€ 105,81
$ 100,22
¥ 13,82
Антикризисное управление муниципальным образованием
Кризисные явления в муниципальных образованиях во многом подобны таким же проблемам на предприятиях. Конечно, со своими особенностями и более масштабными последствиями. Рассмотрим систему мероприятий по антикризисному управлению Н-ским районом Ульяновской области.
Сергей Шаповалов «Юридическое бюро Сергея Шаповалова»
Если кризис налицо
Примем за аксиому, что в Н-ском районе бюджет дефицитен, пред- приятия (независимо от формы собственности) зачастую становятся банкротами, однако глава района настроен оптимистично и готов сделать свой район достойным для проживания и работы. Целью анктикризисного управления районом является как сохранение активов различного вида (следствие — сохранение бюджетных поступлений), так и вовлечение в оборот активов, незадействованных на сегодня — для увеличения бюджета.
Антикризисное управление может включать следующие общие мероприятия:
диагностика причин возникновения кризисных ситуаций;
комплексный анализ финансово-экономического состояния для установления методов финансового оздоровления;
планирование антикризисных процедур;
контроль за их осуществлением.
Возможны несколько направлений антикрикризисного управления районом.
Первое — участие органов управления района в финансовом оздоровлении и процедурах банкротства предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данного района.
Второе — участие органов управления района в финансовом оздоровлении и процедурах банкротства муниципальных предприятий.
Третье — антикризисное управление районом как целым хозяйственно-территориальным комплексом.
Участие органов местного самоуправления в процессах банкротства немуниципальных предприятий, находящихся на территории района, требуется в следующих случаях.
1. Органы муниципального образования являются одним из кредиторов и (или) держателем акций предприятия-банкрота, или собственником имущества предприятия-банкрота.
2. В составе активов предприятия-банкрота имеются социально значимые объекты, оказывающие жизненно необходимые услуги населению муниципального образования. Защита интересов населения требует участия органов муниципального образования в переделе этой собственности.3. Банкротству подвергается градообразующая организация, при этом могут быть ущемлены интересы значительной части населения муниципального образования.
С чего начать?
Первый шаг — анализ исходного состояния, мониторинг социально-экономического положения района из имеющихся источников. Здесь же — анализ кадрового состава подчиненных главе района служб (без грамотных исполнителей — никуда). Одновременно — поиск точек соприкосновения с государственными органами (Совет депутатов, прокуратура, УВД, служба судебных приставов, налоговая служба и т.д.), исполняющими свои функции на территории района.
Перечисленные действия необходимы для создания и запуска механизма антикризисного управления, который позволит наименее затратно добиться поставленных целей. Важен ресурсный анализ. Собирается информация об имеющихся ресурсах и их движении, ресурсопотоках между предприятиями и районом, между районами, районом и областью. Изучаются активы района, их готовность к вовлечению в оборот. Здесь и природные ресурсы (лес, вода, земля), и недвижимые объекты, и социальный срез населения, причины оттока (притока) трудовых ресурсов. Важно выделить узлы пересечения финансовых и информационных потоков для последующего управления с помощью воздействий на уже имеющиеся и/или новые, сформированные узлы.
Результат — возможность оценить состояние района «на сегодня». Становятся заметны проблемные места — недооформленная земля, недобор арендных платежей, перерасход бюджетных средств по отдельным строкам и пр. Иным словом — болевые точки.
Второй шаг — формулирование задач и постановка целей, то есть желаемого состояния, с учетом тех особенностей, которые выявлены на этапе анализа. Мотивирование всех действующих на территории субъектов на совместное участие в антикризисных мероприятиях.
Третий шаг — выстраивание механизма антикризисного управления (см. схему). Задача предложенного механизма — открыто, совместно проводить государственную политику на муниципальном уровне.
Четвертый шаг — постоянный мониторинг процесса антикризисного управления и корректировка плана.
Пятый шаг — подготовка перехода от антикризисного управления к управлению развитием района.
