€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Авиацентр - ПФО, авиастолица - Ульяновск?
На прошедшем Международном авиатранспортном форуме ПФО открыто называли центром авиастроения. Однако о том, что Ульяновск - авиационная столица России, говорилось очень осторожно. Если за городом закрепится такой статус, фактически «Авиастар» будет признан первым самолетостроительным заводом России.
Авиационное будущее ПФО
«Поволжский федеральный округ - это центр авиастроения», - сказал член Совета Федерации РФ Константин Титов. Замминистра транспорта РФ Валерий Окулов назвал округ «наиболее развитым среди ФО промышленных центром с концентрацией высокотехнологичных производств».
Эксперты аргументировали свое мнение статистическими данными. ПФО занимает второе место по численности населения среди российских округов. В его составе - пять городов-миллионников и шесть субъектов с населением свыше 2,5 млн. человек. Наконец, округ обладает развитой аэропортовой сетью, включающей 21 аэропорт.
Минтранс РФ выдвинул свое предложение по пилотному проекту в ПФО. В рамках этого проекта предполагается увеличить количество авиамаршрутов внутри округа с пяти до 56. В ведомстве считают, что благодаря этому возрастет пассажиропоток на авиалиниях. «Планируется, что ежегодно в Поволжье 170 тысяч человек предпочтут авиасообщение другим видам транспорта», - заявил г-н Окулов.
Кроме того, такая мера позволит создать новые рабочие места, в том числе в смежных отраслях, - по подсчетам Минтранса, около 1,7 тысяч. И, конечно, ожидается ощутимый финансовый приток. Прямые и косвенные налоги, по мнению специалистов, будут приносить около 950 млн. рублей в год. Это так называемый мультипликативный эффект - в виде дополнительных доходов и соответствующих налогов и отчислений аэропортов, агентств по продаже перевозок, отелей, туроператоров и пр.
Также планируется привлечь заемные средства от частных инвесторов в размере более 2 млрд. рублей.
Минтранс РФ считает, что эта программа «за счет развития внутреннего рынка сбыта создаст условия для интенсивного производства российских воздушных судов», которые будут использоваться в региональных и местных авиаперевозках. Г-н Окулов представил и программу субсидирования лизинга самолетов для региональных и местных перевозок. По его данным, всего программой предусмотрены средства в размере 1,9 млрд. рублей. Уже поступило 50 заявок суммарно более чем на 1,2 млрд. рублей. На семь из них выплачено в общей сложности 330 млн. рублей субсидий.
По ожиданиям российского правительства, реализация этой программы позволит обновить парк российских авиакомпаний современными воздушными судами для региональных и местных перевозок. При этом планируется, что с 2012 до 2014 годы количество этих самолетов достигнет 117.
Амбициозный Ульяновск
Еще в ноябре 2011 года правительство Ульяновской области зарегистрировало товарный знак «Авиационная столица России». Моду на присваивание городам статуса столицы (второй, третьей, культурной и пр.) начал Санкт-Петербург и продолжила Казань. Тренд «Ульяновск - культурная столица», пусть даже ПФО, не прижился. Есть ли у города шансы стать авиационным лидером России?
В рамках Международного авиатранспортного форума его участники неоднократно отмечали авиационный потенциал Ульяновска. Некоторые из них признавали, что город действительно является авиастолицей страны. Если не учитывать благодарственных речей с таким содержанием, агрументированные высказывания можно было сосчитать по пальцам.
Так, полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич объяснил, в чем уникальные преимущества Ульяновской области перед другими регионами с авиастроением. «Это особая экономическая зона портового типа, ориентированная на авиастроение, производственные мощности, высококвалифицированные кадры, крупнейший в стране вуз, готовящий гражданских пилотов. Поэтому Ульяновская область имеет все основания считаться авиационной столицей России», - заявил г-н Бабич.
Схожее мнение высказал и губернатор области Сергей Морозов. Г-н Окулов ответил: «То, что вы провозгласили Ульяновск авиационной столицей, - задача весьма амбициозная. Но упорство, с которым вы продвигаете эту идеологию, доказывает, что задача реалистичная».
Фактически, если задача будет достигнута, «Авиастар» станет первым самолетостроительным предприятием страны. Завод, долгое время считавшийся проблемным. Но перспективы у него есть, полагают эксперты. «На ульяновском авиастроительном заводе создан первый транспортный самолет Ил-476, который уже в сентябре должен будет подняться в воздух. Кроме того,ожидается, что на заводе будут ремонтироваться и модернизироваться самолеты Ан-124 «Руслан» Вооруженных Сил РФ, а также частных авиаперевозчиков. Таким образом, до 2020 года ульяновский завод будет загружен «по горлышко», - заверил участников авиафорума вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
Эльмира Мухаметшина