные исторические места, рассказывает о них. Мы готовим с ним материалыдля потрясающей книги об Ульяновской области!
– Из путешествий по малой родине вы привозите удивительно поэтичные снимки…
- А началось все с того, что в рабочие поездки по сельским районам я брал с собой фотоаппарат. Снимал предприятия-банкроты, эти руины, чтобы либо продавцам показывать их состояние, либо в суде демонстрировать доказательство того, что данное предприятие – банкрот. Вместе с тем, снимал красивые пейзажи. До сих пор с удовольствием пересматриваю эти раритетные фотографии. Церковь, например, в Базарном Сызгане сегодня восстановлена, и в некрасивом виде она осталась только на снимках. А потом стал осознанно фотографировать.
- Есть снимки, нравящиеся зрителям; есть и любимые лично мной. Например, ночной снимок пешеходного моста через Свиягу. Небо было облачным, и подсвечено багровым оттенком. Для меня это было открытием, когда я смотрел на экран фотоаппарата, то был потрясен. Есть снимки, характеризующие парадоксы нашей жизни – церковь, а рядом – памятник Ленину…
- Сейчас ваши родители живут в Крыму. У вас там есть любимые местечки?
- Для меня открытием стал восточный Крым – Коктебель… Там есть «ниточка» дороги вдоль моря, с одной стороны – море, с другой - горы, лес. Первый раз я попал туда зимой, когда переехал на пароме из Краснодарского края в Керчь. Все было в снегу, необыкновенное зрелище!
- Вы стали одним из основателей Ротари Клуб Ульяновск. А как приняли решение вступить в эту всемирную общественную благотворительную организацию?
- В 2004 году по обмену опытом поехал с группой российских юристов в Штаты, принимали нас ротарианцы. До сих пор с удовольствием вспоминаю эту поездку. Мы много общались, были на заседаниях Ротари Клубов, туда входят, в основном, миллионеры, хозяева бизнеса, которым не жалко потратить на благотворительность часть своего состояния. И когда Анна Туманова позвонила мне и предложила вступить в Ротари Клуб Ульяновск, я ни минуты не сомневался, поскольку видел это движение изнутри. Меня лишь интересовало, потянем ли мы со своими доходами? Но, как выяснилось, миллионные доходы – это для Ротари не главное. Самое важное – лично участвовать в тех благотворительных проектах, которые ты сам хочешь осуществлять.
- Что главное вы успели сделать за год на посту Президента Ротари Клуб Ульяновск?
- Несмотря на кризис, мы продолжили реализацию всех наших проектов. Кроме того, с моей участием наш клуб был официально зарегистрирован. Хоть это и не обязательно, но важно для официальных отношений с партнерами, благотворителями и пр. И если бы вы знали, как это было непросто!...
- Вы - член Высшего экономического совета Ульяновской области. Власть к вашим советам прислушивается?
- Прислушивается. Например, я участвовал в разработке нормативных документов по предоставлению грантов начинающим предпринимателям. Видел воочию стремление чиновника высокого ранга – министра – сделать конкурс справедливым. Сегодня (май 2009) в Правительстве оцениваются эти заявки, их много, и скажу, что значительная часть людей деньги на развитие собственного дела должна получить.
- Для вас кризис – это работа. А у самого случались по-настоящему кризисные ситуации?
- У меня был кризис в бизнесе, я второй раз начинал с нуля, и это было связано с проблемами со здоровьем. Пять лет без отпуска и выходных, что я считал героизмом, не прошли бесследно. Я вынес урок: категорически нельзя перерабатывать, нужно уметь отдыхать!
- А какой главный жизненный урок вы извлекли?
- Первый – словом можно убить. Второе - дорогу осилит идущий.
Главные женщины Сергея Шаповалова