Добившись стабильного функционирования механизма антикризисного управления в отдельно взятом районе Ульяновской области, руководство района столкнется с проблемой взаимодействия с расположенным рядом отстающим районом. Причем окажется, что «конфликт интересов» возник не вчера, а в те дни, когда руководством делались самые первые шаги по выведению своего района из кризиса. Как поступить? Оставив на контроле индикаторы кризиса, разрабатывать следующий план — «План РАЗВИТИЯ района» — и делиться наработанным антикризисным опытом с соседом.
Бедный сосед не выгоден. Ни себе, ни более успешному «нашему» району.
Функции, осуществляемые субъектами, обозначенными в схеме:
Совет по антикризисной политике:
— формирование концепции антикризисного управления, в т.ч. муниципальными образованиями района (поселками и селами). Формулирование антикризисной политики;
— постоянное освещение в СМИ собственной деятельности, оценка результатов (критика и одобрение);
— регулярное рассмотрение проблем предприятий-должников;
— вынесение резолюции в отношении каждого рассматриваемого должника. Контроль за исполнением резолюций.
Балансовые комиссии:
— изучение ситуации на предприятиях района;
— формулирование предложений по деятельности в отношении каждого рассмотренного предприятия. Передача предложений в Совет и ЦАУ.ИМНС:
— подготовка оперативной информации по нарастающей задолженности у конкретного предприятия;— передача информации в балансовую комиссию.
Прокуратура:
— оперативное реагирование и передача информации о поступающих жалобах на задержку выплаты зарплаты с целью немедленного разрешения проблемы.
УВД
ОБЭП: оперативное реагирование на предоставляемые материалы, показывающие преднамеренность (фиктивность) банкротства; инициативное получение информации и направление ее в балансовую комиссию.
ГИБДД: оперативные ответы на запросы о движении зарегистрированного автотранспорта.
ВОХР: информирование о фактах хищений имущества, повышения активности в вывозе имущества за территорию предприятия.
Гостехнадзор:
— оперативные ответы на запросы о наличии у предприятия зарегистрированной техники.
Учреждения юстиции
ПССП:
— работа по исполнению решений суда;
— коррелирование деятельности приставов с учетом совместных действий иных органов механизма антикризисного управления.
Отдела по надзору за деятельностью СРО и АУ:
— анализ деятельности СРО в районе;
— оперативное реагирование на нарушение законодательства.
Филиалы и представительства СРО, действующие на территории района:
— решение проблемы подбора арбитражного управляющего (АУ) на конкретное предприятие;
— правовое и организационное обеспечение деятельности АУ. Цель — повышение профессионального уровня исполнения процедур банкротства;
— повышение квалификации и переподготовки АУ, прохождение практики его помощниками;
— оперативное реагирование на жалобы в отношении арбитражного управляющего. Объективное их рассмотрение.
Центр антикризисного управления (ЦАУ):
— анализ состояния района, подготовка плана антикризисных мероприятий для согласования с Советом по антикризисной политике и утверждения Советом районных депутатов. Простой план — таблица из трех граф: мероприятие, срок, ответственный. Развернутый план — сетевой, ленточный график антикризисных мероприятий с обязательным указанием количественных результатов каждого временного этапа и возможных альтернатив в зависимости от полученных промежуточных показателей;
— контроль за исполнением плана антикризисных мероприятий;
— подготовка рекомендаций по внесению поправок в план;
— подбор исполнителей, заключение договоров;
— контроль деятельности организаций, обеспечивающих исполнение плана (аудиторских, консалтинговых, юридических, саморегулируемых (СРО));— отчет о результатах перед Советом по антикризисной политике.
При внедрении механизма антикризисного управления в конкретном районе функции субъектов могут непринципиально изменяться. Здесь важно не количество органов, а достоверность получаемой информации и оперативность реагирования. Например, можно функции балансовой комиссии передать в Центр антикризисного управления и т.д.