€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ: как, когда, зачем
С 1 января 2012 года компании обязаны сообщать о результатах аттестации рабочих мест и об обязательных медосмотрах работников в Фонд социального страхования РФ. Эти сведения повлияют на расчет скидок и надбавок к тарифам страховых взносов на «травматизм».
Консультирует Соцстрах
Трудовым законодательством предусмотрено: компании-работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Сотрудники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медосмотры.
Указанные мероприятия работодатели финансируют за счет собственных средств. Однако эти и другие мероприятия можно провести за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
С 1 января 2012 года в Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены изменения, которые существенным образом меняют методику расчета скидок и надбавок к страховому тарифу на «травматизм». Отныне работодатели, добросовестно выполняющие требования охраны труда, а также по проведению аттестации рабочих мест, по условиям труда, проведения периодических медосмотров работников и т.д., смогут получить льготу в виде скидки к страховому тарифу.
Размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Пять советов работодателю
от компании «Фактор»
Как новый порядок аттестации изменил сроки ее проведения
Сроки проведения аттестации не изменились. Они устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации, а началом очередной аттестации считается дата приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
В новом порядке установлен предельный срок для начала проведения аттестации вновь созданных рабочих мест – 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Впервые введены сроки по оформлению результатов аттестации: в течение десяти календарных дней с даты формирования отчета аттестационная комиссия рассматривает его, а затем передает работодателю (его представителю) вместе с итоговым протоколом.
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления протокола и отчета подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации.
В течение следующих десяти календарных дней работодатель на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации, а также сведения об аттестующей организации в территориальную трудовую инспекцию. А аттестующая организация обязана передать в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных документы по результатам аттестации на электронном носителе.
В каких случаях необходима внеплановая аттестация
Внеплановую аттестацию рабочих мест проводят в том случае, если на предприятии установлено новое оборудование или изменился технологический процесс, появились новые коллективные средства защиты. Проводить внеплановую аттестацию нужно по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной для оценки качества процедуры аттестации. А также если условия труда были улучшены или приведены в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Кто отвечает за проведение аттестации и какие санкции предусмотрены за нарушения
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями Порядка проведения аттестации рабочих мест в регионах ведет Госинспекция труда. Государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества аттестации – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений имеют профсоюзы.
Если аттестация не проведена, это является нарушением трудового законодательства и грозит административными штрафами. Для должностного лица – от 1 тыс. до 5 тыс. рублей (при повторном аналогичном нарушении возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет). Для компании-нарушителя штраф – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Или суд может приостановить ее деятельность на срок до 90 суток.
Как оформляются результаты аттестации
Список документов, которыми оформляются результаты аттестации, расширен. Аттестационная комиссия по итогам процедуры составляет отчет, к которому помимо прежних документов нужно приложить сведения о специализированной аттестующей организации, протоколы всех заседаний аттестационной комиссии и заключения государственной экспертизы рабочих мест или предписания должностных лиц о наличии нарушений (если они имеются).
Как можно использовать результаты аттестации
Аттестация проводится для оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных или опасных производственных факторов. Ее результаты организация может использовать для следующих целей:
- для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- для установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, подтверждение права на досрочную льготную пенсию;
- для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, омерах по защите от воздействия вредных и/или опасных производственных факторов и полагающихся компенсациях;
- для оценки профессионального риска;
- для обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
üдля подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медосмотрам (обследованиям);
- для установления скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- для санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- для обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- для обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя (в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- для сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Более 150 млн. рублейнаправил Соцстрах с 2003 по 2011 год страхователям Ульяновской области на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами.
27,8 млн. рублей составил объем финансирования предупредительных мер в регионе в 2011 году. Это + 7,4% к 2010 году.
Владимир Добровольский
консультант отдела страхования профессиональных рисков УРО Фонда социального страхования РФ
АндрейКурушин
заведующий лабораторией ООО «Фактор»