Аутсорсинг ВЭД — решение современного руководителя
Партнерские отношения, основанные на договоре аутсорсинга внешнеэкономической деятельности, позволяют предприятию сконцентрировать усилия на профильной деятельности, оптимизировать затраты, что особенно актуально в условиях кризиса. Наш собеседник — руководитель Внешнеэкономической логистической компании «РОСТЭК-Ульяновск» Елена Тимошина.
— Елена Николаевна, какова миссия вашей компании?
— Кто главный потребитель услуг «РОСТЭК-Ульяновск»?
— Аутсорсинг ВЭД подходит любым компаниям, использующим импортное сырье или товары, либо производящим продукцию, предназначенную для экспорта. Спектр услуг ВЭД очень разнообразный и многопрофильный, и все это можно осуществить через единую специализированную компанию.
— И что же — достаточно одного договора между «РОСТЭК-Ульяновск» и компанией, желающей закупить что-то за рубежом?
— Именно так. Данного рода договор предусматривает все операции, связанные с покупкой заказанного клиентом товара, транспортировкой, страхованием груза при необходимости и, соответственно, с таможенным оформлением. Проще говоря, клиент, желая приобрести товар за рубежом, получает его от «РОСТЭК- Ульяновск» уже как приобретенный на внутреннем рынке. Немаловажно, что клиент избегает проблем, связанных с валютным контролем и таможенной ревизией, наша компания выступает для него в качестве «щита».
— А как при этом оптимизируются затраты?
— Любой участник ВЭД подтвердит, что при осуществлении внешнеэкономической операции все затраты просчитать, к сожалению, невозможно. Это может быть резко возросшая курсовая разница, необходимость получения дополнительных разрешительных документов, увеличение тарифов за транспортно-экспедиционные услуги, длительное хранение груза на СВХ при таможенном оформлении, санкции по результатам таможенной ревизии и многое другое. Все это в большей степени связано с увеличением прямых затрат.
Мы же, заключая договор с клиентом, фиксируем стоимость приобретаемого товара, и, таким образом, непредвиденные затраты, возникшие в ходе внешнеэкономической операции, могут быть только у «РОСТЭК-Ульяновск». Это позволяет клиентам вести более прогнозируемую финансовую политику, а нам — опираться на свой профессионализм, чтобы избежать всех непредвиденных затрат.
Также прямые затраты можно связать и с содержанием административного аппарата по ведению ВЭД в целом. Поверьте, это недешево обходится.
Если же говорить о косвенной составляющей затрат, то это, в первую очередь, временной фактор, оперативность осуществления внешнеэкономической операции. Время — деньги! Чем быстрее доставил товар, включил его в производственный процесс, тем быстрее получил определенный доход, соответственно минимизировал косвенные затраты или упущенную выгоду.
— Вероятно, в период финансового кризиса руководители станут активнее использовать аутсорсинг ВЭД...
— Думаю, настало время, когда каждый руководитель не только задумывается об оптимизации затрат по всему спектру производственных процессов, но и принимает конкретные меры. Конечно, оптимизируя внешнеэкономическую деятельность, вопрос экономии кардинально не решишь, но в цепочке принятия определенных мер в масштабе одного предприятия, мне кажется, стоит и об этом подумать.
— Какова на этот счет зарубежная практика?
— Во многих зарубежных странах крупные компании передают вести по договору аутсорсинга сторонним профильным компаниям даже бухгалтерский учет, не говоря уже о другой непрофильной деятельности. Существует тенденция передачи на аутсорсинг не только услуг, но и производственных процессов (сборочные цеха автомобилей и т.п.). Да, не нужно слепо копировать с Запада все подряд, но и пренебрегать тем, что апробировано временем и успешно применяется десятилетиями, не стоит.
— Итак, аутсорсинг ВЭД на крупных предприятиях — это своего рода панацея?
— Это веление времени, вызванное возрастанием управленческих навыков современных руководителей. Непрофильная деятельность отвлекает от концептуальных и стратегических задач. «Сосредоточься на главном — остальное поручи профессионалу» — так звучит девиз современного руководителя. Это не просто слова, это выстраданная временем тактика менеджмента.